В статье рассмотрены сущность и дидактические особенности ценностно-ориентированной технологии лонгрид.;
Анализируются и сравниваются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей на определение лонгрида как мультимедийного проекта, включающего интерактивные и гипертекстуальные элементы, ценностно-ориентированной технологии, жанра и как метода.
Описана специфика передачи информации при помощи этой технологии в процессе изучения литературы в общеобразовательной школе. Особое внимание уделено дидактическим принципам и приемам, позволяющим эффективно использовать лонгрид при изучении предметов гуманитарного цикла.
Авторы доказывают, что лонгрид представляет собой ценностно-ориентированную технологию, которая может стать эффективным способом решения многих частных методических проблем, имеющих отношение к работе с большими массивами информации и принципам ее структурирования в виде стройных логико-семантических конструкций.
В статье представлены современные классификации лонгридов и определены их сущностные характеристики. Ценным является предлагаемый авторами алгоритм реализации технологии лонгрид в процессе трансляции социокультурного опыта от учителя к обучающемуся в ходе изучения различных литературных персонажей.
Существенный интерес представляют способы и приемы структурирования учебного материала в рамках учебного предмета «Литература» с помощью лонгрида.
Идентификаторы и классификаторы
Современная система образования предполагает не только и не столько новое содержание, сколько новые компетенции (и педагога, и обучающегося), а также новые инструменты методики преподавания. При этом важно опираться на гуманистическую методологию, которая в основе образовательного процесса видит человека, его духовное развитие, систему общечеловеческих ценностей и культурных ориентиров, выступающих в качестве регулятива его поведения в различных жизненных и профессиональных ситуациях [11].
В свете последних мировых и отечественных событий становится понятно, что принципиально важно правильное и осмысленное ценностно-личностное развитие каждого обучающегося, приобщение его к культурному наследию предыдущих поколений, восстановление и укрепление традиционных национальных ценностей.
Список литературы
1. Амирханова Г.Р. Лонгрид: правила, примеры, сервисы. URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy.
2. Аникина Ю.М., Карпова О.Л. Ценностно-ориентирующие технологии содействия правовой социализации личности студента вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 1. URL: https://mirnauki.com/PDF/13PDMN 121.pdf. EDN: ZOFWXT
3. Гадецкий О.П. Ценностно-ориентированная психология: универсальный подход к решению психологических проблем. Ростов-на-Дону: ООО “Медиа-Полис”, 2019. 436 с.
4. Глебова И.С. Лонгрид - перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания / Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст. IX Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч.1. Пенза: МЦНС “Наука и Просвещение”, 2017. С. 246-252. EDN: YKVJRY
5. Дудникова И.Е. Мультимедийный лонгрид в образовательной деятельности // Информационные технологии в образовании. 2021. № 4. С. 98102. EDN: VMAWGB
6. Климко А.Ю. Портретный очерк в формате лонгрида // Медиасреда. 2017. № 12. С. 166-169. EDN: ZGIFLJ
7. Кузина И.В. Лонгрид в филологическом образовании как новый формат онлайн-словарей / Русский язык и культура. Взаимосвязи и взаимодействие: Материалы VI Международного педагогического форума, Сочи, 02-03 декабря 2019 года. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2020. С. 31-39. EDN: JNTWMZ
8. Купрещенко О.Ф. Учебный лонгрид как мультимодальный текст: к вопросу о специфике жанра // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т.11. № 2. С. 69-77. EDN: AFLJET
9. Лопанова А.П. Ценностно-ориентирующие технологии в правовой подготовке бакалавра туризма // Primo aspectu. 2019. № 1 (37). С. 98-104.
