Идентичность является фундаментом строительства национальной общности и обеспечения ее безопасности. Инновационный подход к конструированию ценностных ориентиров и построению общенациональной идентичности приводит к усилению социально-культурной составляющей государственной политики. Особая роль в этом процессе принадлежит культурно-образовательной сфере. Вопросы культурной безопасности решаются в Китае с позиции «мягкой силы», одним из основных инструментов которой становится культура. Государственные программы нацелены не только на сохранение и популяризацию китайской культуры, но и на контроль над иностранным влиянием. Культура Китая основана на древних исторических традициях, поэтому главной целью образовательной сферы становится воспитание в детях почитания традиций, уважение своей культуры и почитание власти. При этом учитываются изменения, происходящие в современном мире, поэтому система образования в Китае постоянно совершенствуется. Учитываются достижения и анализируются трудности, стоящие перед правительством КНР в деле воспитания подрастающего поколения и воспитания настоящего гражданина страны, поэтому главной доминантой образовательной и воспитательной политики КНР остается нравственная составляющая.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня китайская культура вынуждена реагировать на новые вызовы, связанные, с одной стороны, с интеграцией в мировое сообщество, а с другой - с необходимостью защитить свою самобытность. Именно поэтому центральной темой в работах китайских ученых становится проблема безопасности. Культурная безопасность полагается внутренней сферой безопасности национальной. Поэтому «от эффективной политики власти, зависит уровень культуры и ее сохранность, возможность передачи другому поколению» (Луань, 2023, с.111). Китай использует политику «мягкой силы» для создания привлекательного образа страны и формирования «гармоничного общества внутри страны и гармоничный мир вне её» (Луань, 2023, с.113). А для этого использует «культуру» как главный инструмент этой политики. Именно культура становится основанием для формирования гармоничного общества путем «развития и популяризации культуры и искусства» (Зиневич, Селезнева, 2022, с.40). В научной среде широко распространен термин «мягкая сила культуры Китая» (中国文化软实力). А это влечет за собой повышение уровня влияния китайской культуры как в стране, так и на мировой арене.
Список литературы
- Борисенков, В.П., Ханьчэн, М. (2019). Россия – Китай: тенденции развития образования в XXI век. Москва: Наука, 662 с.
- Волков, А. (2024). Олимпийское движение как символ национального успеха: Китай. Получено из: https://russiancouncil.ru/blogs/a-volkov/olimpiyskoe-dvizhenie-kak-simvol-natsionalnogo-uspekha-kitay/
- Зиневич, О.В., Селезнева, Н.В. (2022). Новая стратегия «мягкой силы» Китая. Вестник МГИМО, 15(6), 36-54. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54
- Казаева, Е.А. (2010). Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: монография. Москва: ВЛАДОС, 439 с.
- Как устроена система образования в Китае: основные принципы и отличия от других стран. Получено из: https://redplanetchina.com/blog/obuchenie/kak-ustroena-sistema-obrazovaniya-v-kitae-osnovnye-principy-i-otlichiya-ot-drugih-stran/?utm_s ource=seo_google&utm_medium=search
- Кананыкина, Е.С. (2013). Источники права об образовании в социалистической системе Китая. Социодинамика, 6, 137-158. https://doi.org/10.7256/2306-0158.2013.6.456
- Конституция Китайской Народной Республики. Получено из: https://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/
- Ли Сяо Кун, Марченко, Г.В. (2023). Национальная идентичность в Китае и за рубежом: сравнительный анализ средств формирования. Pedagogical Journal, 13, 7A, 72-82. https://doi.org/10.34670/AR.2023.41.99.025
- Луань, В. (2023). Формирование системы культурной безопасности КНР в условиях современной глобализации. Общество: философия, история, культура, 8 (112), 111-116.
- Лубков, А.В., Морозова, О.А., Чжан Чжаоюй, Юдин, А.В. (2021). Основные тенденции развития системы педагогического образования в китайской народной республике на современном этапе. Наука и школа, 4, 43-56. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-4-43-56
- Лю Шусянь (1997). О новых горизонтах современной неоконфуцианской философии. Москва: Восточная литература РАН.
