Статья: МОТИВ ТАНЦА, ТЕАТРА И ОБЕЗЬЯНЫ В ПОВЕСТИ «ДИКИЙ ПОДПОРУЧИК» ИЗ ЦИКЛА «ЗВЕЗДНЫЕ ГУСАРЫ» ЕЛЕНЫ ХАЕЦКОЙ (2025)

Читать онлайн

В статье с помощью методологии Б. М. Гаспарова анализируется повесть «Дикий подпоручик», причем проводится культурно-исторический и сравнительно-литературный анализ всего цикла «Звездные гусары». В повести выделяются три лейтмотива - танец, театр и обезьяна, исследуются случаи вхождения их в текст, изучаются интертекстуальные связи, превращающие эти образы в мотивы. Мотив танца связан с оппозицией аполлонического и дионисийского искусства, актуальной в эпоху модерна, к которой отсылает стиль повести; мотив театра актуализирует в обеих частях повести пьесу «Фауст», архетипическую для западной культуры, и вводит конфликт христианского и гуманистического мировоззрений; мотив обезьяны позволяет интегрировать в текст тему естественного человека - невинного и дикого. Все мотивы используются для формирования образа будущего в имперской русской традиции.

Ключевые фразы: ФАНТАСТИКА, историософский роман, национальный миф, русское викторианство, постэсхатологизм, МОТИВ, лейтмотив, ЕЛЕНА ХАЕЦКАЯ
Автор (ы): ИЩЕНКО НИНА СЕРГЕЕВНА
Журнал: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
130.2. Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения
821.161. Древнецерковнославянская литература
Для цитирования:
ИЩЕНКО Н. С. МОТИВ ТАНЦА, ТЕАТРА И ОБЕЗЬЯНЫ В ПОВЕСТИ «ДИКИЙ ПОДПОРУЧИК» ИЗ ЦИКЛА «ЗВЕЗДНЫЕ ГУСАРЫ» ЕЛЕНЫ ХАЕЦКОЙ // НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА. 2025. № 1 (45)
Текстовый фрагмент статьи