В статье рассмотрено современное понимание административной юрисдикции как основного направления правоохранительной деятельности государства, реализуемой через административноправовые органы и их должностных лиц по разрешению правового конфликта (административного правонарушения) в условиях цифровизации.
Как важная методологическая составляющая охранительной функции права административная юрисдикция непосредственно влияет на правоотношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка в государстве, находящемся на пути создания информационного общества, формирующего комфортное проживание граждан. Заложенный учеными-административистами научный задел в исследовании административной юрисдикции (70-е годы XX века) получил в статье новое осмысление и развитие в виде социального посыла (правового регулятора), направленного на обеспечение соблюдения баланса публичных и частных интересов, позволяющего в том числе снизить административную нагрузку на бизнес (субъекты предпринимательской деятельности) в рамках проводимой полномасштабной реформы контрольной (надзорной) деятельности.
В процессе анализа составных элементов административной юрисдикции приводятся достаточно убедительные аргументы об особой роли в ней такого межотраслевого института административного и уголовного права, как административная преюдиция, позволяющая, с одной стороны, реализовать социальную политику государства по допустимости привлечения к уголовной ответственности только при повторном (неоднократном) совершении определенных видов административных правонарушений, а с другой - обеспечить максимально эффективный способ индивидуально-профилактического воздействия на поведение потенциального правонарушителя.
Идентификаторы и классификаторы
В методологическом аспекте административная юрисдикция выступает важным направлением правового регулирования правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения общественной безопасности государства на пути формирования информационного общества, обеспечивая комфортное проживание граждан [1]. Изменения, вызванные цифровизацией, предполагающие использование информационно-телекоммуникационных технологий в системе государственного и муниципального управления, а также непосредственно влияющие на развитие социальной сферы и экономики, позволяют на теоретическом уровне по-иному взглянуть на этот юридический способ разрешения правового конфликта.
Список литературы
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309. Доступ из СПС “Кон-сультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the perspective up to 2036: decree of the President of the Russian Federation no. 309 of May 7, 2024. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
2. Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. Москва: Наука, 1970. 162 с.
Salishcheva N. G. Citizen and administrative jurisdiction in the USSR. Moscow: Nauka, 1970. 162 p. (In Russ.).
3. Шергин А. П. Административная юрисдикция. Москва: Юридическая литература, 1979. 144 с.
Shergin A. P. Administrative jurisdiction. Moscow: Legal Literature Publ., 1979. 144 p. (In Russ.).
4. Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А. Я. Сухарев. Москва: Современная энциклопедия, 1984. С. 16.
Legal Encyclopedic Dictionary I ed. by A. Ya. Sukharev. Moscow: Sovremennaya.
5. Шевцов А. В. О концепции административной юрисдикции полиции МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 92-100. EDN: ZHZPLM
Shevtsov A. V. On the Concept of Administrative Jurisdiction of the Police of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 2 (58), pp. 92-100. (In Russ.).
6. Богданов А. В. Административная преюдиция в уголовном праве России: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2019. 25 с. EDN: CRAWSI
Bogdanov A. V. Administrative Prejudice in Criminal Law of Russia. Author’s abstract.. candidate of legal sciences. Moscow, 2019. 25 p. (In Russ.).
7. Капинус О. С. Административная преюдиция в уголовном праве: проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 78-86. EDN: BIVMRG
Kapinus O. S. Administrative Prejudice in Criminal Law: Problems of Theory and Practice. Journal of Russian Law, 2019, no. 6, pp. 78-86. (In Russ.). EDN: BIVMRG
8. Ямашева Г. В. К вопросу о восстановлении института административной преюдиции в уголовном законе //Журнал российского права. 2009. № 10 (154). С. 69-79.
Yamasheva G. V. On the Issue of Restoring the Institute of Administrative Prejudice in Criminal Law. Journal of Russian Law, 2009, no. 10 (154), pp. 69-79. (In Russ.).
9. Безверхое А. Г. Возвращение “административной преюдиции” в уголовное законодательство России // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 48-53. EDN: OXSQXZ
Bezverkhov A. G. Return of “administrative prejudice” to the criminal legislation of Russia.Russian Justice, 2012, no. 1, pp. 48-53. (In Russ.). EDN: OXSQXZ
10. Лопашенко Н. А. Административной преюдиции в уголовном праве - нет! // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3 (23). С. 64-71. EDN: HBYJBR
Lopashenko N. A. No administrative prejudice in criminal law! Bulletin of the Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, 2011, no. 3 (23), pp. 64-71. (In Russ.).