- Национальная оборона Китая в 2002 году (Белая книга). Получено из: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zl/ce_ceml_chn/zfbps/200212/t20021231_878957.html
- Проблемы образовательной системы в современном Китае. Получено из: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002382
- Просеков, С.А. (2017). Особенности образования и воспитания в КНР. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2, 72-81.
- Тарасова, Е.И, Найденко, А.В. (2021). Особенности современной культурной политики Китая: основные направления и тенденции развития. Вестник МГЛУ.
- Гуманитарные науки, 7 (849), 242-255. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021 _7_849_242
- Шаосюе Цзя (2023). Реализация закона КНР «о высшем образовании» в Китае: достижения, проблемы и пути решения. Lex Russica, 76, 8 (201), 109-122. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.201.8.109-122
- Шаренкова, Т.А., Тарабарко, К.А. (2020). Краткий анализ образовательной политики КНР. Вестник ЗабГУ, 26, 9, 68-74. https://doi.org/10.21209/22279245202026968 74
- Шевченко, С. О воспитании китайских детей. Получено из: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/o-vospitanii-kitayskikh-detey/
- 徐颖. 浅析新时代新汉语国际教育发展问题. 北方文学. 2019 年 6 月. 246 页. = Сюй, И. (2019). Краткий анализ развития нового китайского международного образования в новую эпоху. Северная литература, 246 с.
- 徐颖. 盛宣怀的实业教育思想. 华章. 2012 年 11. 151 页. = Сюй Ин (2012). Идея промышленного образования Шэн Сюаньхуая. Хуа Чжан, 11, 8.
- 徐颖. 高校扩招背后- 谈大众教育及其未来之路. 滁州学院学报. 2007 年 2 月. 88-89 页. = Сюй Ин (2007). За расширением набора в колледжи и университеты – разговоры о массовом образовании и его будущем пути. Журнал Университета Чучжоу, 2, 3, 88-89.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена обзору работы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который прошел в Москве с 30 октября по 1 ноября 2024 года. Актуальность такого обзора определяется, в первую очередь, востребованностью понимания концепта идентичности, в частности культурной идентичности на фоне глобализационных и глокализационных мировых процессов и современных геополитических процессов и вызовов. Особенно значимо всестороннее изучение культурной идентичности для России, государства-цивилизации, которое в силу внешних вызовов нуждается в понимании, конструировании и защите своей культурной идентичности.
Знаменитая «Столетняя война» между Французским и Английским королевствами длилась 115 лет с 1337 по 1453 год. Она шла нерегулярно с неравномерными и частными перерывами. Наблюдаемые в настоящее время в политическом пространстве конфликты, зародились примерно столетие назад и продолжаются с переменной силой и интенсивностью. Они тоже напоминают собой новую Столетнюю войну – войну «коллективного Запада» против одинокой России. «Столетняя» – это значит война, которая длится больше ста лет, а Запад воюет с Россией уже не одно столетие. И всякий раз обострение случается тогда, когда на горизонте политических событий всплывает тень ее русофобской химеры.
Как свидетельствует политическая история, сила России в её одиночестве, которое понимается как самодостаточность, суверенитет и реализованный на практике собственный имперский проект. Россия – это государство-цивилизация со своим собственным имперским проектом. Она – цивилизация по сути и империя по духу. Именно такое её поведение больше всего и не устраивает и возмущает «коллективный Запад», который окончательно сполз на позиции откровенной русофобской истерии.
Новая Столетняя война тоже характеризуется своей крайней политической неопределенностью и конкретными военными столкновениями. Стороны не умеют договариваться и потому постоянно конфликтуют, запугивая друг друга. Именно в таком режиме (в режиме всеобщего недоверия и страха) и существуют современные международные отношения.
Основной целью статьи является выявление особенностей деятельности зарубежных исламских образовательных программ и центров в постсоветских странах Каспийского региона и их влияние на геополитическую стабильность региона.
