Динамика посвящений сельских церквей отражает локальные особенности формирования приходской структуры, как в Западном, так и в Восточном христианском пространстве. Для Московской Руси исследование такой динамики возможно прежде всего со времени появления правильного описания сельского пространства в конце XV в. Трансформации социальной структуры средневековой Новгородской земли после включения ее в состав Московской державы повлекли за собой динамические изменения посвящений церквей и изменение приходской структуры.
Идентификаторы и классификаторы
Сравнение посвящений церквей на различных территориях позволяет очертить локальные особенности распространения и функционирования повседневного церковного культа и приходской жизни.
Список литературы
1. Бахарева, Наталья Николаевна. О почитании икон “Богоматери Казанской” в Нижегородской епархии // Гражданская культура и ее современные аспекты. Проблемы исследования и возрождения историко-культурной среды. Нижний Новгород, 1996. С. 33-34.
2. Бегунов, Юрий Константинович. Греко-славянская традиция почитания Димитрия Солунского и русский духовный стих о нем // Byzantino-Slavica. T. 36. Prague, 1975. S. 149-172.
3. Бернштам, Татьяна Александровна. Локальные группы Двинско-Важского ареала. Духовные факторы в этно- и социокультурных процессах // Русский Север: К изучению локальных групп. Санкт-Петербург: б. и., 1995. С. 208-317.
4. Борисов, Николай Сергеевич. Посвящения престолов в русских храмах XVIII-XIX вв. (По материалам Ярославской и Костромской епархий // Вестник Московского государственного университета. Серия История. 1993. № 3. С. 23-34. EDN: YVSBGZ
5. Васильев, Михаил Иванович. О системе местных праздников в русской деревне конца XIX - первой трети ХХ в. (На примере Волотовского района Новгородской области) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тезисы Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Новгород: Издво Новгородского государственного педагогического института, 1996. С. 179-183.
6. Водов, Владимир. Первые новгородские святыни и святые (до начала XV века) // Великий Новгород в истории средневековой Европы. Москва: б. и., 1999. С. 382-390.
7. Воробьев, Владимир Михайлович. Почитание редких богородичных икон в Тверской епархии // Великое прошлое: Труды науч. конф., посв. 750-летию Тверского княжества и 725-летию Тверской епархии. Тверь: Изд-во ГЕРС, 1998. C. 108-110.
8. Воскобойникова, Наталья Петровна. Храмы Кеврольского уезда Архангельской губернии // Народное искусство России: Традиция и стиль: Сборник статей / Отв. ред. Светлана Григорьевна Жижина. Москва: Государственный исторический музей, 1995. (Труды Государственного исторического музея. Вып. 86). С. 83-90.
9. Георгиевски, Михајло. Култните места во Македониjа посветени на св. Богородице како значаjни средновековни книжневни центри // Balcano-Slavica. Vol. 16-18. 1989-1991. C. 17-25.
10. Дмитриева, Зоя Васильевна; Мильчик, Михаил Исаевич. Графические и текстовые источники по истории деревнянного церковного зодчества Белозерья (XVI-XVIII вв.) // Вспомогательные исторические дисциплины: Сборник статей. Т. 19. Ленинград: Наука, Ленингр. отделение, 1987. С. 152-169.
11. Кибирева, В. В. О некоторых мотивах распространения храмов в честь Климента, Папы Римского, в Северной Руси (X-XVII века) / В. В. Кибирева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 121-125. EDN: KVIXVL
12. Кибирева, Вера Вадимовна. О некоторых посвящениях новгородских и мезенских храмов // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск: Поморский ун-т, 2006. (Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 2). С. 179-182.
13. Кирпичников, Анатолий Николаевич; Овсянников Олег Владимирович. Древнерусский храм в Копорье // Культура средневековой Руси. Ленинград: Наука, 1974. С. 139-146.
14. Кирпичников, Анатолий Николаевич. Крепость древнего Велья // Древности Пскова. Археология, история, архитектура: К юбилею И. К. Лабутиной. Псков: Псковск. гос. объедин. ист.-архитектур. и худож. музей-заповедник, 1999. С. 127-142.
