Статья: КТО И КУДА ЗВАЛ ПОПА И ДЬЯКОНА? ОБ ОДНОМ ГРАФФИТО ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ (2024)

Читать онлайн

В 2008 г. в алтарной зоне Успенского собора во Владимире на росписи, выполненной в эпоху Андрея Рублева, было обнаружено граффито, состоящее из двух строк с одинаковым текстом. А. А. Медынцева, исследовавшая надпись, считала ее записью заказа на требы, которые священник и дьякон Успенского собора должны были выполнить, выехав в «стан». Дублирующая надпись в таком случае является следствием повторного вызова служителей храма. Согласно уточненному прочтению, в граффито зафиксировано употребление народной формы имени Евстафий - Останя («WcmaHA»). Надпись же следует трактовать так, что Останя вызывает «попа да дьякона» Успенского собора на какое-то судебное или административное разбирательство, скорее всего, в качестве свидетелей. Если это верно, двойное граффито с одинаковым текстом в месте непосредственной службы вызываемых становится очень интересным примером повестки или позовницы, отраженной в храмовой эпиграфике первой половины XVI в., и еще одним примером настенной надписи деловой тематики.

Ключевые фразы: ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ, ДРЕВНЯЯ РУСЬ, ГРАФФИТИ, ЭПИГРАФИКА, делопроизводство, успенский собор во владимире, ПИСЬМЕННОСТЬ
Автор (ы): ДРОБЫШЕВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Журнал: GRAPHOSPHAERA: ПИСЬМО И ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
94. Всеобщая история
Для цитирования:
ДРОБЫШЕВА М. М. КТО И КУДА ЗВАЛ ПОПА И ДЬЯКОНА? ОБ ОДНОМ ГРАФФИТО ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ // GRAPHOSPHAERA: ПИСЬМО И ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ. 2024. Т. 4 № 2
Текстовый фрагмент статьи