Статья посвящена анализу роли различных акторов в процессе формирования имиджа российских регионов. Особое внимание уделено ключевой координирующей функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере. Кроме того, рассмотрены функции и ресурсы региональных властей, их взаимодействие с другими субъектами имиджмейкинга, выявлены факторы, определяющие эффективность роли государственных органов в формировании привлекательного и конкурентоспособного имиджа территорий, обоснована необходимость системного, партнерского и клиентоориентированного подхода к реализации имиджевой политики регионов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.32324/2412-8945-2025-1-29-39
Модель «Тройная спираль» (Triple Helix model) предполагает активное взаимодействие и сотрудничество трех ключевых субъектов — власти, бизнеса и университетов / научного сообщества [6]. Применительно к имиджу территорий данная концепция может быть использована для анализа взаимодействия университетов, бизнеса и власти в формировании привлекательного имиджа региона. Согласованные коммуникация и переговоры между этими ключевыми игроками могут создавать рефлексивный слой, который реорганизует институциональные договоренности и способствует развитию региона, основанному на знаниях. Это позволяет территории позиционировать себя как инновационную, привлекательную для инвестиций и талантов.
Список литературы
1. Гиматдинов Р. Р., Насыров И. Р., Садыкова И. Р. Участие регионов в реализации внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. 2019. № 8. С. 12-25. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2223
2. Anholt S. Competitive identity // Destination Brands. 2011. Vol. 20. P. 21-31.
3. Anholt S. Why brand? Some practical considerations for nation branding // Place branding. 2006. Vol. 2, no. 2. P. 97-107.
4. Nye J. S. Soft power // Foreign policy. 1990. No. 80. P. 153-171.
5. Fombrun C. J., Van Riel C. B. M. Fame & fortune: How successful companies build winning reputations. FT press, 2004.
6. Leydesdorff L., Etzkowitz H. A Triple Helix of University-Industry-Government Relations. Mode 2 and the Globalization of National Systems of Innovation // Science under pressure. 2001. Vol. 7.
7. Батракова Л. Г. Инновационное развитие регионов России по модели «тройной спирали» // Социальнополитические исследования. 2020. № 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-regionov-rossiipo-modeli-troynoy-spirali (дата обращения: 11.07.2024).
8. Noelle-Neumann E., Petersen T. The spiral of silence and the social nature of man // Handbook of political communication research. 2004. P. 357-374.
9. Landry C. The creative city: A toolkit for urban innovators. Routledge, 2012.
10. Acuto M., Kosovac A., Hartley K. City diplomacy: Another generational shift? // Diplomatica. 2021. Vol. 3, no. 1. P. 137-146.
11. De Ridder D. W. Considering nature-based solutions for place-branding: A spatial planning perspective. North-West University (South Africa), 2019.
12. Яковлев М. Политический имидж региона в условиях современной России : моногр. М. : МАКС Пресс, 2011.
13. Замятин Д. Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социальногуманитарных исследований. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geokulturnyy-brending-territoriykontseptualnye-osnovy (дата обращения: 10.12.2024).
14. Терских М. В., Малёнова Е. Д. Имидж региона: теоретический аспект (российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-regiona-teoreticheskiy-aspekt-rossiyskiy-izarubezhnyy-opyt (дата обращения: 02.12.2024).
15. Шаркова Е. А. Конструирование и продвижение имиджа российского региона: методологические проблемы и практический опыт // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве : материалы симпозиума, 23-24 марта 2009 г. / отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб. : Роза мира, 2009.
16. Бабкина Т. В., Колесникова Т. П. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности региона как составляющей его имиджа // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 835-846.
17. Василенко И. А. Имиджевая политика российских регионов: актуальность ребрендинга // Государственная служба. 2012. № 1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevaya-politika-rossiyskih-regionov-aktualnostrebrendinga (дата обращения: 27.11.2024).
18. Дроздова Ю. А. Имидж региона в стратегии развития территории : моногр. Волгоград : Изд-во Волгоград. ин-та упр. - филиала РАНХиГС, 2021. 396 с.
19. Кирдин В. Имидж регионов: базовые определения // Publicity. 2006. № 1. С. 12-15.
20. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: маркетинг региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 9-11.
21. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 49-57.
22. Аджиев И. А. Роль СМИ в формировании и позиционировании имиджа Северного Кавказа // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 2 (43). С. 128-133.
23. Воронцов М. Ю. Формирование имиджа региона как фактор повышения конкурентоспособности // Инновационные научные исследования. 2023. № 5-2 (29). С. 141-150.
24. PR-технологии и СМИ в процессе формирования имиджа государства и территории / И. А. Герейханова, А. С. Константинова, И. С. Миллер, Л. А. Тишина. Пятигорск : Пятигор. гос. ун-т, 2019, 115 с.
25. Егорова А. Н. Инновационные технологии в формировании политического имиджа региона // Власть. 2019. Т. 27, № 2. С. 107-110.
26. Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. 2018. Т. 14, № 4. С. 414-429.
27. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. URL: https://asi.ru/government_officials/rating (дата обращения: 17.04.2024).
28. Пресс-тур иностранных журналистов в Ставропольский край. URL: https://vk.com/@-214658700-press-turinostrannyh-zhurnalistov-v-stavropolskii-krai (дата обращения: 18.04.2024).
29. Калинкин Д. Цветущая Казань - это не просто красивый образ, а цель, которую мы ставим каждый год // Официальный портал Казани. URL: https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/denis-kalinkin-tsvetushchaya-kazan-eto-neprosto-krasivyy-obraz-a-tsel-kotoruyu-my-stavim-kazhdyy-go (дата обращения: 11.04.2024).
30. Ростех на МАКС-2021. URL: https://rostec.ru/news/rostekh-predstavlyaet-bolee-50-aviatsionnykh-novinokna-maks-2021 (дата обращения: 02.04.2024).
31. Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском. URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo-photogallery/402193-krupneyshaya-katastrofa-v-arktike-chto-izvestno-o-razlive-topliva (дата обращения: 05.04.2024).
32. Том Сойер Фест - фестиваль восстановления исторической среды URL: http://tsfest.ru (дата обращения: 03.04.2024).
33. Самые красивые деревни России. URL: https://krasaderevni.ru (дата обращения: 22.04.2024).
34. Летопись Оренбуржья // ОРТ: ort-tv.ru. URL: https://ort-tv.ru/teleproekty/letopis-orenburzhya (дата обращения: 10.04.2024).
35. Проекты движения «Делай Сам». URL: https://delaisam.org (дата обращения: 04.04.2024).
36. Рейтинг инновационных регионов России. URL: https://i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения: 20.04.2024).
37. Инновационный территориальный кластер Новосибирской области. URL: https://cluster-nso.ru (дата обращения: 15.04.2024).
38. Гайдук В. В., Лукьянцев А. С. Государственная политика управления имиджем территории в научно-экспертном измерении // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 8 (110). С. 29-38.
39. Соловьева Е. А., Шабанова Е. А. Имиджевая политика российских университетов в международном измерении: технологическое содержание // Университетские чтения - 2020 : материалы науч.-метод. чтений, ПГУ, Пятигорск, 9-10 января 2020 г. Ч. XII. Пятигорск : Пятигор. гос. ун-т, 2020. С. 105-113.
40. Проект из Якутии «Сделано в Арктике» вошел в ТОП-100 проектов России в Национальной премии «Россия - страна возможностей» и борется за первое место // Улус Медиа. URL: https://маякарктики.рф/proekt-iz-yakutiisdelano-v-arktike-voshel-v-top-100-proektov-rossii-v-naczionalnoj-premii-rossiya-strana-vozmozhnostej-i-boretsya-zapervoe-mesto (дата обращения: 11.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Трудовая миграция значительно воздействует на функционирование экономики страны. Миграционные процессы могут иметь различные последствия как для стран исхода, так и для стран прибытия. Они могут быть и положительными, и отрицательными для социально-экономического развития страны в целом или для отдельных регионов, отраслей и групп населения. При этом последствия во многом определяются эффективностью управления миграцией, качеством разработки и реализации миграционной политики, учета при ее разработке соответствия проводимых мероприятий тактическим и стратегическим интересам развития экономики страны и обеспечения благополучия ее граждан. В статье основное внимание уделяется результатам исследования современных проблем внешней трудовой миграции и выявлению направлений совершенствования управления внешней трудовой миграцией в целях реализации преимуществ от ее использования для развития отечественной экономики и минимизации негативных последствий. Анализ статистических данных о миграции, собираемых различными государственными ведомствами, выявил необходимость дальнейшего совершенствования мониторинга миграционных процессов. В ходе исследования показатели внешней миграции рассматривались в комплексе с основными макроэкономическими тенденциями в экономике России с использованием показателей в ценах 1990 г., отделенных от инфляции, и данными, характеризующими процессы недоиспользования рабочей силы. Кроме того, обосновывалась необходимость не только обеспечения эффективного использования трудового потенциала внешних трудовых мигрантов для удовлетворения долгосрочных потребностей отечественной экономики в рабочей силе, но и смещения приоритетов на активизацию программ для решения основных проблем кадрового дефицита как за счет привлечения и рационального использования внутренних трудовых резервов, так и за счет направления их на востребованные участки национальной экономики.
В данной статье представлен анализ сопротивления экономической среды, влияющей на экономический рост в национальных экономиках. Анализ различных факторов, препятствующих развитию, позволил сгруппировать их в четыре основные категории: макроэкономические, институциональные, социальные и внешние. Расчеты проведены с использованием векторного уравнения прироста основных факторов производства (трудовых ресурсов и основного капитала). Авторы предполагают, что инвестиции сразу же осваиваются, и скорость прироста основных факторов производства описывается уравнением параболического типа. При этом учитывается коэффициент сопротивления экономической среды, отражающий потери инвестиций, торможение развития экономики и противодействие росту основных факторов производства. В работе представлена методика статистической оценки коэффициента сопротивления на основе конечно-временных разностей производных. Используя статистические данные по России, авторы рассчитали динамику поведения коэффициентов сопротивления экономической среды для каждого фактора производства. Первый заметный рост коэффициента произошел в 2008 г., что связывается с экономическим кризисом в России. В 2013 г. коэффициент сопротивления экономической среды оказался отрицательным, что свидетельствовало о благоприятных условиях для развития российской экономики в этот период. Отрицательное влияние коэффициента наблюдалось в период пандемии и из-за санкций, наложенных США и Евросоюзом после начала СВО. Было проведено моделирование коэффициента сопротивления среды для США. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования подходов к управлению инвестиционными процессами и оценке эффективности реализуемых экономических мероприятий. Модель и методика оценки коэффициента сопротивления могут быть применены к анализу динамики факторов производства для других национальных экономик.
В данной статье рассматривается роль Коммунистической партии Вьетнама в постепенном процессе демократизации современного Вьетнама. Несмотря на однопартийную систему, Вьетнам стал свидетелем нескольких реформ, которые создали сложную траекторию перехода к демократической ориентации. Сосредоточив внимание на периоде после политических реформ 1986 г., автор в статье рассматривает, как социально-экономическая либерализация сосуществовала с политическим контролем Коммунистической партии Вьетнама. Данное исследование, сочетая исторический анализ с обзором последних политических реформ, проясняет подход Коммунистической партии Вьетнама к управлению, законодательным изменениям, избирательным реформам и гражданским свободам. Кроме того, в статье представлены результаты влияния международных отношений на политические метаморфозы Вьетнама; подчеркивается стратегическое участие Коммунистической партии Вьетнама в процессах демократизации при сохранении ее лидирующей роли и легитимности, а также показана динамика между прогрессивными реформами и сохранением партийного доминирования. Это указывает на то, что стратегия Коммунистической партии Вьетнама представляет собой особый путь к демократизации, характеризующийся постепенными изменениями и осторожной открытостью.
В статье сформулированы основные положения методологии управления цифровой трансформацией коммерческих предприятий в условиях перманентно изменяющейся бизнес-среды. Сложность процессов проектирования, реализации и оценки эффективности цифровой трансформации, ориентация на неоднородного массового потребителя, гибкость реакции на изменения бизнес-среды предполагают использование новых методов управления и автоматизации процессов управления на основе применения механизмов продуктового подхода и организации непрерывного автоматизированного цикла управления и мониторинга цифровой трансформации. Положения предложенной методологии и концепции ее цифровизации могут применяться также для предприятий некоммерческого сектора экономики.
В статье показаны результаты исследования национального брендинга через призму концептуального осмысления национальной идеи, ее позиционирования в глазах партнеров и конкурентов страны посредством использования механизма национального брендинга. Авторская позиция заключается в представлении национального бренда с ракурса имиджевой составляющей, что позволит расширить внешнеэкономические связи, создать предпосылки для нового сущностного содержания экономического роста и обеспечить экономическую устойчивость как залог прогрессивного развития страны в будущем.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что хотя экономические и социальные аспекты развития креативных индустрий достаточно широко освещены в деловой и научной литературе, но одновременное исследование экономических и экологических аспектов до сих пор не было проведено в должном масштабе. Исходя из этого, в статье рассматриваются экологические и экономические аспекты креативных индустрий, анализируется их влияние на экономику стран и регионов, повышение качества жизни и благосостояние общества. Кроме того, на практических примерах показано взаимодействие бизнеса и власти в мероприятиях по сохранению окружающей среды.
Экономический рост территории определяется многими факторами, включающими демографические, социальные и общественные показатели. Ключевым индикатором развития экономики региона является валовой региональный продукт как интегральный результат комплексного функционирования отраслей и видов экономической деятельности. Каждая территория характеризуется набором показателей, в наибольшей степени влияющих на уровень экономического благосостояния в зависимости от сложившихся природных, производственных и социальных условий. Выявление данных показателей и определение степени их воздействия на моделируемый индикатор позволит направленно развивать ведущие отрасли в регионе с целью максимального повышения роста экономики.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832