В истории латиноамериканских леворадикальных движений второй половины ХХ века одним из ключевых сюжетов является значение вооруженной борьбы как инструмента революционной деятельности. 1980-е гг. стали важным этапом их развития, когда многие повстанческие группировки встали на путь легализации. В статье рассматривается опыт Колумбии, переживавшей в указанный период медленное становление плюралистической политической системы. Объектом исследования выступают отношения Колумбийской Коммунистической партии (Partido Comunista Colombiano, PCC) с повстанческими движениями, прежде всего, Революционными вооруженными силами Колумбии-Армией народа (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejército del Pueblo, FARC-EP). Отмечается, что приверженность принципу «сочетания всех форм борьбы» стала причиной сохранения тесных связей с FARC, несмотря на дистанцирование двух организаций друг от друга с точки зрения управления и целей. В 1980-е гг. PCC активизировала усилия по укреплению сотрудничества с широкими слоями левых сил, в том числе с целью создания электоральных объединений, что обеспечило возникновение в 1985 г. Патриотического союза (Unión Patriótica, UP). Это объединение было призвано послужить каналом для вступления FARC в политическую жизнь. Проблема перемирия между FARC и правительством, а также отношения к другим повстанческим движениям, стала важным предметом внутренней полемики в рядах PCC на фоне масштабного террора, развязанного против UP, и проблемы демократизации компартии. В заключение сделан вывод о том, что медленная идеологическая эволюция PCC стала одной из причин трудностей в завершении вооруженного конфликта в Колумбии.
Идентификаторы и классификаторы
Отсюда происходило двойственное отношение к вооруженной борьбе. В рамках полемики с идеологией «партизанского очага» Кубинской революции 1959 г. и маоистской доктриной «продолжительной народной войны» ставка на нее характеризовалась как проявление ультралевого уклона. В странах, где власти проводили гибкую политику смягчения социальных противоречий, рекомендовалось создание «единых демократических фронтов». Однако в случае, если «реакционеры» прибегали к откровенно диктаторским методам правления, то использование насилия считалось приемлемым3. Значительное вдохновляющее воздействие оказали победа в Никарагуа Сандинистского фронта национального освобождения (Frente Sandinista de Liberación Nacional, FSLN) в 1979 г. над диктатурой Анастасио Сомосы, а также объединение повстанцев в Сальвадоре во Фронт национального освобождения им. Фарабундо Марти (Frente Farabundo Martí para Liberación Nacional, FMLN) в 1980 г.
Список литературы
1. Алапе А. По прозвищу “Снайпер”. Партизаны Колумбии, FARC, ELN, эскадроны смерти и все остальные. М.: Родина, 2024.
2. Богданов К.В. Реконфигурация левых сил в Колумбии в XXI веке // Латинская Америка. 2022. № 10. С. 45-53. EDN: JGZHUQ
3. Богданов К.В. СССР-Колумбия: межпартийное измерение отношений // Латиноамериканский исторический альманах. 2023. № 40. С. 137-155. EDN: ZGIWLM
4. Виейра Х. Наш путь к демократии // Проблемы мира и социализма. 1981. № 4. С. 25-29.
5. Виейра Х. На повестке дня-демократизация // Проблемы мира и социализма. 1986. № 5. С. 20-33.
6. Жучкова Г.Е. Теория и практика маоистских, троцкистских и ультралевых вооруженных организаций в Колумбии. М.: ИЛА АН СССР, 1981.
7. Зубрицкий Ю.А. (отв. ред.) Колумбия: тенденции социально-экономического и политического развития. М.: Наука, 1986.
8. Ивановский З.В. Колумбия: государство и гражданское общество. Опыт экономических и политических реформ в условиях нестабильности. М.: ИЛА РАН, 1997. EDN: ERDNPL
9. Ивановский З.В. Ультралевые организации в Колумбии на современном этапе // Латинская Америка: научно-информационный бюллетень. № 87. М.: АН СССР, 1983. С. 5-41.
