В статье исследуются репрезентации поворотных моментов биографии Л. Д. Троцкого в его байопике 1993 года - первом в России игровом кино, посвященном судьбе некогда «врага № 1». С помощью методов киноанализа Г. Корте выделяются нарративные особенности и визуальные образы в фильме. Затем на материале рецензий обобщаются способы декодирования содержащихся в нем смыслов, а на основе интервью создателей фильма определяется их видение киноленты. Для анализа полученных результатов используется понятийный аппарат А. Ассман: формы репрессивного забвения, то есть уничтожения упоминаний о личности или событии, и селективного забвения, естественного для любого общества избирательного памятования о прошлом. Исторические неточности кинонарратива учитываются как производные техники «палимпсеста» - символического переписывания, порождаемого интерпретациями и реинтерпретациями событий прошлого. Темы, не представленные или слабо артикулированные в фильме, рассматриваются как проявления «скрытого молчания» (В. Виницки-Серуси и Ч. Тигер). В заключение отмечается, что выявленные в кинонарративе методы конструирования образов и клише в репрезентации Л. Д. Троцкого частично «нормализуют» его как историческую фигуру и позволяют назвать фильм элементом перехода к селективному забвению.
Идентификаторы и классификаторы
В 1987 г. Ю. Н. Афанасьев, ректор Московского государственного историко-архивного института, заявил, что выступает за публикацию работ Л. Д. Троцкого. В ответ на его реплику один из слушателей выкрикнул: «Вы читали Троцкого и сидите здесь в комфорте. Знаете, сколько людей за это отправили в Сибирь?» [Return to the Road of Lenin…, 16]. Спустя год все тот же Ю. Н. Афанасьев заметил, что в процессе переосмысления советской истории Троцкий — «крупнейшее белое пятно» [Brotherstone, Duke]. Только на рубеже 1980–1990-х гг. его фигура, спустя десятилетия актуализации сугубо в негативном контексте, «возвращается» в социальные рамки памяти сначала советского, а потом и российского общества.
Список литературы
1. 	Ассман А. Забвение истории - одержимость историей / сост., пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое лит. обозрение, 2019.	
2. 	Аннинский Л. Изгонянье диавола // Культура. 1993. № 45 (6902). С. 8.	
3. 	Атнашев Т. Исторический путь, выбор и альтернативы в политической мысли перестройки около 1988 года // “Особый путь”: от идеологии к методу. М.: Новое лит. обозрение, 2018. С. 189-242.	
4. 	Блюм А. В. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов, 1917-1991: Индекс советской цензуры с комментариями. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. EDN: XMEFRJ	
5. 	Будрайтскис И. Кто же стоит за троцкистским заговором? // Openleft.ru. URL: http://openleft.ru/?p=4709 (дата обращения: 14.12.2021).	
6. 	Васильева В. О. Революция 1917 года в постсоветских телевизионных сериалах: деконструкция значения и трансформация нарратива // Международ. журн. исслед. культуры. 2018. № 2(31). С. 178-194.	
7. 	Власов М. П. Отечественное кино второй половины 80-х - 90-х годов: метаморфозы жанрово-тематического спектра // Отечественный кинематограф на рубеже столетий, 1986-2002 / отв. ред. К. М. Исаева. М.: ВГИК, 2005. С. 14-29.	
8. 	Вовин С. Интервью с легким человеком // Виперсон. URL: https://viperson.ru/articles/intervyu-s-legkim-chelovekom (дата обращения: 14.05.2024).	
9. 	Дойчер И. Троцкий в изгнании / пер. с англ. Н. Н. Яковлева, послесл. и коммент. Н. А. Васецкого. М.: Изд-во полит. лит., 1991.	
10. 	Идейное наследие Л. Д. Троцкого: история и современность: материалы международ. науч. конф., 10-12 нояб. 1994 г. / под ред. М. И. Воейкова, А. Б. Гусева. М.: Экон. демократия, 1996. 177 с. // Система “Истина” ЦЭМИ РАН. URL: https://istina.cemi-ras.ru/collections/2742410/ (дата обращения: 24.10.2024).	
11. 	Карев И. Наш бронепоезд // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2017/11/05/a_10971620.shtml (дата обращения: 15.05.2024).	
12. 	Кононова Т. Л. Прецедентное имя “Троцкий” в российских СМИ // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 3 (38). С. 115-122. EDN: WYYQWJ	
13. 	Кинопоиск. “Троцкий” (1993). Рецензии зрителей. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/40782/?utm_referrer=www.google.com (дата обращения: 16.05.2024).	
14. 	Кино-Театр.Ру. Отзывы на фильм “Троцкий” (1993). URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/7306/forum/#s4429691 (дата обращения: 16.05.2024).	