10. Лысенкова М. В. Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы / Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). Краснодар: Новация, 2019. С. 37-39. EDN: ZGGRQL
11. Маджуга А.Г., Вакнин Е.Е., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Инновационные образовательные технологии проектирования креативно-фасилитационного пространства современной школы: практико ориентированная монография. Книга 1. Теория и методология: монография. Sillamae: В alti Rakendus Logoteraapia Instituut, 2021. 338 с. EDN: KQMVTW
12. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
13. Ожередова И.В. Лонгрид - новая форма реферативного структурирования информации // Перспективы развития фундаментальных наук: Сборник трудов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 7-и томах. (24-27 апреля 2018 года). Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. С. 169-171. EDN: YOJVZR
14. Реализация ценностного подхода в образовании: Коллективная монография / Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.153 с.
15. Сосновская И.В. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2(51). С. 183-197. EDN: YAVVON
16. Тоискин В.С. Мультимедийный лонгрид как цифровой образовательный ресурс // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: Материалы докладов Международной научно-практической конференции (12 сентября 2017 года). Сочи, 2017. C. 4548. EDN: ZTRQGL
17. Шевченко Л.Н. Лонгрид как нарративный текст // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины “Русский язык и культура речи”: материалы I Международной научно -методической конференции. М., 2018. С. 86-91. EDN: UVBLYV
18. Ballstaedt S.-P., Mandl H., Schnotz W., Tergan S.-O. Texte verstehen, Texte gestalten. Munchen: Urban und Schwarzenberg, 1981. 211 p.
19. Paivio A. Mental representations: a dual coding approach. Oxford. England: Oxford University Press, 1986. 322 p.
20. Robin, B. R. Digital storytelling: A powerful technology tool for the 21st century classroom // Theory into practice. 2008. No 47(3). P. 220-228.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается взаимосвязь цифровых компетенций обучающихся общеобразовательной школы и компонентов эмпатической культуры личности. Для выявления уровня сформированности цифровых компетенций обучающихся проводились диагностические работы по материалам независимой оценки качества подготовки обучающихся Московского центра качества образования (МЦКО) по изучению уровня ИКТ-компетентности, цифровой грамотности, освоения материалов по учебному предмету «Информатика».
В ходе эмпирического исследования получены высокие коэффициенты корреляции Пирсона между цифровыми компетенциями, выявленные по методике независимой оценки качества подготовки обучающихся МЦКО и компонентами эмпатии по Батчелдеру. При обработке результатов исследования использовалась качественная, количественная интерпретация и математико-статистическая обработка эмпирических данных, а также их графическое отображение.
В ходе математико-статистической обработки результатов исследования применялся коэффициент корреляции Пирсона, который; характеризует существование линейной зависимости между двумя величинами. С помощью названного коэффициента была выявлена мера корреляции, подходящая для двух непрерывных (метрических переменных), измеренных на одной и той же выборке.
Гендерные отношения в современном обществе претерпевают существенные изменения, но остаются мало изученными.
Цель: изучение характеристик отношения к социальному взаимодействию, различающихся у мужчин и женщин с разным гендерным типом личности.
Методы: авторская шкала изучения гендерного типа личности, авторский опросник социального взаимодействия; регрессионный анализ с использованием IBMSPSS 27.0. Выборка: 242 респондента в возрасте от 18 до 70 лет (89 мужчин и 153 женщины).
Результаты: у мужчин с разным гендерным типом отношение к социальному взаимодействию наиболее существенно отличается планированием взаимодействия, ориентацией на собственные цели, степенью нормативности взаимодействия и зависимости его от ситуации. У женщин с разным гендерным типом наиболее существенно отношение к социальному взаимодействию отличается по склонности оценивать других людей по поступкам, ориентации на собственные цели и восприятию взаимодействия как рационального.
В статье представлены результаты оценки зрительного гнозиса у детей с нарушением слуха при выполнении классических нейропсихологических проб в сочетании с айтрекинг-исследованием. Основная задача - получить новые результаты отслеживания движения взгляда при выполнении нейропсихологических проб детьми с нарушением слуха для фиксации особенностей зрительной обработки информации.