10. Кудачкин М.Ф. (отв. ред.). Великий Октябрь и коммунистические партии Латинской Америки. М.: Наука, 1978.
11. Манухин А.А. Содействие выходу из внутреннего вооруженного конфликта и постконфликтному развитию на примере отношений Колумбии и США (часть 1) // Вестник Московского университета. Серия 25: Мировая политика и международные отношения. 2019. № 4. С. 137-171.
12. Чумакова М.Л. Колумбийская драма: разлом общества, эскалация террора, поиски мира. М.: ИЛА РАН, 2002.
13. Хейфец В.Л. Наследники “Виоленсии”: эволюция FARC в 1990-е гг. // Латиноамериканский исторический альманах. 2019. № 21. С. 274-287. EDN: ZQGDEK
14. Щелчков А.А., Ивановский З.В. (отв. ред.). История Колумбии с древнейших времен до начала XXI века / М.: ИВИ РАН, 2022.
15. Щелчков А.А. Чилийская революция и СССР. Взгляд на Сальвадора Альенде из кабинетов ЦК КПСС // Новая и новейшая история. 2023. № 6. С. 151-164. EDN: TCIJIQ
16. Arenas J. Cese al. fuego: una historia política de las FARC. Bogotá: Oveja Negra, 1985.
17. Almond G., Coleman J.S. (ed.). The Politics of the Developing Areas. Princeton: University press, 1960.
18. Bogdanov K. La izquierda colombiana en la prensa comunista internacional (1950-1990) // Revista Izquierdas. 2022. Núm. 51. URL: https://www.izquierdas.cl/images/pdf/2022/51/art91.pdf (accessed: 20.11.2024).
19. Bolaños Martínez A. Carlos Pizarro Leongómez: del guerrillero al. candidato presidencial. Tesis doctoral. Barcelona: Universitat Pompeu Fabra, 2014. URL: https://repositori.upf.edu/items/b6e0af33-305d-47c7-803e-7d4bb12bfbc8 (accessed: 23.11.2024).
20. Campos Zornosa Y. El Baile Rojo. Relatos no contados del genocidio de la UP. Bogotá: Ícono, 2014.
21. Cepeda F., Findley R., Gamboa N. La intervención presidencial en la economía y El estado de decrecho en Colombia. Bogotá: Universidad de los Andes, CIDER, 1984.
22. Cepeda M. The Quite War in Colombia // World Marxist Review. 1987. No. 5. P. 106-112.
23. Chilcote R.H. Post-Marxism: the Retreat from Class in Latin America // Latin American Perspectives. 1990. Vol. 17. No. 2. P. 3-24. EDN: JOHYKF
24. Contreras J. FARC-EP: Insurgencia, terrorismo y narcotráfico en Colombia. Memoria y discurso. Madrid: Editorial Dickinson, 2018.
25. Cook Th.R. The Financial Arm of the FARC: A Threat Finance Perspective // The Journal of Strategic Security. 2011. Vol. 4. No. 1. P. 19-36.
26. Cruz Rodríguez E. Estrategias de negociación con la insurgencia armada en Colombia (1982 - 2014) // Imaginar la paz en Colombia: cavilaciones desde la academia / ed. S.N. Cogollo Ospina. Medellín: Funlam, 2015. URL: https://editorial.ucatolicaluisamigo.edu.co/index.php/editorial/catalog/book/86 (accessed: 23.11.2024).
27. Delgado A. Todo tiempo pasado fue peor. Bogotá: La Carreta Editores, 2007.
28. Duque Daza J. Los partidos políticos colombianos 1974-2006: subinstitucionalización de los partidos tradicionales y emergencia de organizaciones políticas alternativas // CLASCO: Informes. 2007. URL: https://biblioteca.clacso.edu.ar/clacso/becas/20190809051812/duque.pdf (accessed: 21.11.2024).
29. Duque Daza J. El Partido Comunista Colombiano en el Post Frente Nacional // Estudios políticos. 2012. Vol. 41. P. 124-148.
