Цель статьи – рассмотреть вопросы сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов РФ в рамках деятельности музеев, домов народного творчества, высших учебных заведений, академических научно-исследовательских институтов и библиотек. Охарактеризованы учреждения, для которых сохранение культурного наследия не является основной сущностной деятельностью: федеральные и национальные университеты и научно-исследовательские учреждения Российской академии наук. Университеты успешно интегрируют знания, связанные с нематериальным культурным наследием, в образовательные программы. Научные учреждения стали опорными базами в своих регионах в области изучения и сохранения национальных языков как объектов нематериального культурного наследия, национальной литературы и этнографии. Рассматриваются перспективы подобной деятельности библиотек, новая роль которых закреплена Федеральным законом № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Выявлена возможность оцифровки и формирования в библиотеках цифровых коллекций объектов нематериального этнокультурного наследия, зафиксированных в виде текстов и статических изображений; информационных объектов, существующих в форме временной репрезентации (записи музыкальных произведений, танцев, фольклора). Особое внимание при оцифровке источников в библиотеках следует уделять фондам на национальных языках, коллекциям аудиозаписей народной музыки и этнографическим коллекциям. Приведены примеры практики представления нематериального этнокультурного наследия на федеральных и региональных порталах/сайтах.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2024-2-22-33
Как уже было отмечено ранее, наиболее активную роль в научном изучении нематериального этнокультурного наследия играют музеи (Научно- исследовательская…, 2018). Вместе с тем в качестве отдельного сегмента в области сохранения этнокультурного достояния могут рассматриваться также научно-исследовательские учреждения.
Список литературы
1. Антология народной культуры. 100 объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации / Гос. рос. Дом нар. творчества им. В. Д. Поленова. Москва, 2022. 127 с.
2. Артемьева Е. Б., Сарыглар Ч. В. Сохранение культурного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока в электронных коллекциях республиканских национальных библиотек // Библиосфера. 2022. № 4. C. 47-55. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-47-55.
3. Архивный поиск : сб. науч. ст. и публикаций. Вып. 5. Москва : Архив РАН, 2022. 576 с.
4. Бартова С. Ф. Мультикультурная деятельность библиотеки, как неотъемлемая часть ее современного менеджмента // Материалы российской научно-практической конференции «Деятельность библиотек по обслуживанию мультикультурного населения Российской Федерации» (12-14 октября 2009 г.). Екатеринбург, 2009. С. 12-14
5. Бергман Э. А. Электронная библиотека Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук: история, возможности и перспективы // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. № 3. С. 3-9
6. Булычева А. А. Роль библиотек в сохранении историко-культурного наследия культурных традиций мордовского народа (на примере Республики Мордовия) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 4. С. 98-103
7. Бурдина Г. М. Музей в системе российского высшего образования: история и современность // Инновационные направления социально-гуманитарных исследований : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2020. С. 5-9.
8. Галкова А. В. Роль фонограммархивов в сохранении нематериального культурного наследия народов Российской Федерации // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4. C. 28-30
9. Глушкова П. В. Актуализация этнокультурного наследия музейными средствами // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 125-134
10. Дугужева М. Х. О нематериальном культурном достоянии // Правовое регулирование экономической деятельности. 2023. № 1. С. 51-58
11. Кармова М. Р., Логина М. В. Сохранение нематериального культурного наследия в эпоху глобализационных процессах: роль языков в культурном наследии // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1. C. 399-401
12. Климов Л. А. Музей в сохранении и презентации нематериального культурного наследия : автореф. дис. … канд. культурол. наук. Санкт-Петербург, 2012. 24 с.
13. Купцова И. А., Сазонова В. А. Нематериальное культурное наследие: концептуальные подходы к определению феномену // Обсерватория культуры. 2022. № 1. C. 56-64
14. Курьянова Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 55-57
15. Курьянова Т. С. Нематериальное культурное наследие как объект зарубежного и российского научного дискурса // Гуманитарные науки в Сибири. 2019. Т. 26, № 4. C. 58-63
16. Матвеева И. Г. Археологические и этнографические предметы в стенах Императорской публичной библиотеки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4. C. 45-53
17. Намруева Л. В. О роли библиотек в сохранении культурного наследия (на примере Республики Калмыкии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. Т. 7, № 1. С. 88-94
18. Научно-исследовательская работа в музее в аспекте изучения материального и нематериального наследия : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. (16-17 марта 2018 г.). Москва, 2018. 239 с.