15. 	Кисунько В. Ленин без патоки и дегтя // Известия. 1993. № 213 (24068). С. 12.	
16. 	Копосов Н. Е. Память строгого режима. История и политика в России. М.: Новое лит. обозрение, 2011. 320 с. EDN: QPSCET	
17. 	Корте Г. Введение в системный киноанализ с примерами исследований на материале фильмов “Забриски Пойнт” (Антониони, 1969), “Мизери” (Райнер, 1990), “Список Шиндлера” (Спилберг, 1993), “Ромео и Джульетта” (Лурман, 1996) / авторы исслед. П. Дрекслер, Г. Корте, Г.-П. Роденберг, Й. Тиле; пер. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой (ч. 2, гл. 2, 3); под науч. ред. И. Кушнаревой; предисл. А. Павлова; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018.	
18. 	Марягин Л. Г. Иду на вы. М.: Изд-во “Киностудия “Глобус”, 2000.	
19. 	Матизен В. Усеченный Троцкий // Искусство кино. 1994. № 5. С. 144.	
20. 	Огоновская И. С. Политические лидеры России в 1917 году в оценках авторов школьных учебников истории 1930-2010-х гг. (на примере Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. З иновьева) // Человек в революции 1917 года: взгляд из XXI столетия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21 сентября 2017 г.). Омск: Изд-во Омс. гос. ун-та, 2017. Проект. Конституция Российской Федерации // Правда. 10 ноября 1993 г. № 198 (27152). С. 4. EDN: YOKJAK	
21. 	Пронин А. А. Лев Троцкий как герой революционно-биографического кинонарратива: версии российских и немецких документалистов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15, вып. 2. С. 289-299. EDN: XXGZRB	
22. 	Рамблер/кино. Фильмы и сериалы. URL: https://kino.rambler.ru/movies/38517486-cherti-iz-tabakerki/ (дата обращения: 16.04.2024).	
23. 	Резник А. В. Введение // Л. Д. Троцкий: pro et contra: антол. 2-е изд. СПб., 2016. С. 7-40.	
24. 	Репина Н. Леонид Марягин: “Я провинциал со 101-го километра” // Film. ru. URL: https://www.film.ru/articles/leonidmaryagin-ya-provincial-so-101-go-kilometra (дата обращения: 14.05.2024).	
25. 	Сайт исторического факультета МГУ. Участие в круглом столе “Лев Троцкий: личность и политическая деятельность”. URL: https://www.hist.msu.ru/about/gen_news/58253/ (дата обращения: 22.10.2024).	
26. 	Сайт ЦСПИ ГПИБ. “Пророк и Демон: образы Льва Троцкого”. URL: http://filial.shpl.ru/vistavki/anons-vystavki (дата обращения: 22.10.2024).	
27. 	Сальникова Е. Перемен дождались. Тренды отечественного кино середины 1980-х-1990-х // Смена вех: отечественное кино середины 1980-х - 1990-х / отв. ред. Е. В. Сальникова; сост. Д. А. Жукова, Н. А. Хренов, В. Д. Эваллье. М.: Канон + РООИ “Реабилитация”, 2022.	
28. 	Справка Прокуратуры РФ № 12/2182-90 от 21.05.1992 о реабилитации Троцкого (Бронштейна) Л. Д. на основании ст. 3 и ст. 5 Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” от 18.10.1991. URL: https://arch2.iofe.center/case/2077 (дата обращения: 10.07.2024).	
29. 	Стольников В. Премьера фильма “Троцкий” // Газета “Коммерсант”. 06.11.1993. URL: https://www.kommersant.ru/doc/64132 (дата обращения: 01.05.2024).	
30. 	Трофименков М. Торжество троцкизма-ленинизма // Газета “Коммерсант”. 24.11.2009. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1279806 (дата обращения: 24.10.2024).	
31. 	Троцкий Л. Д. Моя жизнь: опыт автобиографии. М.: Панорама, 1991. 	
32. 	Троцкий Л. Д. Памяти Н. Г. Маркина // Перед историческим рубежом. Политические силуэты. Сочинения. М.; Л., 1926. Т. 8. С. 255-257.
33. 	Троцкий Л. Д. Сталин / под ред. Ю. Г. Фельштинского. Benson, Vermont: Chalidze Publications, 1985. Т. 2
34. 	Черненко М. В бытовом измерении. “101-й километр”, режиссер Леонид Марягин // Искусство кино. 2001. № 11.	
35. 	URL: https://old.kinoart.ru/archive/2001/11/n11-article4 (дата обращения: 15.05.2024).	
36. 	Brotherstone T., Duke P. The Trotsky Reappraisal. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1992.	
37. 	Cox M. Trotsky and His Interpreters; or, Will the Real Leon Trotsky Please Stand Up? // The Russian Review. 1992. Vol. 51, № 1. P. 84-102.	