В Каспийском регионе сталкиваются геополитических интересы Российской Федерации, страны Ближнего и Среднего Востока, включая Иран и Турцию, и КНР, стран Европы, США. Ключевые игроки, которые определяют ситуацию в регионе – Российская Федерация, США, Китай и Турция. Каспийский регион является сложным, многокомпонентным и поликонфессиональным с преобладанием мусульманского населения. В постсоветский период прошел процесс повторной исламизации и становление системы исламского образования. В развитии системы исламского образования приняли участие общественные движения и официальные фонды стран Персидского залива, Турции, Пакистана, Индии и других стран. Произошло становление системы государственной регуляции и контроля за системой исламского образования в национальных государствах. Отношение к деятельности зарубежных религиозных организаций различно от относительной открытости до полной изоляции от внешнего влияния. Причиной ужесточения контроля являются угрозы радикального исламизма, возможности сосредоточения у лидеров религиозных общин возможностей влияния на общественно-политические настроения в обществе возникновения альтернативных центров власти, углубление межпоколенческого разрыва из-за распространения нетрадиционных форм ислама.
Необходимость концептуализации понятия «идентичность» и «культурная безопасность» обусловлена использованием в современной научной литературе этих понятий в разных, иногда прямо противоположных, смыслах. Основными формами идентичности считаются этническая/национальная, религиозная, гражданская, гражданско-правовая и цивилизационная. В зависимости от различных факторов, идентичность меняет свои формы, что актуализирует вопрос о способах культурной безопасности. Доминирование этно-культурной идентичности в многонациональной стране может приводить к сепаратизму, в то время как размывание национальной идентичности как следствие расширения культурных универсалий, чревато забвением национальных корней. Необходим баланс между традициями и инновациями, общенациональными ценностями России и этнонациональными. Вопросы национальной самоидентификации России в современных геополитических условиях приобретают общецивилизационный характер, поэтому важной задачей становится пересмотр теоретических оснований идентичности, поиск ее новой формы в соответствии с произошедшими изменениями в стране и в мире. Изменение идентификационных моделей влечет за собой трансформацию понимания культурной безопасности и способах ее реализации. По мнению ведущих культурологов (Астафьева О. Н., Малыгина И. В., Силантьева М. В. и др.) тема идентичности и культурной безопасности является важнейшей для России.
Статья посвящена исследованию цифрового шовинизма как феномена, возникающего в результате предвзятости алгоритмов и манипуляций общественным мнением в цифровом пространстве. В условиях стремительного развития технологий, социальные сети становятся не только платформами общения, но и ареной для распространения негативных стереотипов, агрессии и дискриминации по различным признакам. Акцент делается на механизмах, способствующих углублению предвзятостей, таких как эхо-камеры, фильтрация контента и отсутствие прозрачности в работе алгоритмов.
Критически анализируются примеры, иллюстрирующие влияние цифрового шовинизма на социальные взаимодействия и доверие пользователей. Рассматривается, как действия известных личностей, таких как Илон Маск, влияют на общественное мнение, формируя новые динамики в политических дискуссиях и подрывая доверие к традиционным институтам. Статья подчеркивает важность повышения медиаграмотности, осведомленности пользователей и прозрачности со стороны технологических компаний.
В статье на основе анализа официальных документов, научных и политических публикаций, а также вышедших в свет результатов опросов ведущих специалистов в области кибербезопасности, включая курирующих эту проблематику руководителей коммерческих и производственных структур США предпринята попытка проанализировать видение американским экспертным сообществом ситуации с обеспечением кибербезопасности частного сектора США, а также особенностей его современного развития на этом направлении. Выявлены основные вопросы, обсуждаемые в экспертном и профессиональном сообществе частного бизнеса и направленные на определение путей нормализации ситуации в этой области. Как представляется автору, подобный анализ не только покажет реальный круг проблем, стоящих перед частным бизнесом США в сфере кибербезопасности, но сможет дать дополнительные ориентиры российским предпринимателям в этой все более актуальной области обеспечения их деятельности, в том числе в контактах с зарубежными партнерами.
Издательство
- Издательство
- АГУ им. В. Н. Татищева
- Регион
- Россия, Астрахань
- Почтовый адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- Юр. адрес
- 414056, Южный федеральный округ, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
- ФИО
- Алексеев Игорь Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- asu@asu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (851) 2246800
- Сайт
- https://asu.edu.ru/