15. Кумор, Болеслав. Култът към Кирил и Методий сред Полската емиграция в САЩ // Palaeobulgarica / Старобългаристика. Т. 10. 1986. № 4. С. 68-74.
16. Малков, Юрий Григорьевич. Фрески Гостинополья // Древнерусское искусство: Балканы, Русь. Санкт- Петербург: Дмитрий Буланин, 1995. С. 351-378.
17. Мельникова, Елена Александровна. Культ св. Олава в Новгороде и Константинополе // Византийский временник. Т. 56 (81). 1995. С. 92-106.
18. Медынцева, Альбина Александровна. Подписные шедевры древнерусского ремесла. Москва: Наука, 1991. 239 с.
19. Милютенко, Надежда Ильинична. Культ св. Климента на Руси и в Ладоге XII в. // Ладога и религиозное сознание: Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г.: Материалы к чтениям. Санкт-Петербург, 1997. С. 38-41.
20. Нефедьева, Александра Карповна. Распространение медной пластики и народное мировоззрение по иконографии коллекции иркутских музеев // Русское медное литье: Сборник статей. Вып. 2 / Сост. и научн. ред. Светлана Витальевна Гнутова. Москва: Сол Систем, 1993. С. 85-87.
21. Панченко, Александр Александрович. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. 320 с.
22. Петров, Алексей Владимирович. Посвящения новгородских храмов и социально-политическая жизнь Новгорода в 989-1136 гг. // Феодальная Россия: Новые исследования: Сборник научных статей / Под ред. М. Б. Свердлова. Вып. 2. Санкт-Петербург: Третья Россия, 1998. С. 10-17.
23. Петров, Дмитрий Аркадьевич. Проблемы исторической топографии Новгорода. Москва: Старый сад, 1999. 189 с.
24. Плюханова, Марина Борисовна. Сюжеты и символы Московского царства. Санкт-Петербург: Акрополь, 1995. 334 с.
25. Пуцко, Василий Григорьевич. Новгородская ставротека // Byzantino-Slavica. T. 30. Prague, 1969. S. 241-245.
26. Салмин, Сергей Александрович. Престольные посвящения погостских церквей и динамика распространения клерикально-административной системы в Псковской земле в конце X-XV вв. // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 2. С. 10-35. EDN: MCWXUV
27. Сарабьянов, Владимир Дмитриевич. Культ св. Климента папы римского и его отображение в новгородском искусстве XII в. // Ладога и религиозное сознание: Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г.: Материалы к чтениям. Санкт-Петербург, 1997. С. 34-38.
28. Седова, Римма Алексеевна. Иконы Климента Папы Римского в вотчинах именитых людей Строгановых // Искусство Средневековой Руси: Материалы и исследования / Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Т. 12. Москва: Известия, 1999. С. 139-149.
29. Селарт, Анти. Агиотопонимы и народная религия в Ливонии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023. № 41 (1). С. 100-120.
30. Селин, Адриан Александрович. Об одном явлении в сельском храмовом строительстве XVI века (по материалам Новгородского, Ямского, Копорского и Ладожского уездов Новгородской земли) // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 8. Новгород, 1994. С. 218-231.
31. Селин, Адриан Александрович. Посвящения сельских церквей XVI-XVIII вв. Северо-Восточной и Северо-Западной Руси: Опыт исследования и сравнительный анализ // Уваровские чтения-V: Материалы научной конференции, посвященной 1140-летию г. Мурома. Муром: Стерх, 2003. С. 153-160.
32. Селин, Адриан Александрович. О соотношении разных видов поместной документации конца XVI- XVII вв.: На материалах Водской пятины Новгородской земли // Экономическая история: Ежегодник. 2012. № 2011/2012. С. 7-22.
33. Сорокатый, Виктор Михайлович. Великокняжеские патрональные и памятные посвящения храмов Новгорода в начале Московского периода его истории // Памятники старины. Концепции, открытия, версии (П.С.К.О.В.): Сборник статей памяти В. Д. Белецкого. Санкт-Петербург; Псков: Невельская типография, 1998. Т. 2. С. 281-286.
34. Сорокатый, Виктор Михайлович. Новгородские иконостасы при архиеп. Макарии (1528-1542): Статистический аспект проблемы // Макарьевские чтения. Т. 1. Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура XV-XVI вв. Можайск, 1993. С. 78-104.
35. Страхов, Александр Борисович. На святого Николу // Palaeoslavica. Vol. 2. 1994. P. 49-83.
36. Тарасов, Аркадий Евгеньевич. Храмы крепости Ивангород: К истории никольского и успенского культов на Руси // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 4: Четвертые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова: Материалы к международной научной конференции. Москва, 26 октября - 1 ноября 2015 г. Москва, 2015. С. 128-133. EDN: VLJLJN
37. Теребихин, Николай Михайлович. Сакральная география Русского Севера: (Религиозно- мифологическое пространство севернорусской культуры). Архангельск: Изд-во Поморского государственного педагогического университета, 1993. 220 с.
38. Теребихин, Николай Михайлович. Сакральная топонимика Русского Севера: (К постановке проблемы) // Вопросы топонимики Подвинья и Поморья. Архангельск, 1991. С. 24-34.
39. Ткаченко, Виктор Алексеевич. Посвящения главных престолов храмов на Северо-Востоке Подмосковья в XIV - начале ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2000. № 4. С. 32-45.
40. Успенский, Борис Андреевич. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). Москва: Издательство Московского университета, 1982. 245 с.
41. Уханова, Елена Владимировна. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. // Византийский временник. Т. 59 (84). 2000. С. 116-128.
42. Федоров, Александр Николаевич Образно-символическая система композиции древнерусского города: Диссертация на соиск. учен. степ. канд. архитектуры. Ленинград, 1989. 240 с.
43. Филюшкин, Александр Ильич. “За святую Софию!” Культ святых и модели региональной лояльности: Северо-Запад средневековой Руси, Великое княжество Литовское, Ливония // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023. № 41 (1). С. 55-73.
44. Харитонов, Георгий Владимирович. К вопросу о возникновении и эволюции погоста на территории Молого-Мстинского междуречья // Из прошлого Калининской области: Сборник статей / Отв. ред. О. А. Васильковский. Калинин: [Б. и.], 1974. С. 37-57.
45. Чешмеджиев, Димо. Към въпроса за култа на архангел Михаил в средновековна България // Palaeobulgarica / Старобългаристика. Т. 20. 1996. № 1. С. 52-61.
46. Brooke, Daphne. The Northumbrian settlements in Galloway and Carrick: An historical assessment // Proceeding of the Society of Antiquaries of Scotland. 1991. Vol. 121. P. 295-327.
47. Crawford, Barbara E. The Churches dedicated to St. Clement in Medieval England. St. Petersburg: Axiōma, 2008. 237 р.
48. Dubois, Jaques. Hagiographie et culte des saints // La Neustrie. Les pays au Nord de la Loire, de Dagobert à Charles le Chauve (VII-e - IX-e siecle). [Rouen]: Musee Des Antiguites De Seine-Maritime, [1985]. S. 135-137.
49. Head, Thomas F. Hagiography and the cult of Saints. The diocese of Orléans, 800-1200. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1990. 342 р.
50. Jasinski, Kazimierz. Kult swetego Aleksego w sredniowiecznej Leczycy // Rozniki Historyczne. R. LXII. 1996. P. 7-20.
51. Klapish-Zuber, Christiane. Children’s First Names in Italy during the Late Middle Ages // The Medieval History Journal. Vol. 2. Nr. 1. 1999. P. 37-54. EDN: JOLCET
52. Lind, John Hovard. Varangian Saints and Christlike Varangians in Early Rus’ Christianity // Saints and Sainthood around the Baltic Sea: Identity, Literacy, and Communication in the Middle Ages / Carsten Selch Jensen et al. (ed.). Michigan: Western Michigan University, Medieval Institute Publications, 2018. (Series: Studies in Medieval and Early Modern Culture). P. 79-100.
53. Nicolaus Bergius. A historico-theological exercise on the status of the Muscovite church and religion / Ed. by U. Birgegård, M. Hedlund. Stockholm: Kungl, 2019. (Slavica Suecana. Series A - Publications, Vol. 3). 327 p.
54. Oinas, Felix. Remarks on St. Nicolas (рец: Страхов А. Б. На святого Николу) // Palaeoslavica. Vol. 2. 1994. Pp. 49-83; Vol. 3. 1995. Pp. 303-305.
55. Rowley, Trevor. Villages in the landscape. 2nd ed. Stroud: Sutton Publishing Ltd, 1987. 224 p.
56. Saints and Sainthood around the Baltic Sea: Identity, Literacy, and Communication in the Middle Ages / Carsten Selch Jensen et al. (ed.). W. Michigan University Medieval Institute Publications, 2018. (Series: Studies in Medieval and Early Modern Culture). 324 р.
57. Sylvester, Dorothy. The Rural landscape of the Welsh borderland: A Study in Historical Geography. London: Macmillan, 1969. 548 p.
58. Zabytki wojewódstwa Stanisławskiego: Wykaz z lat 1920-1929 (Opracewany przez pracowników Lwowskiego okręgu konserwatorskiego). Warszawa: Wydawnictwo Przemysłowe “Wema”, 1998. 138 p.
59. Zamek i Dwór w Średniowieczu od XI do XV wieku. Poznan: Wydawnictwo Poznańskiego towarzystwa przyjaciół nauk, 2001. 255 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В культуре древнерусских земель, как и всего православного мира, почитание Богоматери приобрело поистине широчайшие масштабы. В этой связи особого внимания заслуживают образы святых жен, которые довольно часто встречаются в контексте изображения Богоматери – либо как дополнительные фигуры, либо на обороте двусторонних икон. Однако тема почитания образа Богоматери и образов святых жен недостаточно исследована. Данная статья посвящена интерпретации образов святых жен в составе композиции избранных святых на полях икон, где в среднике представленобраз Богоматери. В иконографии этого типа икон интересующие нас образы являются ключевыми фигурами в общем иконографическом замысле произведений, связаны с почитанием Богоматери, призваны акцентировать некоторые грани богородичного культа. Речь идет о свойственных образам святых жен функциях заступничества, покровительства, учительства, которые сближают их с изображением в среднике. На примере памятников различных древнерусских центров предлагается новая трактовка функций их образов, которая, однако, не противоречит ранее устоявшимся в науке представлениям о либо сугубо утилитарных аспектах почитания, связанных с покровительством определенным граням повседневности, либо с патрональными функциям. Однако данные представления не могут объяснить всех особенностей культа святых жен. Эти особенности нашли отражение в иконографии конкретных произведений. Таким образом, предлагаемая в данной статье трактовка призвана дополнить наши представления о той роли, которую образы святых жен играют в культуре Древней Руси и, в частности, в композициях интересующего нас типа.
Почитание свв. Георгия и Димитрия было широко распространено как в Византии, так и среди южных славян. Как правило, в научных исследованиях основное внимание уделяется иконографическим и стилистическим особенностям этих святых воинов. В данной статье на примере памятников сербского средневекового искусства, расположенных на территории Македонии, исследуется вопрос влияния на распространение их культа прежде всего ключевых аспектов идеологии сербских правителей Неманичей. Более пристальное внимание к отдельным иконографическим сюжетам проливает свет на сложную и весьма разнообразную картину развития сербской живописи в XIV в. и выявляет как ее специфику, так и общие точки соприкосновения с византийским искусством. Обращение к образам свв. Георгия и Димитрия служит одним из примеров взаимодействия византийской тематики и местной специфики, обусловленной общей идеей сохранения национального самосознания в рамках всеобщей «византизации». Не менее интересно проследить и выявить причины акцентирования национальных идей и индивидуальных локальных особенностей в эпоху правления короля Милутина, когда государственная идеология постепенно приобретает имперские черты, и происходит их постепенное сглаживание, примерно с 1340-х гг. обусловленное спецификой политических амбиций царя Стефана Душана, стремившегося не столько к встраиванию в византийскую парадигму, сколько к ее присвоению. В этом историко-политическом контексте рассмотрено, как эти события отражаются на распространении культов свв. Георгия и Димитрия, поскольку, с одной стороны, святой Георгий является одним из наиболее почитаемых византийских святых, с другой — его почитание тесно связано со Стефаном Неманей (основателем династии Неманичей и одним из главных национальных сербских святых). Иконография св. Димитрия Солунского имела тесную связь с главным центром почитания этого святого — Фессалоникой, где возникло множество иконографических вариантов, а также с окружающими греческими и славянскими землями. Кроме того, этот святой был тесно связан с династией Палеологов, а город, патроном которого он являлся, в период правления короля Милутина приобрел важное значение в том числе для сербских правителей.
Зооморфная иконография св. Христофора сегодня все чаще привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на широкий корпус искусствоведческой литературы, проблема бытования культа и реликвий св. Христофора на Руси практически не рассмотрена. Анализ письменных источников позволяет говорить о широком распространении реликвий св. Христофора на Руси начиная с XVII века. Частицы его мощей, заключенные в драгоценные раки и реликварии, со временем разошлись по всей стране. Одна из крупных святынь — честная глава св. Христофора, по форме напоминающая голову собаки, хранилась в Успенском соборе Московского Кремля и, как сообщают источники, была задействована в торжественном Чине омовения святых мощей. Зооморфная иконография мученика могла сложиться не только на основании житийных повествований св. Христофора, описывающих его с головой «аки песья», но и в связи с пребыванием в сердце Москвы — Московском Кремле — его значимой реликвии. Вместе с тем, на Руси специфический образ св. Христофора в качестве врачевателя особенно остро воспринимался в «контексте» народной культуры. Почитание мученика актуализировалось на фоне трагических событий в истории Руси, связанных с моровыми поветриями, вызывающими большую смертность не только среди людей, но и животных.
В «Житии святой Елены, королевы Сербии» (?–1314) архиепископ Данило II, её современник, рассказывает о трёх заседаниях Сабора (собрания), состоявшихся после её смерти. Первое было созвано самой Еленой, когда она почувствовала приближение смерти: Данило описывает, как он и другие созванные им люди бросились к ней, подобно апостолам во время Успения Богородицы. Современные учёные считают, что это было местное собрание, в котором участвовали только представители знати и церковные сановники из тех земель, которыми Елена владела как вдовствующая королева. Второе собрание, в котором, вероятно, участвовал весь сербский Сабор, было созвано после её смерти для организации похорон во главе с её сыном, королём Стефаном Урошем Милутином. Третье собрание, вероятно, снова местное, состоялось три года спустя для переноса её мощей, что, вероятно, положило начало (но ещё не завершило) её канонизации. Цель этой статьи — проанализировать то, как Данило описывает эти собрания, и их значение как для зарождающегося культа святой Елены, так и для средневекового сербского государства.
В статье исследуется литературная традиция, передающая память о мучениках поздней античности из Сирмия, а также методологические проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при попытке выявить исторические связи между культами мучеников, возникшими после Великого гонения на христиан (303–310 гг.), и первыми описаниями их страданий, сохранившимися в рукописной традиции греческой и латинской агиографической литературы (с VIII века). История страданий этих мучеников вошла в культурную память благодаря почитанию их культа и нарративной традиции, тем самым повлияв на формирование христианской идентичности этого святилища, независимо от этнической принадлежности его носителей. В статье представлен обзор предыдущих исследований и гипотетических решений, которые служат методологической основой для дальнейших изысканий. Методологической основой статьи является сравнительно-критический анализ всех доступных источников, в которых упоминаются случаи мученичества, связанные с древним городом Сирмиум. Обсуждаются происхождение, подлинность и историческая ценность этих источников, а также контекст, в котором они были созданы.
Как складывалось сакральное пространство православных епархий в XV–XVII веках? Можно ли определить закономерности в посвящении православных церквей определенным святым? Участники дискуссии анализируют эти вопросы, опираясь на опыт собственных исследований на разных территориях Московской Руси — европейской части и Сибири. Исследования показывают, что строительство храмов и посвящение их православным святым, православным праздникам — это своеобразный индикатор духовного освоения территории, ее обживания. Динамика посвящений престолов городских и монастырских соборов, городских и сельских приходских церквей отражает особенности формирования приходской структуры, показывает взаимосвязь общегосударственных и локальных процессов. Изучение церквей Московской Руси становится репрезентативным после появления детальных описаний сельского пространства в конце XV в. Трансформации социальной структуры государства, изменения внутренних и внешних границ приводят к динамичным изменениям в посвящениях престолов церквей и изменениям в приходской структуре.
Предметом исследования в данной статье является средненижненемецкое выражение in doder Narwe. Автор переводит его как «немецкая (тевтонская) Нарва», отвергая перевод «мертвая Нарва/Нарова», предложенный в 1936 году А. Сювалепом и поддерживаемый в настоящее время П. В. Лукиным. В качестве аргументов приводится, во-первых, ссылка на ряд лексических особенностей средненижненемецкого диалекта, сформировавшегося в условиях взаимодействия разных наречий, с характерной для него многовариантностью написания слов. Во-вторых, автор предлагает установить смысл спорного выражения, исходя из событийного контекста, который может быть восстановлен с помощью ганзейской переписки. Выражение in doder Narwe использовано в документах по делу об ограблении новгородских и ревельских купцов, совершенного на реке Нарва/Нарова в 1407 году шведскими торговыми агентами фогта Выборга Торна Бунде по инициативе Берндта фон Вреде, чьи товары были арестованы на ганзейском подворье в Новгороде. В связи с этим возникла необходимость определить границы юрисдикций немецкой или русской сторон, что было трудно сделать ввиду неразграниченности на тот момент русла реки. Перевод «мертвая Нарва/Нарова» и идентификация ее с притоком Луги Куллакюлы (Мертвицей) в данную ситуацию никак не вписываются, тогда как выражение «в немецкой (тевтонской или орденской) Нарове» представляется вполне уместным, поскольку оно употреблено в связи с юрисдикцией Немецкого (Тевтонского) ордена в Ливонии.
Статья посвящена чуду низвержения идолов в 79 главе Хроники Иоанна Никиусского, связанного с падением статуй Артемиды и Аполлона при входе малолетнего Феофила, будущего патриарха Александрийского (+412), в языческий храм в Мемфисе. Отроку Феофилу придаются черты Моисея и Христа одновременно, поскольку с одной стороны, как при приходе Христа в Египет, так и при его посещении храма, кумиры падают и разбиваются, а с другой стороны, Феофил, как Моисей, должен бежать от египтян-язычников. Рассказ о «самосокрушении» идолов имеет целый ряд параллелей в мученических житиях — Корнилия Сотника, Георгия Победоносца, Никиты Готского и других. Схема падения идолов однотипна: мученик делает вид, что готов принести жертву кумирам, вводится в храм, молится, после чего они падают. Эти рассказы могут базироваться на реальных случаях падения статуй во время землетрясений. Однако, в житиях отсутствует ряд деталей, важных, для повествования «Хроники Иоанна Никиусского». Непосредственную связь с 79 главой Иоанна Никиусского имеет Евангелие детства Христа — рассказ о том, что при приходе Святого Семейства в Египет рухнул идол, а также в так называемом Сказании Афродисиана. В Сказании повествуется о том, как в персидском царстве во время рождения Христа голоса из кумиров говорили о рождестве от Марии, а после явления звезды все кумиры падают, кроме статуи «Источника», становящейся прообразом Девы Марии. Это предание отразилось в кондаке Романа Сладкопевца «На избиение Вифлеемских младенцев», а также в Акафисте. В контексте Хроники Иоанна Никиусского и событий 391 г. — разгрома Серапеума, о котором также сообщает Хроника, и избиения христиан язычниками — выстраивается следующая символическая конструкция: приход Феофила во храм и падение кумиров, затем бегство в Никиу и в Александрию, резня в Серапеуме в 391 г. — уподобляются бегству Христа в Египет, сокрушению идолов, и избиению младенцев. Реальной основой для рассказа явилось так называемое чудо св. Спиридона Тримифунтского — падение идолов, произошедшее в 320 г., в год антиарианского собора, на котором мог присутствовать прославленный кипрский епископ. Позднейшая традиция соединила это событие с разрушением Серапеума. Это чудо могло быть перенесено на малолетнего Феофила, возможно, в связи с тем, что 320 г. мог быть годом его рождения. Здесь публикуется перевод 79 главы Хроники Иоанна Никиусского.
В статье рассматривается вопрос об обозначении представителей монгольской элиты в русских источниках в первые десятилетия после нашествия Батыя. В рассказе Ипатьевской летописи о взятии Киева в 1240 г. «воеводами» именуются и члены ханского рода, родственники Батыя, и военачальники, не принадлежавшие к династии Чингисидов. При этом «братья» Батыя определяются как «сильные воеводы», лучший монгольский полководец Субэдэй — как «первый воевода» Батыя, остальные военачальники — как «иные воеводы». Сопоставление терминологии, применявшейся по отношению к монгольской и затем ордынской знати в источниках XIII века, с одной стороны, и более позднего времени — с другой, позволило установить, что известная из источников XIV–XV столетий иерархия русских терминов: хан, верховный правитель — цесарь/царь, члены ханского рода (Чингисиды, Джучиды) — царевичи, эмиры (беки) — князья, в XIII столетии еще не сложилась. Чингисиды, как правило, упоминались без титула. Для лиц ханского окружения в этот период мог применяться термин рядца. Представители ханской администрации могли определяться по должности (баскаки). Когда же контекст сообщения источника имел отношение к военным действиям, предпочитался термин «воевода». Причем воеводами могли называться как члены ханского рода, так и полководцы, не принадлежащим к правящей династии. Таким образом, при отсутствии в первые десятилетия после подчинения Руси власти монгольских ханов разработанной русской терминологии для обозначения знати завоевателей, термин «воевода» использовался как универсальное определение.
Середина XIII века стала поворотным моментом в историографии Монгольской империи. Захватив трон в 1251 году, Мункэ-хан взял под контроль и её прошлое, заказав ряд новых придворных хроник. В настоящее время широко распространено мнение, что Мёнке был инициатором составления истории Чингисхана (годы правления 1206–1227) и его преемника Угэдэя (годы правления 1229–1241), известной как «Сокровенное сказание монголов» На основе более ранних генеалогий, прокламаций и переписки «Сокровенное сказание» считается первым достоверным источником о создании Монгольского государства. Однако эта точка зрения может быть ошибочной, поскольку существуют убедительные доказательства того, что первые персидские хроники о Монгольской империи были основаны на ещё более ранних повествовательных источниках монгольского двора. Содержание этих источников позволяет предположить, что они в значительной степени опирались на информацию чиновников Кара-Китая, которые либо бежали, либо были назначены на должности в ранней монгольской администрации Ирана. Эти персидские авторы приводят отрывочные свидетельства о том, как монголы помнили своё прошлое до того, как распространилась новая версия, продвигаемая Мункэ. В рамках настоящего исследования будет проанализирована одна из самых ранних персидских исторических хроник — «Рассказ о проклятых татарах и начале их правления» Шихаб ад-Дина Насави (ум. в 1250 г.), чтобы определить возможное происхождение этих монгольских исторических хроник и их вклад в историографию империи.
В современных научных работах, посвящённых эпохе монгольских походов, в частности Великому западному походу (1236–1242), мы видим противоречивую картину, состоящую из различных, а иногда и взаимоисключающих взглядов на ключевой вопрос о целях завоевателей и о том, насколько завоевания на Западе соотносились с более масштабными стратегическими целями Монгольской империи.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/