30. Dyrck Ch., van. DDR and SSR in War-to-Peace Transition. Geneva: Center for the Democratic Control of the Armed Forces, 2016.
31. FARC-EP. Documentos rectores. 31 años de lucha por la paz, democracia y soberañia. Por la convivencia y la democracia. Documentos del Secretariado y el Estado Mayor Central. Montañas de Colombia, 1995.
32. Gómez-Suárez A. Genocide, Geopolitics and Transnational Networks. Contextualizing the destruction of the Unión Patriótica of Colombia. London and New York: Routledge, 2015.
33. Guatibonza D.M.D. La relación entre la Unión Patriótica y el Partido Comunista de Colombia entre 1987 y 1990 // Humanitas Hodie. 2021. Vol. 4. No. 2. P. 1-21.
34. Harnecker M. Colombia: combinación de todas las formas de lucha. Bogotá: Ediciones Suramerica, 1988.
35. Harnecker M. Colombia: entrevista con la nueva izquierda. La Habana: Biblioteca Popular, 1989.
36. Hernández Mora Y. La Unión Patriótica: memorias para la paz y la democracia // Panorama. 2016. Vol. 18. No. 10. P. 27-38.
37. Jimeno R. Tenga.. ¡Esta es Colombia! Entrevista a Jaime Bateman. Lima: Producciones H.L., 1984.
38. Krujt D., Rey Tristán E., Álvarez M. (ed.). Latin American Guerrilla Movements: Origins, Evolutions, Outcomes. N.Y.: Routledge, 2019.
39. Lee Ch. The FARC and the Colombian Left: Time for a Political Solution? // Latin American Perspectives. 2012. Vol. 39. No. 1. P. 28-42.
40. Moreno Trujillo E.E. Entre la Contradicción y la Resignificación: El Partido Comunista Colombiano frente a la perestroika (1985-1992) // La Silla Vacía. 2011. Vol. 4. No. 2. P. 1-18.
41. Partido Comunista Colombiano (PCC). Congresos XI-XIII. Bogotá: PCC, 1971, 1974, 1980.
42. Peláez Acevedo T. (ed.). Guerrilla y población civil. Trayectoria de las FARC, 1949-2013. Bogotá: Centro de Memoria Histórica, 2014.
43. Peláez Acevedo T. (ed.) Todo pasó frente a nuestros ojos. El genocidio de la Unión Patriótica, 1984-2002. Bogotá: Centro de Memoria Histórica, 2018.
44. Peña Сhivata C. (ed.) Fenomenología y transformación del discurso de las FARC para la estrategia y el poder. Bogotá: Estado Mayor de las Fuerzas Armadas de Colombia, 2017.
45. Rozema R. Urban DDR-Processes: Paramilitaries and Criminal Networks in Medellin, Colombia // Journal of Latin American Studies. 2008. Vol. 40. No. 3. P. 423-452.
46. Schonfeld W.R. Political Parties: the Functional Approach and the Structural Alternative // Comparative Politics. 1983. Vol. 15. No. 4. P. 477-499.
47. Shugart M.S. Guerrillas and Elections: An Institutionalist Perspective on the Costs of Conflict and Competition // International Studies Quarterly. 1992. Vol. 36. No. 2. P. 121-151.