19. Пирожков Г. П. Нематериальное культурное наследие: изучение студентами (на примере ресурсов Международного информационного Нобелевского центра) // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 4. С. 44-48
20. Сундиева А. А. Историческая наука и исторические музеи: трехсотлетие сотрудничества // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. Москва, 2015. С. 625-634
21. Ташматова К. А. Возможности внедрения элементов нематериального культурного наследия в состав учебных предметов // Молодой ученый. 2017. № 23. С. 329-333
22. Чаднова И. В. Работа библиотек с национальной литературой // Библиотековедение. 2013. № 4. C. 54-63
23. Энциклопедия нематериального культурного наследия России: посвящается Году культурного наследия народов России. Москва : Ин-т Наследия, 2022. 575 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Гражданская наука (ГН) – это набор практик организации научных исследований в широком спектре тематических направлений с привлечением на различных этапах исследовательского процесса добровольцев, не являющихся профессиональными учеными. В статье анализируется деятельность зарубежных библиотек в целях осуществления проектов гражданской науки. Академические, научные и публичные библиотеки за рубежом принимают участие в этих проектах: реализуют краудсорсинговые проекты по созданию цифровых коллекций; помогают волонтерам ориентироваться в информационных интернет-ресурсах ГН; создают на своих сайтах руководства по использованию необходимого оборудования и программного обеспечения для выполнения задач ГН; рекламируют и визуализируют проекты, поддерживают их обсуждение и размещают в репозиториях данные, собранные добровольцами.
Цель статьи – определить роль внешних примет многотомных изданий в системе маркирования книг и в решении практических задач воссоздания первоначального состава книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов (КВЗ) XVIII – начала XIX в. Эта тема рассматривается в продолжение уже привлекавших внимание исследователей таких вопросов реконструкции книжного собрания КВЗ, как формирование фонда, его каталогизация, перераспределение книг по периферийным алтайским казенным библиотекам и др. В статье впервые идет речь не о механической фиксации тех или иных признаков экземпляров, а об изучении «механизмов взаимодействия» этих признаков в условиях перераспределения сохранившихся экземпляров по разным сибирским хранилищам. В фокусе внимания находятся приметы только раннего периода существования книжного собрания (оттиски штампов, текстовые и числовые служебные записи, особенности родных переплетов книг и др.) и относящийся к тому же времени самый ранний учетный документ – «Опись книг Барнаульской казенной библиотеки, составленная П. К. Фроловым» в 1809 г. Это дает возможность даже на ограниченном количестве ранних примет всего нескольких экземпляров детально показать связь служебных знаков с соответствующими статьями в современном этим книгам делопроизводственном документе, а также определить первоначальный состав разрозненных многотомных комплектов либо, напротив, избежать объединения в один комплект не соответствующих друг другу томов. Структуру статьи определил анализ многих деталей, связанных с каждым экземпляром из трех государственных хранилищ: ГПНТБ СО РАН, НГОНБ, НТБ ТПУ. Главным объектом исследования стали записи о «рядовых» и «частных» номерах экземпляров, служебные числовые записи, рукописные свидетельства о вхождении в состав книжных блоков многочисленных чертежей как неотъемлемой части этих изданий, разные стили вычеркивания железистыми чернилами типографских литер и другие приметы. Учтены особенности оттисков штампов. В некоторых случаях показана первостепенная важность характеристик переплета. Роль внешних примет в объединении разрозненных экземпляров в качестве комплектов многотомных изданий признана ведущей. Сделан вывод о том, что не просто фиксация, а именно тщательное изучение внешних примет сохранившихся комплектов и разрозненных томов многотомных изданий является одним из базовых условий успешной реконструкции книжного собрания КВЗ.
Оценка состояния книготорговой инфраструктуры путем создания интерактивной карты книжных магазинов страны в целях выявления потенциала ее развития и поисков путей оптимизации представляется важным фактором совершенствования информационного обмена книжной отрасли. В статье анализируются итоги первого этапа (2023 г.) мониторинга книготорговых предприятий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в рамках проекта «Карта книжных магазинов России» («Культурная карта России. Литература. Чтение»). Методология исследования базируется на сочетании сравнительно-типологического анализа данных мониторинга и ландшафтно-реконструирующего подхода. Обобщены статистические данные по числу книготорговых объектов и обеспеченности ими в федеральных округах и городах России. Детально исследуется информация о размещении и количестве книготорговых объектов в городах Сибири и Дальнего Востока, выявляются лидеры и аутсайдеры. Рассматривается представленность в регионе федеральных, региональных, местных сетевых формирований и независимых книжных магазинов. Оценивается деятельность предприятий-лидеров, много лет функционирующих в регионе, и недавно отрытых книжных магазинов. Определены общероссийские тенденции и региональные особенности развития книготорговой инфраструктуры. Анализ данных мониторинга книготорговых объектов Сибири и Дальнего Востока показал, что современная книготорговая инфраструктура региона наряду с присущими ей общероссийскими чертами характеризуется: расширением и укреплением положения федеральной книготорговой сети «Читай город»; значимым ростом интернет-канала за счет продолжающегося укрупнения основных игроков и роста популярности маркетплейс-площадок. При этом книготорговая инфраструктура обладает рядом региональных особенностей: сокращение деятельности старейших региональных сетевых формирований; успешная адаптация и расширение местных крупных и средних сетевых формирований; появление и успешная деятельность специальных детских книжных магазинов-клубов, а также магазинов клубно-кулуарного формата.
Цель статьи – показать влияние новых геополитических и экономических реалий, в которых оказалась Россия после 2020–2022 гг., на издательскую систему страны. Приводится сравнительная динамика показателей книгоиздания в целом по рынку и по его основным сегментам за последние годы. Анализируется соотношение новых изданий и переизданий, а также книг отечественных авторов и переводной литературы. Показан дисбаланс в репертуарной политике российских издательств в пользу зарубежного литературного продукта и предложены способы нормализации ситуации.