Цель исследования - изучить влияние ранней слуховой депривации на зрительный гнозис детей с нарушением слуха. Выборку составили 15 кохлеарноимплантированных дошкольников с нарушением слуха в возрасте от 5 до 7 лет. На первом этапе проводились классические нейропсихологические пробы, на втором этапе применялся айтрекинг для фиксации движения глаз в процессе выполнения нейропсихологических проб. В нашем исследовании подтверждается слабость процессов переработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в виде неточности зрительных представлений, нарушения восприятия и утраты чувства знакомости предметов. Поисковая активность в сравнении с типично развивающимися детьми снижена.
В данной статье рассматривается актуальная проблема гендерной идентичности и межличностных отношений юношей и девушек с эгалитарным типом гендерных установок, в соответствии с которыми и для мужчин, и для женщин профессиональная и семейная сферы жизни одинаково значимы. В качестве методов исследования использовались: опросник «Распределение ролей в семье», опросник половых ролей BSRI, корреляционный анализ (r-Пирсона).
Результаты исследования продемонстрировали общую тенденцию к доминированию эгалитарных установок у молодых людей. У девушек в структуре гендерной идентичности больше представлены маскулинные характеристики, от которых они не хотят отказываться в отличие от юношей, которые, имея в структуре своей гендерной идентичности маскулинные характеристики, стремятся отказаться от них в пользу феминных.
Цель - изучение маркеров переживания кризиса середины жизни у женщин. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 35 до 45 лет.
Психодиагностические методики: «Шкала депрессии, тревоги и стресса» (С. Ловибонд,; П. Ловибонд); методика диагностики субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон); методика измерения ригидности (Г. Айзенк); «Индекс жизненной удовлетворенности» (Б. Ньюгартен в адаптации Н. В. Панина); «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев). Математико-статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась посредством корреляционного анализа по Спирмену.
Выявлено, что; большинство женщин в период возрастного кризиса середины жизни не удовлетворены своей жизнью, часты случаи; острого переживания стресса, тревоги, депрессии, одиночества, у них отсутствует смысл жизни, они не довольны своим настоящим, прошлым, не ставят цели на будущее. Другая часть женщин чувствуют себя психологически комфортно.
Показано, что высокие показатели; депрессии, тревоги, стресса, субъективного ощущения одиночества, ригидности и низкие показатели удовлетворенности жизнью, осмысленности жизни выступают в качестве взаимосвязанных личностно-психологических маркеров переживания кризиса середины жизни у женщин.
Студенческий период - время преобразования и становления мотивации, поиска путей самореализации. В связи с этим актуально изучение мотивации и самореализации обучающихся в вузе с целью оказания им своевременной психологической поддержки и помощи.
Цель исследования - изучение содержательных характеристик самореализации, мотивации к успеху, мотивации к избеганию неудач. Использованы опросники Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач, многомерный опросник самореализации личности С. И. Кудинова.
Полученные результаты позволяют говорить о среднем уровне мотивации к успеху и высоком уровне мотивации к избеганию неудач у студентов первого и третьего курсов. Показано, что для студентов первого курса в меньшей степени характерна пассивность, более проявлено желание профессионального развития в отличие от студентов третьего курса, при этом студенты старшего курса видят меньше препятствий для собственной самореализации.
В статье рассматривается влияние боевого стресса на особенности адаптации военнослужащих в постэкстремальный период. Особое внимание уделено психологическим особенностям участников боевых действий.
Проанализированы подходы А. Г. Караяни, И. В. Сыромятникова, Л. А. Китаева-Смыка,; П. А. Корчемного, Р. В. Кадырова, А. Г. Маклакова, И. В. Гудковой. Обоснована необходимость психологического сопровождения возвращения участников боевых действий в мирную жизнь с целью профилактики посттравматических стрессовых расстройств и дезадаптации.;
Проведено эмпирическое исследование с помощью опросника враждебности Басса-Дарки (адаптация - С. Н. Ениколопов), методики экспресс-диагностики психологической безопасности личности И. И. Приходько, методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, личностной шкалы проявлений тревоги Дж. Тейлора (адаптация - В. Г. Норакидзе), методики «Духовный кризис» Л. В. Шутовой, А. В. Ляшук.
По результатам исследования предпринят анализ психологических последствий участия в боевых действиях у военнослужащих в ходе специальной военной операции. Установлено, что определённое количество военнослужащих после боевого стресса справляется с возвращением к гражданской жизни. Вместе с тем некоторые участники боевых действий демонстрируют проблемы адаптации.
В статье раскрывается и обосновывается значение федеральной инновационной площадки (ФИП) в системе педагогического образования классического университета. Показано влияние данной структуры на модернизацию всех его компонентов. Приводится доказательство, что своим инновационным содержанием федеральная инновационная площадка задает особый вектор и уровень развития педагогического образования в системе классического университета, определяет его методологические основания, ценностно-целевые ориентиры, содержательные и процессуальные характеристики. Подчеркивается, что главным результатом деятельности ФИП выступает изменение качества педагогического образования, подготовка Учителя новой эпохи.
Статья посвящена эмоциональной стороне обучающих блогов в социальных сетях, которые ведут учителя английского языка. При изучении способов подачи образовательного материала определяется значимая роль эмоциональной составляющей в процессе усвоения иностранного языка и формировании коммуникативной компетенции. Эмоциональная составляющая отмечается как наиболее востребованная при восприятии и освоении предлагаемого языкового контента учащимися.; Юмористически окрашенный компонент как самого языкового материала, так и подачи его учителем-блогером наряду с эмоционально насыщенной подачей продуктивно влияют на обучающихся и способствуют более результативному усвоению материала.
В данной статье рассматривается личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. В ходе теоретического анализа автор подчеркивает преимущества использования личностно ориентированного подхода к обучению «особых» детей в системе дополнительного образования. В статье рассматривается преимущества и недостатки коррекционного (сегрегационного) и инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены исследования готовности педагогов к созданию инклюзивной образовательной среды и указаны сложности, с которыми сталкиваются в работе с «особыми» детьми.
В статье описан опыт проектной деятельности по социально-педагогической профилактике никотиновой зависимости среди старшеклассников на примере города Ульяновска и Ульяновской области.
Показаны актуальность, значимость и своевременность осуществления и реализации студенческого проекта по профилактике табакокурения среди подростков. Одной из задач проекта было оказание содействия обучающимся и их родителям в осознании проблемы курения и необходимости минимизации потребления табака среди участников проекта за счет проведении серии спланированных мероприятий, включающих в том числе диагностическую и коррекционную работу.
В ходе реализации проекта был подобран инструментарий для диагностики никотиновой зависимости и исследования отношения к здоровью, разработаны механизмы (конструктор воспитательной работы педагогов со школьниками и их родителями) и продукты (буклеты, памятки, видеоролики, серия презентаций и лекций), которые можно предлагать основным потребителям - организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
В статье раскрывается проблема необходимости воспитания социально активной личности, способной к продуктивной общественно значимой деятельности. Уточнена сущность феномена социальной активности, актуализация которого будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в вузе, направленного на формирование способности студентов действовать сознательно, конструктивно преобразуя окружающую действительность.
Цель статьи - описание опыта развития социальной активности студентов посредством социально значимой проектной деятельности. Приводится пример проекта по поддержке участников специальной военной операции (СВО), проходящих реабилитацию в госпитале, реализованного на основе взаимодействия вуза, общеобразовательных и дошкольных организаций, общественных объединений и других участников. Описано содержание этапов проекта.
Сделан вывод об эффективности данного вида деятельности для развития социальной активности студентов вуза. Намечены перспективные направления изучения проблемы.
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/