48. Trejos L.F., González Arana R. El Partido Comunista Colombiano y la combinación de todas las formas de lucha. Entre la simpatía inernacional y las tensiones locales, 1961-1981 //Revista Izquierdas. 2013. Núm. 17. URL: https://www.izquierdas.cl/images/pdf/2013/11/Trejos-3.pdf (accessed: 21.11.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В представленной статье анализируется опыт противостояния коренного населения Никарагуа Сандинистскому фронту национального освобождения во время Центральноамериканского конфликта в 1980-е годы. Исследуются причины, побудившие индейцев мискито выступить против центральной власти, а также общая обстановка на территориях традиционного расселения автохтонных жителей в описываемый период. Отдельно затрагивается тема «индейского вопроса» до и после победы Сандинистской революции в 1979 году. Опыт противодействия гегемонии государства со стороны мискито и др. индейских групп при выработке собственной стратегии основывался на истории локальных конфликтов последней трети прошлого столетия. По мнению автора исследования, данный case study можно отнести к успешному проявлению так называемой «низовой геополитики», которая формировалась в рамках критического направления в 80-90-е гг. XX в. В частности, для понимания этого феномена анализировались подходы, разработанные Бернардом Нитшманном и Полом Роутледжем. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что несмотря на успешный опыт противостояния государству и получение долгожданной автономии, по мере включения в политический процесс коренное население не смогло обеспечить стабильного развития своих территорий. Виной тому стали, как внешние факторы, так и внутренние противоречия. Подтверждением тому может служить союз в сандинистами, который в итоге не оказал позитивного воздействия на политическое представительство коренного населения на национальном уровне. Авторитарный стиль правления администрации Даниэля Ортеги сделал невозможным дальнейшее сотрудничество индейцев с президентской властью. Тем не менее, «индейский вопрос» в политике все еще остается.
В данной статье анализируется оппозиционный дискурс в каталонской культуре первой половины 1970-х гг., а также способы его выражения через художественные практики. Каталонские художники, музыканты и театральные деятели использовали язык искусства для обхода цензуры, создания альтернативного культурного пространства и консолидации протестных настроений. Особое внимание уделяется движению Nova Cançó («Новая песня»), а также театральным и визуальным стратегиям, способствовавшим распространению антифранкистских идей. В статье анализируются механизмы взаимодействия художественной и интеллектуальной среды с леворадикальными движениями, включая PSUC, MIL и другие организации. В работе исследуется связь между политическим активизмом и художественными практиками, демонстрируя, как культура становилась пространством свободы и сопротивления в условиях диктатуры.
В современной аргентинской политике обращение к левым означает обращение к троцкистской традиции и идентичности. В последние десятилетия это течение стало радикальной альтернативой не только среди союзов трудящихся и в университетской среде, но и в предвыборной и парламентской борьбе. Присутствие этого течения в стране не ново. С конца 1920-х годов в стране сосуществовали различные течения, претендовавшие на роль последователей Левой оппозиции, а затем и Четвертого интернационала. Однако это течение не всегда имело заметное присутствие или влияние. По этой причине данная статья посвящена началу 1970-х годов, периоду, который считается поворотным для более превращения этого течения в значительное политическое явление. В частности, в статье рассматривается развитие Социалистической партии трудящихся (Partido Socialista de los Trabajadores - PST), которая, хотя и была основана в 1972 г., являлась продолжением аргентинского троцкизма, существовавшего с 1940-х годов. Цель работы - проанализировать те программные особенности и способы политического вмешательства, которые можно считать уникальными в этот неспокойный период. В контексте сосуществования многочисленных проявлений и форм левых сил мы исходим из следующих размышлений. С одной стороны, обращение к троцкистскому опыту позволяет выделить определенные особенности, которые отсутствовали у других действовавших политических акторов того периода при проведении сравнительного анализа. С другой стороны, утверждается, что эти особенности также становятся важными элементами для понимания причин долгой политической жизни этого революционного течения в последующие десятилетия и вплоть до сегодняшнего дня.
Понимание интерпретаций и идей Роднея Арисменди, которые он сам называл уругвайским путем к социализму, имеет фундаментальное значение для анализа стратегий и межклассовых союзов, которые оказали влияние на создание Широкого фронта (Frente Amplio) как платформы единства уругвайских левых. С 1955 по 1989 гг. Арисменди был генеральным секретарем Коммунистической партии Уругвая (КПУ) и редактором Revista Estudios, ее теоретического органа. В течение 27 лет подряд он был национальным депутатом. В своей интеллектуальной и политической деятельности Арисменди стремился дать марксистский анализ уругвайской реальности. Его широкое прочтение идей Маркса, Ленина и других марксистов сделало коммунистического лидера главным героем дебатов о путях, методах и способах достижения социалистического общества. Авторская интерпретация Кубинской революции или избрания Сальвадора Альенде, а также перспектив вооруженной или мирной борьбы за социализм обнаруживает необычайную оригинальность его прочтения событий середины XX в. Сопоставляя каждую из доминирующих стратегий в коммунистическом или в левом движении в целом с реальностью в Уругвае в период с 1955 по 1971 г., Родней Арисменди разрабатывает необычные для того времени понятия и категории. Интерпретация реальности Арисменди и принятые им политические стратегии внесли главный вклад в новаторский опыт в латиноамериканском контексте формирования левого политического объединения в Уругвае - Широкого фронта в 1971 г.