Распространение и обновление рекомендательных библиографических ресурсов, популяризирующих научные знания среди общественности, становится одной из важнейших задач библиотеки. Цель статьи – показать возможность использования сообщений средств массовой информации (СМИ) как одного из источников для создания таких библиографических ресурсов. Представлены полученные автором результаты мониторинга 146 российских СМИ с использованием базы данных «Медиалогия» (69 федеральных, 77 региональных), проводившегося в марте – апреле 2023 года. Анализ сообщений в СМИ позволил выявить объекты (организации, персоны, названия проектов), участвующие в коммуникации науки и общества. В результате исследования сформирован перечень 334 сообщений, ставших наиболее заметными информационными поводами. Эти сообщения могут послужить объектами библиографического описания, а также фактографической информацией при создании рекомендательных библиографических ресурсов (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), направленных на повышение осведомленности общества о развитии науки и распространение научной грамотности.
В современном мире большое значение приобретает понимание культуры и культурных традиций разных стран. Африканские библиотеки в силу новейших политических тенденций разделяют это понимание. Цель статьи – познакомить аудиторию журнала с неизвестной для них библиотечной системой Намибии. Автор описывает и систематизирует цели национальной библиотеки и национального архива, а также историю их появления; задачи публичных, специальных, вузовских и школьных библиотек; приводит статистику услуг, предлагаемых публичными библиотеками, а также число пользователей библиотечных услуг. В статье обозначены вызовы, стоящие перед библиотеками, архивами и информационными центрами. Автор приходит к заключению, что библиотечная система Намибии развивается с момента обретения государством независимости (с 1990 г.), однако требует приложения дальнейших усилий.
Применение дополненной реальности (AR) становится все более популярным, поскольку она объединяет реальный и виртуальный мир. В статье основное внимание уделяется применению AR для публичных и научных библиотек. Существуют проекты и примеры реализации AR-приложений, специально разработанных для библиотек, но они редко встречаются на практике. Чтобы определить, существует ли потенциал для применения AR-приложений в библиотеках, представлены результаты качественного исследования, проведенного среди библиотекарей, работающих в публичных и научных библиотеках Австрии, и экспертов по AR. Поиск мультимедиа, правильного местоположения и отображение вспомогательной информации, такой как рейтинги, обзоры, вторичные медиа, ссылки и т. д., имеют самый высокий потенциал для пользователей. AR-приложения для книжных полок в библиотеке приносят реальную пользу библиотекарям, а также имеют высокий потенциал. Экскурсии по библиотекам с использованием приложений на основе дополненной реальности облегчают работу библиотекарей, знакомя с библиотекой новых пользователей. Возможность создания AR-приложения для библиотеки демонстрируется путем представления прототипа, который предоставляет пользователям библиотеки дополнительную информацию о фонде и самой библиотеке.
Статья посвящена проблемам совершенствования системы подготовки и экспертизы научных кадров в области библиотечно-информационных наук. Актуальность обусловлена снижением качества диссертационных исследований по библиотековедению, библиографоведению и книговедению вследствие недостаточной готовности молодых научных кадров к научно-исследовательской деятельности. Цель статьи – обосновать компетентностный подход как методологическую базу теоретического проектирования программ кандидатского экзамена и предложить практические инструменты для оценки уровня готовности соискателей ученой степени кандидата наук к научной работе по специальности 5.10.4. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Дано определение кандидатского экзамена в русле компетентностного подхода, сформирована система компетентностных ориентиров в подготовке аспирантов по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Представлены разработанные и реализуемые в Московском государственном институте культуры контрольно-измерительные материалы кандидатского экзамена по специальности 5.10.4, готовые для внедрения в образовательные и экспертные практики других вузов и научных организаций.
Информационно-коммуникационные технологии влияют на деятельность библиотеки как общественного блага, призванного оперативно и полно обеспечивать потребности различных социально-демографических слоев населения. Цифровой разрыв оказывает воздействие на деятельность самой библиотеки, стремящейся создать условия для социального благополучия населения. Повышается роль публичных библиотек: в сокращении цифрового разрыва; укреплении материально-технической базы, технологической инфраструктуры; выявлении уязвимых слоев населения, не имеющих доступа к компьютерам, широкополосному интернету и не владеющих цифровой грамотностью. Большая работа проводится по цифровой инклюзии различных групп населения, которая рассматривается как инструмент решения личных, общественных и профессиональных проблем человека. Эффективность цифровой инклюзии во многом зависит от профессиональных компетентностей сотрудников библиотек, от их умения разработать программы овладения цифровой грамотностью обслуживаемого населения для его вхождения в цифровой мир. Охарактеризован сетевой подход к обучению библиотечных специалистов цифровой грамотности как наиболее гибкий и способствующий трансляции положительного опыта на большие группы обучающихся. Акцентируется значимость партнерства публичных библиотек в обучении населения цифровой грамотности с государственными органами власти, университетами, исследовательскими центрами и благотворительными фондами.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585