Рецензия на книгу: Короткевич Е. Г. Искусство США. Пути национального самопознания. М.: Издательство ГИТИС, 2020. 244 с.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 75. Живопись
Рецензия на вышедшую в 2020 г. книгу Е. Г. Короткевич «Искусство США. Пути национального самопознания» — хоть и запоздалая, но представляющаяся небесполезной попытка привлечь внимание заинтересованной аудитории к книге, предлагающей обзор ключевых тем и явлений американского искусства за почти три с половиной века его развития, вплоть до конца ХХ в.
Список литературы
1. Короткевич Е.Г. Искусство США. Пути национального самопознания. М.: Издательство ГИТИС, 2020. 244 с. EDN: HNRNSS
2. Матусовская Е.М. Американская реалистическая живопись. Очерки. М.: Искусство, 1986.
3. Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки от войны за независимость до наших дней. М.: Искусство, 1960. 322 с.
4. Шестаков В.П. История американского искусства. М.: Издательский дом “РИП-холдинг”, 2013.454 с.
5. Юрьева Т.С. Изобразительное искусство // История США. Т. 1. 1700-1877 М.: Наука, 1983. T. 1. С. 581-595.
6. Юрьева Т.С. Изобразительное искусство // История США. Т. 2. 1877-1918 М.: Наука, 1985. Т. 2. С. 490-509.
7. Юрьева Т.С. Изобразительное искусство // История США. Т. З. 1918-1945. М.: Наука, 1985.Т. 3. С. 537-557.
8. Baigell M. Artist and Identity in Twentieth-Century America. New York: Cambridge University Press, 2001. 304 p.
9. Doss E. American Art of the 20th-21st Centuries. New York: Oxford University Press, 2017, 424 p.
10. Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York: Alfred A. Knopf, 2009. 635 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Я ЗАКРЫВАЮ ГЛАЗА И НАЧИНАЮ ВИДЕТЬ» - так назвали московские художники Михаил Тихонов и Елена Утенкова свою выставку, проходившую с 26 октября по 26 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге. Эта выставка - совместный проект двух галерей: «Мойка 104» (Санкт-Петербург) и IGgallery (Париж). Творчество Михаила Тихонова, почетного члена Российской Академии художеств, и Елены Утенковой - художника и писателя, работающего в жанре малой прозы, хорошо известно в художественной среде Санкт-Петербурга. Их работы широко представлены в коллекциях Государственного Русского Музея, Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв., равно как и во многих художественных музеях и частных коллекциях России, Европы, США и Японии. Творчество художников занимает ту самую нишу в современном изобразительном искусстве, где подлинность рождается из чувств, мыслей, откликов и впечатлений, из жизни души, нашедшей собственный язык для художественного высказывания. Михаила Тихонова и Елену Утенкову, при всем различии их творческого языка, роднит глубинное, сущностное восприятие мира, взгляд изнутри, где память становится одним из основных инструментов в постижения себя и Бытия в целом.
В декабре 2023 - январе 2024 гг. в Античном и Готическом залах Музея прикладного искусства Академии Штиглица состоялась выставка работ профессора кафедры станковой и книжной графики Александра Трофимовича Пожванова. На выставке была представлена ретроспектива произведений, созданных художником в разные периоды его творчества.
В этой рубрике редакция предлагает новую форму публикации рецензий на научные издания. Известно, что часть изданий, активно прозвучавших несколько лет назад, так и не увидели опубликованных откликов, которые поступили от научной и художественной общественности в их адрес.
В конкретном случае редакция исправляет эту ситуацию, предлагая не просто повторение текстов рецензий тех лет, но и проводит краткий обзор пространственно-временной дистанции, где состоялась реализация основных идей и материалов фундаментального труда Андрея Ларионова «Искусство античной напольной мозаики», изданного в 2014 г.
Это издание стало значительным событием: Андрей Ларионов представил итог аналитического исследования, базирующегося как на историческом знании великой художественной практики, так и на богатстве собственного опыта художника-монументалиста, владеющего одной из самых сложных техник монументальной живописи. Этот ключевой момент обеспечил единство научных выводов и систематического изложения конкретной художественной практики, озвученной художником-профессионалом. Труд Андрея Ларионова был издан благодаря гранту Министерства культуры Российской Федерации и получил множество профессиональных откликов. Однако публикация этих материалов дождалась своего часа только сейчас.
В статье рассматривается эмальерное творчество Ольги Олеговны Лысенковой — выпускницы и преподавателя Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица; анализируются авторский стиль художницы, наиболее популярные темы ее творчества (исторические, мифологические, религиозные, повседневные и др.), жанровый, композиционный и колористический строй ее эмальерных работ. Особый акцент сделан на проблему взаимодействия «картины» и рамы.
Над реализацией проектов по реконструкции, созданию и дополнению храмовых интерьеров более двадцати лет работает Владимир Олейник, выпускник Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Дизайнер принимал участие в проектировании и изготовлении иконостасов, элементов убранства и предметов интерьера для знаковых петербургских храмов, расположенных на Васильевском острове — Андреевского собора, церкви Трех Святителей и Благовещенской церкви, а также храма-часовни Тихвинской иконы Божией Матери и Николаевской церкви при Морском госпитале в Кронштадте. Одним из последних реализованных проектов стала работа над внутренним убранством храма святых благоверных князей Петра и Февронии в поселке Солнечное Курортного района Санкт-Петербурга.