11. Лопашенко Н. А. Составы преступлений с административной преюдицией - “свои среди чужих”? // Российский следователь. 2022. № 5. С. 51-55. EDN: EJOJLR
Lopashenko N. A.Compositions of crimes with administrative prejudice - “ours among strangers”? Russian investigator, 2022, no. 5, pp. 51-55. (In Russ.). EDN: EJOJLR
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 14 октября 2024 года: с изм. и доп., вступ. в силу с 21 октября 2024 года. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses no. 195-FZ of December 30, 2001, (as amended on October 14, 2024: with amendments and additions, entered into force on October 21, 2024. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 2 октября 2024 года). Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
The Criminal Code of the Russian Federation no. 63-FZ of June 13, 1996, (as amended on October 2, 2024). Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
14. По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И. И. Да-дина: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 2-П. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 12.11.2024).
On the case of verifying the constitutionality of the provisions of Article 212.1 of the Criminal Code of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen I. I. Dadin: ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated February 10, 2017 no. 2-P. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 12.11.2024). (In Russ.).
15. Бавсун И. Г, Тихон И. А., Бавсун М. В. Административная преюдиция и перспективы ее применения на современном этапе // Административное право и процесс. 2008. № 6. С. 6-10. EDN: JVYDQL
Bavsun I. G., Tikhon I. A., Bavsun M. V. Administrative prejudice and prospects for its application at the present stage. Administrative law and process, 2008, no. 6, pp. 6-10. (In Russ.). EDN: JVYDQL
16. Палий В. В. Преступление и проступок: проблемы соотношения // Lex russica (Русский закон). 2017. № 7 (128). С. 112-124. EDN: ZGLABB
Paliy V. V. Crime and misdemeanor: problems of correlation. Lex russica, 2017, no. 7 (128), pp. 112-124. (In Russ.). EDN: ZGLABB
17. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 12.11.2024).
Message of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to the Federal Assembly of the Russian Federation of dated November 12, 2009. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 12.11.2024). (In Russ.).
18. Послание Президента Российской Федерации от 3 декабря 2015 года. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 12.11.2024).
Address of the President of the Russian Federation of December 3, 2015. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 12.11.2024). (In Russ.).
19. Юрченко И. А. Мелкое преступление: новеллы российского уголовного законодательства и вопросы его совершенствования И Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. № 1. С. 58-63. EDN: YSHAHK
Yurchenko I. A. Petty crime: innovations in Russian criminal legislation and issues of its improvement. Bulletin of the Omsk Law Academy, 2018, vol. 15, no. 1, pp. 58-63. (In Russ.). EDN: YSHAHK
20. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка”: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2020 года № 24. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 12.11.2024).
On the introduction to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the draft federal law “On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation in connection with the introduction of the concept of a criminal offense”: resolution of the Plenum ofthe Supreme Court of the Russian Federation no. 24 of October 13, 2020. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 12.11.2024). (In Russ.).
21. О разъяснении сомнений и неясностей, возникших при исполнении приговора: апелляционное постановление Вологодского областного суда от 12 июля 2021 года № 22-1267/2021. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 12.11.2024).
On clarification of doubts and ambiguities that arose during the execution ofthe sentence: appellate ruling of the Vologda Regional Court no. 22-1267/2021 dated July 12, 2021. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 12.11.2024). (In Russ.).
22. Агеев А. А. О месте законодательства об административных правонарушениях в российской правовой системе//Административное право и процесс. 2011. № 2. С. 27-29. EDN: NRDGBT
Ageyev A. A. On the place of legislation on administrative offenses in the Russian legal system. Administrative law and process, 2011, no. 2, pp. 27-29. (In Russ.). EDN: NRDGBT
23. Есаков Г А. От административных правонарушений к уголовным проступкам, или о существовании уголовного права в “широком” смысле // Библиотека криминалиста. 2013. № 1. С. 37-45. EDN: PNCEKF
Esakov G. A. From administrative offenses to criminal misdemeanors, or on the existence of criminal law in the “broad” sense. Library of the criminalist, 2013, no. 1, pp. 37-45. (In Russ.). EDN: PNCEKF
24. Писаревский И. И. Административная юрисдикция в зеркале уголовного судопроизводства: сравнение на основе функционального подхода // Администратор суда. 2023. № 2. С. 30-34. EDN: IGCAFF
Pisarevsky I. I. Administrative jurisdiction in the mirror of criminal proceedings: a comparison based on the functional approach. Court Administrator, 2023, no. 2, pp. 30-34. (In Russ.). EDN: IGCAFF
25. Гришковец А. А. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях - не правосудие // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. С. 73-87. EDN: OVNNKV
Grishkovets A. A. Consideration of cases of administrative offenses by courts of general jurisdiction is not justice. Legal policy and legal life, 2023, no. 1, pp. 73-87. (In Russ.). EDN: OVNNKV
26. Панкова О. В. Современная концепция административной юрисдикции: опыт критического переосмысления // Lex russica (Русский закон). 2019. №2(147). С. 57-68. EDN: YZFRRJ
Pankova О. V. The modern concept of administrative jurisdiction: an experience of critical rethinking. Lex russica, 2019, no. 2 (147), pp. 57-68. (In Russ.). EDN: YZFRRJ
27. Кобзарь-Фролова М. Н. К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции // Административное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 138-142. EDN: PZZSWT
Kobzar-Frolova M. N. On the issue ofthe concept and essence of administrative jurisdiction. Administrative and municipal law, 2013, no. 2, pp. 138-142. (In Russ.). EDN: PZZSWT
28. Зуева Л. Ю. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции - правосудие или административная юрисдикция? // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы: XXIV Международная научно-практическая конференция в рамках XIII Московской юридической недели 21-24 ноября 2023 года. Москва, 2024. С. 246-249. EDN: QCTDLI
Zueva L. Yu. Consideration of cases of administrative offenses in courts of general jurisdiction - justice or administrative jurisdiction? Legal support of the sovereignty of Russia: problems and prospects: XXIV International scientific and practical conference. Moscow, 2024. Pp. 246-249. (In Russ.).
29. О статусе судей в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 2 июня 1992 года № 3132-1. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
On the Status of Judges in the Russian Federation: Law ofthe Russian Federation no. 3132-1 of June 2, 1992. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
30. Нобель Н. А. К вопросу о понимании правосудия при рассмотрении судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях//Административное право и процесс. 2020. № 6. С. 28-31. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2025, no. 1 (69) Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2025, no. 1 (69).
Nobel N. A. On the Issue of Understanding Justice in the Consideration of Cases of Administrative Offenses by Judges of Courts of General Jurisdiction. Administrative Law and Process, 2020, no. 6, pp. 28-31. (In Russ.). EDN: GNXDEZ
31. Нобель H. А. Особенности административнопроцессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий // Административное право и процесс. 2024. № 4. С. 47-50. EDN: AZNEXF
Nobel N. A. Features of the Administrative-Procedural Status of Judges of Courts of General Jurisdiction in Proceedings on Cases of Administrative Offenses: Analysis of Procedural Powers. Administrative Law and Process, 2024, no. 4, pp. 47-50. (In Russ.). EDN: AZNEXF
32. Кононов П. И. Производство в судах по делам об административных правонарушениях как составная часть административного судопроизводства // Правосудие. 2023. № 3. С. 60-84. EDN: MZILTX
Kononov P. I. Proceedings in courts on cases of administrative offenses as an integral part of administrative proceedings. Justice, 2023, no. 3, pp. 60-84. (In Russ.).
33. Гулягин А. Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Москва, 2016.-32 с. EDN: ZPZSLZ
Gulyagin A. Yu. Features of law enforcement activities in the sphere of administrative jurisdiction. Author’s abstract.. doctor of legal sciences. Moscow, 2016. 32 p. (In Russ.).
34. Малышкин А. В., Миронов А. Н. Понятие юрисдикции // Административное право и процесс. 2017. №8. С. 29-33. EDN: ZGDJQZ
Malyshkin A. V, Mironov A. N. The concept of jurisdiction. Administrative law and process, 2017, no. 8, pp. 29-33. (In Russ.). EDN: ZGDJQZ
35. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation: federal law no. 248-FZ of July 31,2020. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
36. Паспорт приоритетной программы “Реформа контрольной и надзорной деятельности”: приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 года № 12. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
Passport of the priority program “Reform of control and supervisory activities”: appendix to the minutes of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects dated December 21, 2016, No. 12. Access from the reference legal system “ConsultantPlus”(accessed 11.11.2024).
37. Оперативное совещание с вице-премьерами в повестке: о софинансировании расходов на оплату труда медицинских работников, о цифровой платформе государственного экологического контроля, о Концепции совершенствования контрольно-надзорной деятельности. URL: http://gov-ernment.ru/news/50505/ (дата обращения: 22.08.2024).
Operational meeting with deputy prime ministers on the agenda: on co-financing the costs of salaries of medical workers, on the digital platform for state environmental control, on the Concept for improving control and supervisory activities. URL: http://government.ru/news/50505/ (accessed 22.08.2024). (In Russ.).
38. О привлечении к ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия: постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июля 2021 года № 16-3908/2021. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
On bringing to liability under Part 2 of Article 6.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation for violations in the field of sanitary and epidemiological welfare: Resolution of the Seventh Cassation Court of General Jurisdiction no. 16-3908/2021 dated July 7, 2021. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
39. Дмитрикова Е. А. Влияние законодательства о государственном контроле (надзоре) на практику применения законодательства об административных правонарушениях // Правоприменение. 2024. Т. 8. № 3. С. 92-101. EDN: QOEBDU
Dmitrikova E. A. The impact of legislation on state control (supervision) on the practice of applying legislation on administrative offenses. Law enforcemen, 2024, vol. 8, no. 3, pp. 92-101. (In Russ.).
40. Карицкая А. А. Институт возбуждения дела об административном правонарушении в свете реформы контроля (надзора) // Вестник Московского университета. 2023. Т. 64. №4. С. 134-155.
Karitskaya A. A. Institute of Initiation of a Case on an Administrative Offense in Light of the Control (Supervision) Reform. Bulletin of Moscow University. 2023. Vol. 64. No. 4. P. 134-155.
41. Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года № 3745-р. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
On Approval of the Concept for Improving Control (Supervisory) Activities until 2026: order of the Government of the Russian Federation no. 3745-r dated December 21, 2023. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
42. План-график реализации концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года № 3745-р “Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года”. Доступ из СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 11.11.2024).
Schedule for the Implementation of the Concept for Improving Control (Supervisory) Activities until 2026, approved by Order of the Government of the Russian Federation dated December 21, 2023 No. 3745-r “On Approval of the Concept for Improving Control (Supervisory) Activities until 2026”. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
43. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год. URL: https://www.economy. gov.ru/material/dokumenty/svodnyy_doklad_o_gosu-darstvennom_kontrole_nadzore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_federacii_za_2022_god. html?ysclid=m2j8inj6fw878652187 (дата обращения: 12.11.2024).
Consolidated report on state control (supervision), municipal control in the Russian Federation for 2022. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_federacii_za_2022_god.html?ysclid=m2j8inj6fw878652187 (accessed 11.11.2024). (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье затронута теоретико-методологическая проблема определения места аналогии в системе юридико-технического инструментария уголовного права, уделено внимание содержанию и значимости юридической техники в современном мире. Проанализированы существующие дискуссии, связанные с неопределенностью перечня инструментов, составляющих юридическую технику. На основе исследования юридико-технических правил, приемов и средств делаются выводы: в современной теоретической и уголовно-правовой доктрине аналогия не называется среди инструментов техники. По своей природе наиболее корректно называть аналогию средством юридической техники уголовного права.
Настоящая статья посвящена исследованию профессиональной виктимности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в современных реалиях как социально-психологического феномена.
В рамках научного изыскания установлены детерминанты виктимности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также основные виктимообразующие ситуации.
На основании результатов проведенного социологического опроса в форме анкетирования 162 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, ставших потерпевшими по уголовным делам в 2018-2023 годах в 24 регионах Российской Федерации, описана структура личности типичной жертвы в лице сотрудника органов внутренних дел, сформулированы выводы о причинах и условиях посягательств в отношении служащих ведомства, определены основные направления совершенствования мер виктимологической профилактики преступлений подобного рода.
В статье проведен анализ рисков, угрожающих целостности отечественной культуры. Установлено, что проявление экстремизма в культуре негативно отражается на всех сферах общественной жизни. Определен главный путь противодействия экстремизму в культуре - это возрождение традиционных ценностных установок российского социума. Для противодействия проявлениям экстремизма в культуре обусловлена необходимость проведения научно-экспертной оценки, сопряженной с морально-этическими измерениями.
Данная статья посвящена проблемам борьбы с преступлениями в кредитно-финансовой сфере как одной из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в условиях активного использования злоумышленниками информационно-коммуникационных технологий.
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты указанной проблемы, анализируются существующие трудности и предлагаются меры по оптимизации деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
Подчеркивается необходимость комплексного подхода к изучению теоретико-прикладных вопросов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел для эффективного применения оперативно-розыскного инструментария в борьбе с преступлениями, совершаемыми в кредитно-финансовой сфере.
Авторами исследована проблема предрешенности «формулы» следственного обвинения как предмета проверки (оценки) прокурора и в дальнейшем суда по делу, поступившему с обвинительным заключением, в контексте должного понимания статуса, полномочий, итоговых актов этих субъектов с целью разрешения этого обвинения по существу.
Выявлена интересная закономерность оценки и изменения данного обвинения, суть которой заключается в том, что в случае актуальности изменения обвинения, внесенного на разрешение суда, и независимо оцененного прокурором, а равно судом, эти субъекты всегда связаны формулой следственного обвинения.
В итоге если они и вправе инициативно изменить данную формулу, то лишь в сторону улучшения положения обвиняемого и без существенного его изменения по фактической стороне.
Эти правила не соответствуют ни назначению в процессе указанных властных субъектов, ни пониманию того, что дело и обвинение на данный момент находятся в производстве не следственного органа, а в производстве иных управомоченных субъектов, на иных стадиях процесса, с их иными задачами, целями, средствами.
Актуальность обсуждаемого вопроса обусловлена тем, что рост коррупционной преступности угрожает не только безопасности отдельных государственных секторов, но и национальному суверенитету нашей страны. Проведенное исследование свидетельствует о том, что еще с древних времен важнейшим направлением функционирования любого общественного строя государств была борьба с коррупционными проявлениями. В настоящее время коррупцию в Российской Федерации рассматривают в качестве сложных, пожалуй, одних из самых важных проблемных аспектов, создающих множество препятствий для эффективного развития экономической ситуации. В связи с этим в современном российском обществе не теряет актуальности вопрос разработки юридических средств, предназначенных для противодействия данной категории преступности. Обозначенные меры способны принести положительный эффект. Анализ действующих правовых норм, направленных на выполнение задач противодействия рассматриваемым проявлениям, свидетельствует о том, что некоторые из них в недостаточной степени могут способствовать противостоянию масштабам данного феномена. По этой причине необходимость внесения изменений в отдельные законодательные акты и правовые нормы в данной области целесообразна и полностью оправдана. Нами сделан вывод о том, что развитие отечественных законодательных норм, правоохранительных и правоприменительных практик является не только необходимым, но и неизбежным многоаспектным процессом, который необходимо осуществлять органам государственной власти на постоянной и плановой основе. Сегодня важно развивать борьбу с коррупцией, пересматривать меры по уголовному законодательству и освобождаться от двусмысленности законодательных норм. И только тогда предпринимаемые правовые меры смогут существенно повысить результативность используемых мероприятий в сфере противодействия рассматриваемым преступным проявлениям.
Исследование посвящено вопросам развития цифровизации в уголовном судопроизводстве, осуществляемой в условиях и под влиянием массовой трансформации общества и государства. В статье обращается внимание на отрицание цифровизации, что является фактором, оказывающим сопротивление и одновременно способствующим ее развитию. Выделяются несколько уровней сопротивления такому явлению: информационный, социальный, виртуальный и материальный. Обосновывается предположение, что юристов могут пугать угрозы разрушения установленной уголовно-процессуальной формы, учитывая, что сохранить ее в привычном виде в технологическом уголовном процессе не получится.
В статье подвергаются критическому анализу аргументы авторов и сторонников законодательных инициатив о полном или частичном отказе от уголовного преследования, осуществляемого в частном порядке.
По результатам анализа судебной практики, современных взглядов ученых и практиков на состояние и перспективы частного обвинения в уголовном процессе Российской Федерации авторами сделаны выводы о том, что реализация предлагаемых норм-новелл не приведет к результатам, необходимостью достижения которых обосновывается предлагаемое реформирование, высказаны рекомендации, направленные на повышение защищенности пострадавших от преступлений частного обвинения, в том числе совершаемых в семейно-бытовой и бытовой сферах и окрашенных соответствующей мотивацией.
Их основная часть, полагают авторы, лежит вне уголовно-правового и уголовно-процессуального поля и должна быть закреплена в законе о противодействии семейно-бытовому насилию.
Поднимается проблема допускаемой должностными лицами органов дознания необоснованной трансформации частного обвинения в публичное, следствием которой становится нарушение прав ключевых участников судопроизводства: потерпевший и обвиняемый по делам рассматриваемой категории утрачивают право на примирение, закрепленное в части 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обвиняемый привлекается к уголовной ответственности независимо от воли потерпевшего.
В статье рассмотрена проблема незаконной миграции в Российской Федерации, которая в последние годы приобрела остросоциальный характер и требует тщательного правового регулирования. Автор подчеркивает, что государство предпринимает беспрецедентные меры для улучшения миграционной обстановки, в том числе принятие федеральных законов, направленных на усиление контроля за миграцией и ужесточение наказаний за нарушение миграционных режимов. Изложенные меры включают выдворение мигрантов, ограничение продажи сим-карт, пресечение заключения фиктивных браков, конфискацию имущества, связанного с незаконной миграцией, и т. д.
На основе анализа актуальных законодательных инициатив в области миграционной политики и уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства рассмотрены проблемы как расследования, так и предупреждения соответствующих преступных деяний. К числу основных относятся: 1) недостаточно урегулированные квалификации деяний, разграничения преступлений и правонарушений; 2) проблема выявления в основном бытовых преступлений. Сформирован вывод о необходимости приоритетной борьбы с высокоорганизованными формами преступной деятельности и коррупционной составляющей.
Проблемы профилактики преступлений, связанных с незаконной миграцией, по мнению автора, связаны в том числе с недостаточным участием гражданского общества в этой деятельности. Автором предложено привлечь научное и студенческое юридическое сообщество ксозданию просветительского контента в краткой и доступной форме.
Статья посвящена проблемам, возникающим при получении оперативно значимой и криминалистической информации из облачных хранилищ. Авторами проанализированы основные типы таких хранилищ: общедоступные, частные и гибридные. При этом акцентируется внимание на том, что облачные хранилища служат как инструментами, так и целями для злоумышленников, которые используют их в том числе для хранения и обмена украденными учетными данными.
Особое внимание уделено алгоритму извлечения данных из облачных сервисов, при этом рассмотрены специализированные программные продукты, используемые в практике для их анализа. Также определяются особенности удаленного доступа к различным облачным сервисам. Обсуждается важность международного сотрудничества в условиях необходимости работы с трансграничными облачными сервисами. Представлены примеры законодательств различных стран, регулирующих порядок получения информации из облачных хранилищ.
МЕТОДОЛОГИЯ. ДОКАЗЫВАНИЕ. МЕХАНИЗМ
В статье проанализированы универсальные и специальные способы защиты имущественных прав. Отмечено, что основными правовыми способами защиты имущественных прав Российской Федерации на леса являются государственная регистрация лесных участков в Едином государственном реестре недвижимости, государственный контроль и надзор за использованием лесов, договорные механизмы, контроль лесовосстановительных мероприятий.
Защита имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы сочетает юрисдикционные и неюрисдикционные формы, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, а также устойчивое и рациональное использование лесных богатств страны. Специальные способы защиты имущественных прав уточняют и дополняют общие способы, учитывая характер конкретного нарушения.
В свете современных технологий также используется внедрение систем географической информационной системы и спутникового мониторинга для отслеживания состояния лесных ресурсов и оперативного реагирования на инциденты.
Таким образом, правовая защита имущественных прав Российской Федерации на лесные ресурсы осуществляется с привлечением различных правовых механизмов и инструментов: от регистрации и контроля до договорного регулирования и судебного преследования нарушителей.
В статье исследована проблема формирования концепции юридически значимых деяний. Проанализированы критерии соотнесения концепции юридически значимых деяний и статуса юридической научной школы. Установлены методологические основы при исследовании юридически значимых деяний. Приведены данные о научных разработках в сфере юридически значимых деяний. Обозначены перспективы функционирования научного направления и развития научных идей о юридически значимых деяниях в праве.
В статье проанализированы дискуссии, проходящие в российском обществе во второй четверти XIX века, которые позволяют пересмотреть традиционный для отечественной историографии взгляд на эпоху царствования императора Николая I (1825-1855) как на период одностороннего господства консервативных ценностей. Автор статьи пришел к выводу о том, что в период неопределенности вектора политического развития страны, существовавшего в начале царствования императора Николая I, взгляды на необходимость сохранения министерств в России, характерные для сановников империи либеральной направленности, оказались более популярны, чем взгляды консерваторов о необходимости упразднения министерств.
В статье рассмотрены особенности формирования и организации деятельности института городничих в Российской империи как административных чиновников уездных городов (на примере Нижегородской губернии первой половины XIX века).
В данной статье авторами проанализированы опубликованные официальные источники исследуемого периода, содержащие информацию о назначениях и отставках, перемещениях по службе, награждениях и поощрениях городничих Нижегородской губернии.
Авторы делают вывод о том, что на должности городничих назначали в большинстве случаев отставных офицеров, получивших ранения и контузии в боевых действиях, но способных по состоянию здоровья, по их желанию исполнять административную службу.
Подобные назначения проводились с учетом их боевых заслуг через особый благотворительный комитет, что свидетельствует о государственной социальной поддержке отставных офицеров императорской армии.
В статье анализируются проблемы поиска идеальной формы государства с позиций, предложенных Б. Н. Чичериным, П. И. Новгородцевым, И. А. Покровским, Б. А. Кистяковским, Н. М. Коркуновым, С. А. Котляревским, Г. Ф. Шершеневичем и другими ярчайшими представителями российской либеральной политико-правовой мысли конца XIX - начала XX века в учениях о правах и свободах человека и гражданина в свете формирования и дальнейшего законодательного закрепления социальных прав, среди которых особое место уделяется праву на достойное существование. Доктринально обосновано, что государство должно выступать в качестве гаранта и охранителя таких прав. Автор отмечает, что представленный либералами каталог прав и свобод человека и гражданина указывает на важное значение в нем не только политических, но и социальных прав. Установлены отличительные черты с позиции ученых в отношении таких понятий, как «право на достойное существование» и «право на существование». Автором особое внимание уделяется вопросу о том, что право на достойное существование человека в учении правоведов включает в себя как право на социальное обеспечение в случае неспособности к труду в связи с болезнью и старостью, так и право на определенный уровень жизни. Установлено, что формирование, закрепление и дальнейшая реализация права на достойное существование послужили попыткой трансформации сословного общества в гражданское и движением в направлении к идеалу - правовому, социальному (справедливому) государству.
В статье раскрыты теоретические и практические аспекты понимания возможных путей развития современного права как инструмента социального управления в условиях научно-технического прогресса, в том числе в части обеспечения правоохранительной деятельности, рассматриваются методологические и методические проблемы правотворчества и правоприменения.
Статья посвящена исследованию некоторых регуляторных средств юридической техники.
В процессе работы определена сущность регуляторных средств в контексте правового регулирования.
Выявлено соотношение используемых в юридической науке и практике терминов «регулятивный» и «регуляторный».
В статье проанализирован механизм корректировки регуляторных средств юридической техники в виде специального приема «регуляторная гильотина».
В результате данного исследования выработано авторское определение понятия «регуляторная гильотина», предложены изменения и дополнения в Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», предложен механизм расширения использования приема юридической техники в виде «регуляторной гильотины».
Цель данной статьи: проанализировать семейные ценности в Российском государстве в XVI-XVII столетиях по запискам современников-иностранцев. Задачи: изучить идейные основы семейных отношений в Московском государстве в эпоху позднего Средневековья (раннего Нового времени); проследить основные тенденции развития семейных ценностей современников-иностранцев; выявить степень объективности мемуаров иностранцев, посещавших Россию в XVI-XVII веках.
В процессе создания статьи нами использовались системно-исторический, компаративный (сравнительно-исторический), диахронный и синхронный методы исследования. Применялись законодательные, мемуарные, литературные, исторические источники. Из законодательных источников нами исследовалось «Соборное уложение 1649 года» - основной закон Российского государства, принятый Земским собором при царе Алексее Михайловиче и функционировавший вплоть до XIX века, юридически закрепивший главенствующую роль мужа в семье, почитание родителей детьми, укрепление родственных отношений. В статье анализируются воспоминания австрийского дипломата XVI века Сигизмунда Герберштейна, отразившиеся в его произведении «Записки о Московии»; французского офицера начала XVII века Жака Маржерета, являющегося автором работы «Состояние Российской и великого княжества Московии»; немецкого ученого-энциклопедиста первой половины XVII столетия Адама Олеария, подготовившего книгу «Описание путешествия в Московию»; французского путешественника конца XVII века Де ла Невилля, посетившего нашу страну накануне преобразований Петра I и оставившего отчет о своем путешествии под названием «Любопытные и новые известия о Московии». Из мемуаров следует отметить исторические записки российского приказного человека Г. К. Кото-шихина, перебравшегося в Швецию и написавшего книгу «О России в царствование Алексея Михайловича».
Нами изучался литературно-педагогический памятник XVI века «Домострой», ставший сводом житейских правил и наставлений, широко отражавший реальный семейный быт, стоявший на страже патриархальных устоев российской семьи. Автор пришел к выводу, что все современники-иностранцы, оставившие свои воспоминания о быте и нравах российского народа в XVI-XVII веках, сходились во мнении, что к числу семейных ценностей в Московском государстве относились единобрачие, супружеская верность, семейная иерархия. Они отмечали огромное влияние Русской православной церкви на развитие семейных отношений. Для их сочинений были присущи элементы субъективизма.
Статья посвящена влиянию развития отечественных юридической науки и образования на специализацию судебной деятельности.
Выявлено, что, в отличие от западноевропейской правовой традиции, согласно которой именно правовая наука начинает развиваться еще в античный период и дает мощный толчок к развитию права и определяет векторы его развития в последующие периоды, российский опыт накопления юридического знания основывался в первую очередь на эмпирических началах.
В Российском государстве на протяжении долгого времени отсутствовали кадры для кристаллизации отправления правосудия в качестве самостоятельного служебного поприща. К тому же доктринальный вакуум по вопросам построения судебной системы не способствовал ее унификации.
В период до возникновения первых отечественных центров юридической науки и образования развитие знаний о юриспруденции достигалось в процессе нормотворческой деятельности верховной власти и правоприменения со стороны лиц, облеченных властными полномочиями. С конца XVIII века развитие российской юридической науки и образования постепенно синхронизируется с западноевропейской научно-педагогической традицией.
Отмечено, что возможность проведения Судебной реформы 1864 года во многом обусловлена в кадровом, организационном и идеологическом планах динамичным развитием юридического образования и правовой науки.
В статье исследована цифровая трансформация правозащитной деятельности. Правовые системы многих государств современного мира внедряют цифровые технологии для того, чтобы сделать правоприменительный процесс, с одной стороны, более эффективным, а с другой стороны, устранить человеческий фактор, подчас отрицательно сказывающийся в реализации права. Пандемия Covid-19 выявила отсутствие необходимых технологий правозащиты во всем мире (по сравнению с судебной и правоохранительной деятельностью). Глобальный переход к цифровым платформам опосредованного взаимодействия во время пандемии Covid-19 подчеркнул решающую роль технологий в поддержании непрерывности судебных процессов, обозначив переход от традиционного личного взаимодействия к более инклюзивному цифровому взаимодействию, которое потенциально может демократизировать доступ к юридической помощи.
В статье сделаны следующие выводы: утверждать о полной и всесторонней цифровизации правозащитной деятельности бессмысленно без предварительного создания необходимой государственной инфраструктуры, которая является ключом к цифровой трансформации права; использование искусственного интеллекта может укрепить верховенство закона, защитить права физических и юридических лиц и сделать систему юридической помощи более доступной и эффективной; технологии могут как поддерживать права физических и юридических лиц, так и способствовать их нарушению, поэтому важно понимать их преимущества и риски; цифровая трансформация правозащитной деятельности неизбежна, она требует создания новой законодательной базы и инклюзивного подхода наряду с соблюдением, обеспечением реализации и защитой прав физических и юридических лиц. Успешная интеграция технологий искусственного интеллекта в правовую систему во всем мире будет зависеть не только от технологических возможностей, но и от социально-правовых рамок, традиций, отношений государства и общества.
Издательство
- Издательство
- НА МВД России
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 603144, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Приокский р-н, Анкудиновское шоссе, д 3
- Юр. адрес
- 603144, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Приокский р-н, Анкудиновское шоссе, д 3
- ФИО
- Плясов Константин Анатольевич (НАЧАЛЬНИК)
- E-mail адрес
- na@mvd.ru
- Контактный телефон
- +8 (314) 2172018