Статья посвящена замечательной научной работе музыковеда, доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника ГИИ О. Е. Левашевой. Монография «Эдвард Григ» стала одной из первых биографических книг сектора музыки о зарубежном композиторе. Этапы подготовки материалов научного исследования и защиты издания в качестве докторской диссертации, как выясняется из архивных документов, были связаны с поворотными моментами развития музыкознания в нашей стране. В статье приведены фрагменты живого коллегиального обсуждения проблематики монографии, и шире — сочетания литературных и исторических задач, решаемых музыковедами. Трактовка «научной биографии», предложенная Левашевой, уверенно корреспондирует с сегодняшним днем и способна многое подсказать современным исследователям, избирающим этот жанр.
This article is devoted to the remarkable scholarly work of musicologist, Doctor of Science (Art History), Leading Researcher at the State Institute for Art Studies Ol’ga Yevgen’yevna Levasheva. The monograph Edward Grieg became one of the Music Department’s earliest books on a foreign composer. As it turns out from archival documents, the stages of preparing research materials and defending the publication as a doctoral dissertation were associated with turning points in the development of musicology in our country. The article contains excerpts of a lively discussion on the problems related to the monograph and, more broadly, on the complex of literary and historical problems met by musicologists. The interpretation of ‘scholarly biography’ proposed by Levasheva has not lost its topicality and can suggest a lot to present-day scholars working in this genre.
Идентификаторы и классификаторы
Жанр биографического повествования, сочетающего исследовательские и художественные приемы, представленный в докторской диссертации Ольги Евгеньевны, примерно с 1990-х переживает ренессанс. Причем не только сам жанр, но и его научное осмысление в историко-философских трудах. В рамках небольшой статьи невозможно выстроить широкую панораму взглядов и теорий. Однако кое-что полезное для прояснения индивидуальной специфики подхода Левашевой к жанру научной биографии все же можно предпринять.
Список литературы
1 Левашева О. Е. Эдвард Григ. М.: Музыка, 1975.
2 Николаева А. Б. Соизмеримость биографического опыта и герменевтического метода // Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (19). С. 30–33.
3 Николаева А. Б. Биографическая рефлексивная история как результат трансформации современного жизнеописания ученого // Вестник Омского университета. 2019. Т. 24. № 2. С. 135–140.
4 Николаева А. Б. Онто-культурные взаимосвязи в современной научной биографии // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы Международных научных конференций. Омск, 2019. С. 47–48.
5 Николаева А. Б. Современная научная биография как герменевтическая персональная история: открытый вопрос // Научные исследования. 2019. 2 (28). С. 16–18. Современная научная биография как герменевтическая персональная история: открытый вопрос — тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
6 Петровская И. Ф. Биографика. Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801–1917 годов. СПб.: Logos, 2003.
1 Levasheva O. E. Ēdvard Grig [Edvard Grieg]. Moscow: Muzïka, 1975.
2 Nikolayeva A. B. Soizmerimost’ biograficheskogo opïta i germenevticheskogo metoda
[Compatibilty of biographical experience and hermeneutic method] // Gumanitarnïe
issledovaniya [Humanities]. 2018. No. 2 (19). P. 30–33.
3 Nikolayeva A. B. Biograficheskaya refleksivnaya istoriya kak rezul’tat transformacii
sovremennogo zhizneopisaniya uchenogo [Biographical reflexive history as an
outcome of the transformation of a contemporary scholar’s life story] // Vestnik
Omskogo universiteta [Proceedings of the University of Omst]. 2019. Vol. 24. No. 2.
P. 135–140.
4 Nikolayeva A. B. Onto-kul’turnïe vzaimosvyazi v sovremennoy nauchnoy biografii
[Onto-cultural correlations in contemporary scholarly biography] // Sbornik
izbrannïkh statey po materialam nauchnïkh konferenciy GNII ‘Nacrazvitie’. Materialï
Mezhdunarodnïkh nauchnïkh konferenciy [Collection of Articles after the Materials
of International Scholarly Conferences]. Omsk, 2019. P. 47–48.
5 Nikolayeva A. B. Sovremennaya nauchnaya biografiya kak germenevticheskaya
personal’naya istoriya: otkrïtïy vopros [Contemporary scholarly biography as
a hermeneutic history: an open question] // Nauchnïe issledovaniya [Scholarly
Papers]. 2019. 2 (28). P. 16–18. Sovremennaya nauchnaya biografiya kak
germenevticheskaya personal’naya istoriya: otkrïtïy vopros — tema nauchnoy stat’i po
filosofii, эtike, religiovedeniyu chitayte besplatno tekst nauchno-issledovatel’skoy rabotï v
эlektronnoy biblioteke KiberLeninka (cyberleninka.ru)
6 Petrovskaya I. F. Biografika. Vvedenie v nauku i obozrenie istochnikov
biograficheskikh svedeniy o deyatelyakh Rossii 1801–1917 godov [Biographics. An
Introduction to a Field of Scholarship and a Survey of Biographical Sources Related
to Russian Personalities of 1801–1917]. Saint Petersburg: Logos, 2003.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.
Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф. И. Стравинского и его сыновей».
Материалы переписки И. Ф. Стравинского и П. П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И. Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П. П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П. П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П. П. Сувчинского с племянницей композитора К. Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
Ада Григорьевна Айнбиндер — выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения (тема кандидатской диссертации Ады Григорьевны «Личная библиотека Чайковского как источник изучения его творческой биографии»). Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).
В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.
* Первая часть публикации — в предыдущем выпуске журнала: https://bit. ly/3xs4XLR.
Данные материалы представляют собой результат исследования рукописей государевых певчих дьяков в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов. В этих рукописях зафиксированы песнопения трех двунадесятых праздников: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впервые выполнено описание 37 певческих книг – партий дискантов, альтов, теноров и басов, с учетом их названий, формата, блока и переплета, использующихся ключей, имеющихся записей и особенностей состава. Специфика рукописного собрания государевых певчих отражается в источниковедческих таблицах с полистным описанием, указанием заголовков песнопений, их гласов, места в службе и т. п. Впервые публикуются инципиты всех песнопений, как многоголосных, так и одноголосных, а также фотокопии рукописей.
Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020–2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л. В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/