38. 	Danilov V., Porter C. We Are Starting to Learn about Trotsky // History Workshop. 1990. № 29, 1. P. 136-146.	
39. 	Return to the Road of Lenin and Trotsky! // Spartacist. Winter 1987-1988. № 41-42. P. 4-18.	
40. 	Thatcher I. D. First Russian Biographies of Trotsky: A Review Article // Europe-Asia Studies (Formerly Soviet Studies). 1994. Vol. 46, № 8. P. 1417-1423. EDN: GVPOIP
41. 	Thatcher I. D. Trotsky Studies - After the Crash: A Brief Note // Europe-Asia Studies. 1996. Vol. 48, № 3. P. 481-486. EDN: HHIXMR
42. 	Thatcher I. D. Recent Soviet Writings on Leon Trotsky // Leon Trotsky: Three Aspects. University of Glasgow, 1990. P. 63-131.
43. 	Vinitzky-Seroussi V., Teeger C. Unpacking the Unspoken: Silence in Collective Memory and Forgetting // Social Forces, 2010. Vol. 88, № 3. Р. 1103-1122.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для большей части современных казаков идея великодержавности является центральной для их самоидентификации, выстраиваясь в схему: возрождение казачества способствует возрождению России как великой державы, потерявшей этот статус в результате распада СССР. Значительная часть неоказаков с начала 1990-х определяли свою суть через идею служения Отечеству, которое по умолчанию должно быть великим, подразумевая военно-политическую мощь. В то же время часть казачьих националистов отрицательно относились к обязательному привлечению их к госслужбе, выступая только за этнокультурное возрождение с возможным получением автономии и критикуя имперские великодержавные устремления другой части казачества. Однако именно модель государственного патриотизма оказалась наиболее устойчивой, поддержанной властью и доминирующей в публичном дискурсе.
В ходе исследования об издании региональных советских энциклопедий в 1920-1930-х гг. было выявлено, что их судьба осталась незавершенной в результате разгрома краеведческого движения по всей стране в этот период. На основе архивных документов была рассмотрена история подготовки и издания Уральской советской энциклопедии, публикация которой была прекращена после выхода в свет первого тома. Особое внимание было уделено деструктивной роли цензуры в региональном книгоиздании, которая наиболее ярко продемонстрировала несовместимость советской партийной идеологии и изучения конкретной локальной истории. Особое внимание уделяется обстановке в стране с середины 1930-х, ожесточенной борьбе с инакомыслием, поиску врагов народа и цензуре в книгоиздании региона. Этот случай показывает, что советская партийная идеология и научное исследование не всегда могут сосуществовать и что поиск правды может стать сложной задачей в условиях политической репрессии.
Цель данной статьи - изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000-2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985-1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР.
Мемификация и хештегирование в их функциональном назначении рассматриваются как следствия распространения технологий визуализации коллективной памяти. Теоретические рамки статьи обусловлены научными подходами М. Хальбвакса, Дж. Олика, С. И. Каспэ. Предложен анализ практик отмены коллективной памяти в цифровом пространстве на примере разбора образно-смысловых (интернет-мемов о традиционных религиях) и лингвистически-смысловых компонентов (хештегов о религии) в цифровом пространстве. Сделаны выводы о том, что оцифровка традиционных символов приводит к формированию совокупности новых форм; гибридизация традиционных символов способствует формированию цифровых повествований и созданию «новой» онтологии религии; распространение цифровых интерпретаций связано с порождением дополнительных сред присутствия религиозного смысла, евангеликализмом как социокультурным источником «культуры отмены».
В статье выявляется связь между традицией и остракизмом как механизмом ее поддержания и сохранения. Достаточно стабильное идейно-смысловое, сакрализированное ядро традиции всегда несет в себе потенциальную возможность активизации остракизма как охранительной реакции социальной системы на критику традиции или на попытку ее изменения или ликвидации. На примере кейсов Л. Н. Толстого и А. В. Кураева* анализируются этапы зарождения и эскалации ценностного конфликта, связанного с противопоставлением между личностью и традицией в лице религии и государства. Отмечается ряд особенностей остракизма как социальной практики, что позволит не только сравнивать аналогичные кейсы, но и прогнозировать их возникновение и предлагать технологии управления ими.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
 - УрФУ
 - Регион
 - Россия, Екатеринбург
 - Почтовый адрес
 - 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
 - Юр. адрес
 - 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
 - ФИО
 - Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
 - E-mail адрес
 - rector@urfu.ru
 - Контактный телефон
 - +7 (343) 3754507
 - Сайт
 - https://urfu.ru/ru