Народное искусство Ленинградской области до сих пор остается малоизвестным за пределами региона. Тем не менее оно представлено большим количеством промыслов. Это очаги гончарного ремесла, резьбы по дереву, плетения из лозы, вышивки, ткачества, кружева и многие другие. Для популяризации изделий народного искусства и создания среды для творческого развития промыслов необходимо искать дополнительные методы и способы. Сегодня в деятельность художественных промыслов могут широко войти инновационные идеи и проекты, в которых предусмотрено творческое партнерство народных мастеров, художников, дизайнеров. Цель такого сотрудничества — это не только привлечение широкого круга потребителей, но и создание творческих проектов, которые могли бы содействовать развитию новых направлений в области современной художественной практики. В статье рассматривается конкретная практика Оятского художественного промысла, которая способна стать достаточным пространством для организации современных коллабораций.
Техника войлоковаляния в последнее время активно используется художниками по текстилю при создании произведений декоративно-прикладного искусства. В рамках данной статьи автор попытался проследить основные этапы возрождения интереса к искусству войлока в последней четверти XX в. и причины, способствующие обращению профессиональных художников к этому материалу для реализации своих творческих замыслов, а также раскрыть на примере работ европейских художников, выполненных в XXI в., проблемы взаимосвязи техники и ее художественных особенностей.
Предлагаемая статья посвящена седельному комплекту, хранящемуся в собрании восточной конской упряжи отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа. Сначала, в середине XIX в., комплект оказался в коллекции императорского собрания оружия, до 1886 г. размещенного в специально построенном для него павильоне «Арсенал» Царского села, а затем вместе с другими предметами был перемещен в Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В процессе своего бытования в музее комплект был разделен, и в статье приводится описание процесса восстановления его первоначальной комплектации на основе анализа его составляющих, известных по сохранившимся письменным источникам, включающим музейную документацию. Одновременно уточняется атрибуция и датировка комплекта.
Корабли называли в честь богинь, красавиц, великих княгинь и императриц. Так, самым известным на сегодняшний день в российском флоте является корабль, названный в честь богини утренней зари — Авроры. «Светланой» был назван 40-пушечный парусно-винтовой фрегат, заложенный на верфи Армана (фр. Chantiers Arman) Общества морского кредита «Колла и компания» (Collas et Cie, Société générale de crédit maritime) в г. Бордо (Франция). Говоря о самодержавном государстве, нельзя не вспомнить об императорской яхте «Держава». После Октябрьского переворота 1917 г. названия кораблей были зачастую связаны с новым политическим строем, так линкор Российского императорского флота «Гангут» был переименован в «Октябрьскую революцию», а моряки его нежно называли «Октябрина». От имени зависела и программа украшения корабля. Реконструкция украшения «Светланы» и несостоявшееся носовое украшение императорской яхты «Держава» сегодня являются жемчужинами собрания Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).
Сюжетные рисунки советских набивных тканей можно по праву считать зеркалом времени, отразившим на текстильной поверхности историю новой страны. В 1920–1930-х гг. ткань рассматривалась как одно из орудий массовой агитации и пропаганды, способной ввиду своего тиража воздействовать на «широкие народные массы». Образы и формы, характерные для изобразительного искусства 20–30-х гг. XX в., нашли отражение и в декоративно-прикладном творчестве, оказав влияние на иконографические и стилистические особенности сюжетных рисунков отечественных набивных тканей. Во всем многообразии агитационных набивных рисунков сюжетные составляют значительную часть. Их тематике было присуще глубокое идеологическое содержание, пропагандирующее новые советские идеалы и ценности, а также социалистический образ жизни и быт. Диапазон стилистических решений сюжетных рисунков набивных тканей имел большую вариативность: от предметно-реалистических тенденций до формально-условных с характерным переводом повествовательного мотива в стилизованную графику. Однако столь яркий период в истории орнаментации отечественных набивных тканей оказался весьма быстротечным, завершившись в начале 1930-х гг. переходом к понятному растительному орнаменту и сменой изобразительных ориентиров на фоне революции в искусстве и победы соцреализма.
В статье рассматривается проблема «художник и заказчик» в русском прикладном искусстве рубежа XIX–XX вв. Цель статьи — выявление и анализ типологических и исторических аспектов заказа. Раскрывая поставленную цель, автор подробно анализирует типологию художественного заказа (государственный, общественный, частный); его характер (оригинальные, копийные, тиражные изделия) и сферы бытования (церковная, светская). Автором представлен стилистический анализ наиболее знаковых заказных предметов. Кроме того, в статье анализируются критерии оценки современниками художественных достоинств произведений прикладного искусства. Статья основана на архивных материалах, мемуарной и эпистолярной литературе, материалах периодической печати конца XIX — начала XX вв., каталогах аукционных домов. В качестве материала исследования избраны изделия ведущих русских золотосеребряных фирм рубежа XIX–XX вв. — поставщиков российского Императорского двора: Братья Грачевы, Морозов, Овчинников, Фаберже и др.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/