Советско-китайские разногласия и конфликт в начале 60-х годов глубоко затронул Международное коммунистическое движение, привел к расколу и внутренней борьбе во большинстве коммунистических партий мира, и в Латинской Америке, в частности. В Боливии этот конфликт нашел отклик в рядах местной компартии, в которой произошел раскол по линии политического выбора вооруженного и мирного пути революции, опоры на крестьянство и по отношению к критике культу личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Маоизм как доктрина не сразу был взят на вооружение прокитайской компартии Боливии, так как в новую компартию ушло левое крыло партии, в большей степени находившейся под влиянием Кубинской революции и её опыта. В данной статьей анализируются идейные разногласия в боливийской компартии, политическая практика прокитайской партии в рабочем движении, в период герильи Че Гевары в Боливии, попытка создания собственной партизанской войны в Боливии, деятельности Народной ассамблеи 1971 г., а также в период военной диктатуры Бансера, то есть в период так называемых долгих 60-х годов, периода революционного подъема в Латинской Америке после победы Кубинской революции.
В статье анализируются предпосылки возникновения чилийского Левого революционного движения (Movimiento de Izquierda Revolucionaria - MIR) и его деятельность от Учредительного съезда в августе 1965 года до переворота 11 сентября 1973 года, рассматриваются формы деятельности MIR в период Народного Единства и структура организации. MIR возник после поражения кандидата левых С. Альенде на выборах 1964 года в результате объединения групп, стоявших левее ведущих партий чилийского рабочего движения - коммунистов и социалистов. Главной идеей MIR было отрицание возможности мирного пути к социализму. Стремясь стать партией революционной войны, миристы в годы правительства Народного Единства наибольших успехов достигли в массовой легальной работе и сумели обрести социальную опору среди таких народных групп, как жители трущоб и крестьяне - мапуче южного Чили. Отстаивая идею «народной власти» и «прямой пролетарской демократии», MIR после 1969 года был организован иерархически - вертикально, съезды партии проводиться перестали. В итоге противоречия внутри организации накапливались и не решались. Активисты, не согласные с триумфалистскими настроениями руководства партии, отходили от деятельности или продолжали заниматься ею без энтузиазма. 11 сентября показало, что представления друзей и врагов о военных способностях MIR оказались преувеличены. Организация так же не смогла оказать сопротивление военному перевороту, как это не смогли сделать и партии Народного Единства.
В статье даётся обзор отечественной и зарубежной историографии левого движения Перу в 1920-1940-е гг. Общей особенностью как отечественной, так и зарубежной историографии является повышенное внимание к личностям Х. К. Мариатеги и В. Р. Айя де ла Торре, которые были ключевыми личностями, формировавшими теоретические основы перуанского левого движения. При этом существует объективный дефицит работ, посвященных комплексному анализу левого движения в 1930-1940-е гг. В статье выделены особенности существующих исторических трактовок, аналитических подходов к интерпретации событий. Как отечественная, так и зарубежная историография богаты работами по истории анархистского, профсоюзного, индейского и индихенистского, крестьянского, студенческого, коммунистического и апристского движений. Однако, остаются пробелы в биографических исследованиях, существует недостаток комплексных работ, посвященных анализу взаимодействия Коммунистического Интернационала и его институтов с перуанской компартией и АПРА в 1930-е гг. Созданию более полной картины истории перуанского левого движения может поспособствовать привлечение широкого круга архивных документов.
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru