В статье рассматривается сотрудничество Иосифа Бродского и Антони Тапиеса при создании книги художника (livre d’artiste) «Римские элегии» (1993), изданной галереей Эркер в Санкт-Галлене, Швейцария. Несмотря на значимость обеих фигур в мировой культуре, их совместная работа мало исследована. Основное внимание уделено междисциплинарному подходу, объединяющему литературный анализ поэзии Бродского и исследование визуальных элементов в литографиях Тапиеса. В тексте подчеркиваются общие темы в работах обоих авторов. Автор исследует, как рукописные тексты Бродского переплетаются с графическими символами и материалами, использованными Тапиесом, включая кресты и отпечатки рук. Кроме того, приводится анализ технических аспектов создания книги, таких как литографические процессы и материалы, что помогает выявить философские и культурные аллюзии. Статья также затрагивает политический контекст и личные переживания художников. Дополнительные исследования и интервью с участниками процесса восполняют существующие пробелы в информации о сотрудничестве двух выдающихся культурных деятелей.
Идентификаторы и классификаторы
Среди пересечений русской и испанской культур есть одно, совершенно неожиданное – совместная работа поэта Иосифа Бродского и каталонского художника Антони Тапиеса – «Римские элегии» (Römische Elegien, 1993)1. Художник во многих интервью, книгах и на полотнах определял себя как каталонца, поэтому справедливо будет говорить в том числе и о русскокаталонских связях. В 2022 г. коллекционер Борис Фридман при поддержке института Сервантеса и Библиотеки иностранной литературы провел лекцию, где показал свою коллекцию «книг художника» (фр. livre d’artiste) Антони Тапиеса, в том числе и исследуемый нами альбом, поделился своими впечатлениями и размышлениями.
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Опыт петербургской интеллигенции в советские годы - по личным впечатлениям // Новый Мир. 2004. № 6. EDN: XVWHEH
2. Ахапкин Д.Н. Иосиф Бродский после России: Комментарии к стихам 1972-1995. СПб.: Издательство журнала “Звезда”, 2009. EDN: QUHERP
3. Глазунова О.И. Иосиф Бродский: Метафизика и реальность. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2008. 313 с. EDN: WDUSZL
4. Гранцева Е.О. Испанская культура в состоянии “разрыва” (1939-1956) // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2011. T. 2. Выпуск 8. EDN: PVYHFR
5. Гранцева Е.О. Испанская культура ХХ - начала ХХI века // История Испании. История Испании. Том 2. От войны за испанское наследство до начала XXI века. М.: Индрик, 2014. С. 694-762.
6. Гранцева Е.О. Образ культурной оппозиции франкизму на страницах советских журналов “Иностранная литература” и “Искусство кино” // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2017. T. 8. Выпуск 10 (64). EDN: YVVJWJ
7. Гордин Я. А. (сост.). Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность. Сборник эссе. СПб.: Издательство журнала “Звезда”, 2000.
8. Мишин В.А. Книга художника - Livre d’artiste Испанская коллекция. Пикассо. Дали. Миро. Грис. Клаве. Тапьес. // Третьяковская галерея, № 2, 2012 (35). С. 22-29.
9. Кузина Н.А. Оппозиция франкизму в каталонском искусстве второй половины ХХ века // Латиноамериканский исторический альманах, No 24. 2019. С. 173-187. EDN: VOEZQB
10. Кузина Н.А. Каталонская культура: проблемы сохранения идентичности в период диктатуры Франсиско Франко // Латиноамериканский исторический альманах, № 28. 2020. С. 285-299. EDN: IGHZBJ
11. Кузина Н.А. Русско-каталонские связи второй половины XIX и начала XX вв. // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2022. Т. 13. Вып. 10 (120). URL: https://history.jes.su/s207987840023314-4-1/. DOI: 10.18254/S207987840023314-4 EDN: PMWXLH
12. Лосев Л.В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М.: Молодая гвардия, 2008.
13. Лосев Л.В. Солженицын и Бродский как соседи. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. EDN: QUVSIV
14. Петрушанская Е.М. Музыкальный мир Иосифа Бродского. СПб.: Звезда, 2007. EDN: NHFDTM
15. Плеханова И.И. Метафизическая мистерия Иосифа Бродского. Поэт времени. М.: Издательство Андрея Олеара. 2012. EDN: VXHLRP
16. Полухина В.П. Иосиф Бродский глазами современников. СПб.: Издательство журнала “Звезда”, 2006.
17. Ранчин А.М. На пиру Мнемозины: Интертексты Иосифа Бродского. М.: Новое литературное обозрение. 2001.
18. Степанов А.Г., Фоменко И.В., Артёмова С.Ю. (ред.). Иосиф Бродский: Проблемы поэтики. Сборник научных трудов и материалов. М.: Новое литературное обозрение. 2012.
19. Янгфельдт Б. Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском / Пер. с швед. А. Нестерова. М.: Corpus. 2012.
20. Alloway L. Antoni Tapies. New York: The Solomon R. Guggenheim Museum. 1962.
21. Borja-Villel M.J.Comunicació sobre el mur // In: Tàpies.Comunicació sobre el mur. Barcelona: Fundació Antoni Tàpies-Edicions de l’Eixample. 1992.
22. Borja-Villel M.J. Preface // In: Tàpies. Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía. 2000.
23. Brodsky J. A Part of Speech. Farrar, Straus and Giroux. 1981. Brodsky J. To Urania. NY. 1988.
24. Brodsky I., Tapies A. Römische Elegien / Trans. from Russian by Felix Philipp Ingold. Erker. 1993. 47 p.
25. Brunt N.A. Blistering of paint layers as an effect of swelling by water // Journal of the Oil and Colour Chemists Association. 1964. Vol. 47. P. 31-42.
26. Catoir B. Conversations with Antoni Tàpies: with an Introduction to the Artist’s Work. Munich: Prestel. 1991.
27. Cirici A. Tàpies 1954-1964. Barcelona: Gili. 1964. Cirlot J.E. Antoni Tàpies’ paintings. Barcelona: South Gallery. 1955.
28. Cirlot J.E. Tàpies. Barcelona: Omega. 1960.
29. Civil I. The Matter Paintings of Antoni Tàpies: A Study of Some Mechanical Properties of Contemporary Alkyd Paint Layers with High Pigment Volume Concentration. Master of Art Conservation Thesis. Queen’s University, Kingston, Canada. 2000.
30. Civil I., Michalski S., Murray A. Cracking the ‘matter paintings’ of Antoni Tàpies: the role of artistic intent, deterioration and underlying mechanical causes // Committee for Conservation 13th Triennial Meeting. Rio de Janeiro, 20-27 September 2002. London: James & James (Science Publishers) Ltd. Hough M. P., Michalski S. Preliminary results of a research project exploring local treatments of cupped cracks in contemporary paintings // In: Bridgland, J. (Ed.). Preprints of the 12th Triennial Meeting of the ICOM Conservation Committee. Lyon: International Council on Museums. 1999. P. 303-311.
31. Marull J.Interview by Irene Civil. 23 February 2000. Barcelona. Tape recording.
32. Michalski S. Crack mechanisms in gilding // In: Gilded Wood. Conservation and History. Madison, Connecticut: Sound View Press. 1991. P. 171-181.
33. Pensore R. Tàpies. Barcelona: Polígrafa. 1977. Stout G.L. A trial index of laminal disruption //Journal of the American Institute for Conservation. 1977. Vol. 17. P. 17-26.
34. Tàpies A. La pràctica de l’art. Esplugues de Llobregat. Barcelona: Edicions Ariel. 1970.
35. Tàpies A. Memòria personal. Fragment per a una bibliografia. Barcelona: Editorial Crítica. 1977.
36. Tàpies A.Interview by Irene Civil. 21 February 2000. Barcelona. Tape recording.
37. Wye D. Antoni Tàpies in Print. New York: The Museum of Modern Art. 1991.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2024 году Испанская социалистическая рабочая партия отметила 145 лет своего существования. ИСРП - политический долгожитель, одна из старейших левых партий мира, которая умело адаптировалась к потребностям трансформирующегося общества, принимая новые вызовы и стремясь находить возможности для продуктивной работы. Исторический путь ИСРП - это путь, сопровождавшийся сомнениями, критикой, ревностью, отрицанием и упреками. Так было столетие назад, когда ИСРП соглашалась сотрудничать с режимом Примо де Риверы, такое же положение сохраняется и сейчас, когда правительство Педро Санчеса вынуждено балансировать и искать поддержки, получая бесконечные упреки в популизме, коррупции и несостоятельности. Также несомненно, что история ИСРП - это история Испании последних полутора веков, где партия участвовала не как свидетель, а как один из главных героев.
В статье рассматривается эволюция межамериканской системы с XIX века по 2024 год. Автор описывает некоторые черты данной системы и выделяет несколько этапов её развития, исходя из различия взглядов политиков стран Западного полушария на вопросы безопасности, совместной торговли и международного контекста. Тема безопасности и экономического сотрудничества проходит красной нитью через более чем двухсотлетнюю историю внешнеполитического взаимодействия США с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, обеспечивая своего рода преемственность этапов развития межамериканской системы: как это показано на примере испаноамериканских конгрессов 1826 - 1865 годов, панамериканских конференций 1889 - 1954 годов и саммитов Америк 1994 - 2022 годов. На каждом из этих этапов наблюдается обоюдная адаптация внешней политики стран Западного полушария. Новые инициативы по сплочению ряда стран Латинской Америки, запущенные администрацией Д. Байдена в 2023 году в год двухсотлетия доктрины Монро, накладываются на попытки Бразилии сформировать собственное макрорегиональное пространство в условиях трансформации современной системы международных отношений. Подобные противоречия лишний раз подчёркивают, что у «американской семьи» в Западном полушарии имеется 2 корня: латиноамериканский и североамериканский. Длительное время «победу» одерживал североамериканский, позволяя США выстраивать межамериканскую систему по своим правилам, однако процессы деглобализации и фрагментации мирового пространства позволяют в перспективе странам Латинской Америки выступать с собственными инициативами формулирования и наполнения этой системы. Исходя из этого автором предлагается несколько вариантов развития межамериканской системы в среднесрочной перспективе.
Правительство Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (AMLO) сформировало мексиканскую версию прогрессизма. Огромная поддержка его правительства и громкая победа Клаудии Шейнбаум на выборах, обеспечившая преемственность самопровозглашенной Четвертой Трансформации (4Т), поднимают вопросы о масштабах, ограничениях и перспективах этого процесса. Именно поэтому в данной работе анализируются социально-экономические и политические предложения, которые он пытался реализовать, и их результаты. Сначала резюмируется историческое происхождение проекта и цели его государственной программы. Далее представлены некоторые данные и количественные показатели для оценки полученных достижений, и, в-третьих, мы обращаемся к противоречиям и ограничениям его стратегии по преодолению неолиберализма и его последствий в реорганизации государственной власти, учитывая, что он обеспечил непрерывность милитаризации. Наконец, на основе этого анализа мы размышляем о направлении, в котором может следовать вторая администрация 4Т.
Статья посвящена общим и особенным чертам практической политики США по отношению к революционным процессам за рубежом в начале ХХ века. В качестве примеров используются Мексиканская революция 1910-1917 гг., Русская революция и Гражданская война 1917-1922 гг., Синьхайская революция 1911 г. в Китае. Отправной точкой для исследования служат традиции сравнительного изучения революций, теорий их генезиса и влияния на международные отношения. Отмечается, что наличие устойчивых представлений о «прогрессе» обуславливало положительное восприятие американцами революции как явления. Особое внимание уделяется значению американских стереотипов о своей стране как наиболее успешной «революционной нации». Предпринимается поиск свидетельств того, что США постепенно накапливали опыт взаимодействия с революциями, обладая достаточно ограниченной информацией о них. Исследовано соотношение дипломатических, военных, экономических, пропагандистских инструментов влияния Вашингтона на обстановку в Мексике, Китае и России, с установлением общих и особенных черт. Указывается, что американцы отталкивались от тезиса о возможности быстрого преодоления разрушительной фазы революции и ее перехода в созидательное русло. Предполагается, что революции в рассматриваемых странах способствовали постепенному изживанию в сознании американской политической элиты и интеллигенции примитивных «позитивистских» взглядов на историческое развитие. Одновременно происходило усложнение всей архитектуры планирования и проведения внешней политики США, в том числе из-за необходимости конкурировать с другими «великими державами». Изложенный подход призван прояснить типичные черты политики государства в контексте революции как международной проблемы.
Данная статья посвящена дискуссии о характере Фолклендской / Мальвинской войны 1982 г. В статье показывается, что в то время, как левые партии поддержали войну, группа левых интеллектуалов - Тэд Грант, Адольфо Джили, Алан Вудс, Альберто Боннет и ряд других - выступили против войны. По мнению левых партий, война между Аргентиной и Соединённым Королевством за Фолклендские или Мальвинские острова носила прогрессивный характер с аргентинской стороны. Занятие островов Аргентиной было направлено против британского империализма. Они утверждали, что война положила конец остаткам колониализма в Латинской Америке, что поскольку Аргентина является полуколониальной страной, ее необходимо поддержать. Марксисты всегда обязаны поддерживать борьбу против империализма за национальное освобождение. Левые интеллектуалы осудили войну. Война носила реакционный характер с обеих сторон. Их отношение к войне определялось тем какие классы ведут войну. С обеих сторон это был класс капиталистов, и они выступали против войны, ведущейся с обеих сторон, как аргентинской, так и с британской. Аргентина не была бедной эксплуатируемой колонией, хотя и имела ряд полуколониальных черт, в частности зависимость от иностранного капитала. Она, конечно, не являлась мировой империалистической державой как США и Англия, но претендовала на роль региональной державы. В Южной Америке аргентинская буржуазия имела империалистические амбиции. Ее претензии на острова на основе их самоопределения не имели под собой основания. Если бы население островов состояла из аргентинцев, угнетенных британским империализмом и борющихся за объединение с Аргентиной, долг марксистов был поддержать их борьбу с британским империализмом. Но на островах нет ни одного аргентинца. Все население англоговорящее. Захват Фолкленд - Мальвин аргентинской армией не был актом национального освобождения, а актом насилия над ними. Вторжением на Фолкленды /Мальвины аргентинская хунта преследовала цель дезориентировать и обмануть массы у себя дома.
В данной статье ставится задача исследовать процесс политической радикализации и применения народного революционного насилия, а также соответствующее совершенствование пыток как практики государственных политических репрессий в Чили в период, предшествовавший государственному перевороту 11 сентября 1973 г. Для этих целей будет рассмотрена репрессивная практика пыток в период 1964-1973 годов, применявшаяся государством против тех, кого власть определяла как политических врагов, в качестве коррелятивной реакции на радикализацию прямых действий, в ходе которых они применяли революционное насилие в публичной сфере. Наблюдалась эскалация революционного насилия с появлением различных видов вооруженных действий, не происходивших ранее, во времена правительства Фрея Монтальвы (1964-1970), и достигших пика во время президентства Альенде (1970-1973), когда произошел единственный в истории Чили теракт с участием смертника. В прямой связи с этим методы пыток ухудшились: при правительстве Фрея стали использовать наркотики, переломы костей и внедряли бразильские методы повешения, а при президентстве Альенде стали применять пытки к беременным женщинам, что приводило к смерти плода.
Статья посвящена анализу роли образа Кубы в письмах американских граждан, адресованных Н. С. Хрущёву в разгар Карибского кризиса 1962 г. Исследование фокусируется на восприятии Кубы как политического и символического субъекта, её значении в конфронтации двух сверхдержав, а также на эмоциональных реакциях, отражённых в этих письмах. Карибский кризис, достигший апогея после обнаружения советских ракет на Кубе, стал важнейшим эпизодом Холодной войны, породившим общественные тревоги и страхи, которые проявились в письмах, адресованных лидеру СССР. Автор рассматривает письма как важный исторический источник, позволяющий изучить социальные и культурные практики передачи эмоций. Применяя методы социального конструктивизма, исследование демонстрирует, как эмоции, такие как страх, гнев или надежда, трансформировались в политически значимые формы групповой идентичности. Письма показывают, что доминирующий образ Кубы как опасного “Другого” служил инструментом конструирования эмоционального сообщества, объединявшего граждан США и СССР, одновременно исключая Кубу из этой группы. Статья подчёркивает уникальность восприятия Кубы как символа угрозы и выделяет её маргинальное место в общественном сознании американцев, которые редко идентифицировали себя с кубинским народом. Анализ также раскрывает потенциал эмоций как инструмента для формирования новых идентичностей в условиях глобальных конфликтов. Выводы исследования подчеркивают, что Карибский кризис способствовал не только эскалации политических напряжений, но и трансформации международных отношений через эмоциональные и культурные механизмы.
Цель этой статьи - проанализировать дебаты, которые велись в Бразилии в 1920-1930-е гг. между коммунистами и троцкистами о значении революции 1930 г. Необходимо проанализировать различные политические черты, которые характеризовали революцию 1930 г. в зависимости от того, как те или иные течения рассматривали роль народных масс в политической борьбе. Воспринимаемый с ужасом, с точки зрения консерваторов, или с восхищением, с точки зрения прогрессистов, для тех, кто решался на политическую борьбу, отныне народ стал тем, действующим лицом, в которым следовало считаться. Троцкисты считали, что участие народа используется элитами в их борьбе за власть. Коммунисты из промосковской компартии склонны были считать участие масс фундаментальным, так как оно вызвало в качестве противодействия реакционному контрпереворот, либо потому, что массы находились в состоянии возбуждения и стали действовать самостоятельно, заставив часть правящего класса изменить свой ранее принятый политический курс. Итоги дискуссии среди бразильских марксистов показывают, что и коммунисты, и троцкисты рассматривали революцию 1930 г. как поворотный момент, как движение, положившее конец старой эпохе и положившее начало «модерности» в Бразилии, а ее главной причиной и следствием было включение народных масс в качестве основного политического агента.
В историографии Первой мировой войны и участия в ней латиноамериканских стран Уругвай занимает не самое видное место по сравнению с Аргентиной, Бразилией и Чили. Тем не менее большой интерес представляют анализируемые в статье проблемы перехода от нейтралитета к вступлению в конфликт на стороне Антанты; коллизий между «союзофилами», «германофилами и сторонниками нейтралитета в двух главных политических партиях страны «Колорадо» и «Бланко»; парламентских дебатов и дипломатических отношений с США и Великобританией; реформистской деятельности Х. Батлье-и-Ордоньеса и его сторонников, а также перехода по окончании войны к этапу неоколониализма, замены британской «неформальной империи» американской гегемонией. Значительное внимание уделяется искусным действиям администрации В. Вильсона и посла в Монтевидео Р. Э. Джеффри, которые использовали риторику панамериканизма, чтобы привлечь уругвайское правительство на свою сторону в борьбе против Тройственного союза, особенно Германии. Немалую роль в этом сыграли искусственно нагнетаемые страхи по поводу «угрозы», исходившей от немецких поселений на приграничной территории Бразилии. Автор приводит данные о значительном росте экономики Уругвая в годы войны и послевоенный период, однако приходит к выводу, что опыт страны (как и других латиноамериканских государств-сателлитов) доказал, что национальное индустриальное развитие могло быть эффективным только в условиях ослабления или прекращения связей с метрополиями. Когда США и Британия оправились от послевоенного кризиса и восстановили торговлю и инвестиционные потоки, они вплотную занялись восстановлением своих позиций в Уругвае, втягиванием страны-сателлита во всемирную систему, удушением местной независимой промышленности. Итогом стал процесс «развития неразвитости», который привел в 30-е гг. к острейшему экономическому кризису, падению демократии, государственному перевороту и установлению диктатуры Г. Терры.
В центре внимания автора находятся ключевые работы двух известных исследователей мексиканской истории Франсиско Бульнеса и Карлоса Перейра, оказавших серьезное влияние на становление мексиканской историографии. На примере их исторических трудов освещается процесс формирования исторической науки и общественной мысли Мексики в конце XIX - начале ХХ вв. Автор указывает на тесную связь формирующейся мексиканской национальной историографии с ключевыми событиями в истории страны. Бурные политические события мексиканской истории XIX в.: буржуазная революция и последовавшая за ней гражданская война 1854-1860 гг.; иностранная интервенция, поставившая под угрозу сохранение суверенитета мексиканского народа; длительное бессменное правление генерала Порфирио Диаса, предопределившее революцию 1910-1917 гг., оказывались в центре внимания и получали оценки в работах мексиканских историков конца XIX - начала XX вв. Исторические труды Франсиско Бульнеса и Карлоса Перейра, продолжили традиции формирования мексиканской исторической мысли, стали важными вехами в развитии национальной историографии и до сегодняшних дней сохранили важность и актуальность для исследователей.
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru