В статье рассматривается специфика организации подходов к развитию читательской грамотности обучающихся основной школы на уроках литературы: указаны основные виды читательских дефицитов школьников, обозначены читательские умения, развитие которых должно обеспечиваться посредством применения в образовательном пространстве определенных технологий, приемов обучения, кратко охарактеризованы некоторые стратегии чтения.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из целей изучения литературы в основной школе является формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний [4].
Список литературы
1. Мерзлякова, Н.В. Инновационные подходы к тексту как дидактической единице в контексте проблемы совершенствования читательской грамотности / Н.В. Мерзлякова // Современное образование: наука и практика. - Рязань, 2021. -№1 (16). - С. 18-21.
2. Мерзлякова, Н.В. Некоторые аспекты совершенствования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-9 классах // Слово. Словесность. Словесник: материалы всероссийской с международным участием науч.- практ. конф. преподавателей и студентов, 15 апр. 2021 г. / Н.В. Мерзлякова, Н.Н. Парамзина; отв. ред. Ю.А. Южакова; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. - Рязань, 2021. - Вып. 7. - С. 309-312. EDN: ZNULNZ
3. Парамзина, Н.Н. Реализация стратегий смыслового чтения как инновационный прием работы с текстом художественного произведения на уроках литературы в основной школе / Н.Н. Парамзина // Современное образование: наука и практика. - Рязань, 2021. - №1 (16). - С. 22-24.
4. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета “Литература” [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/Rabochie programmi po uch.htm (Дата обращения 10.12.2022).
5. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. - М.: БАЛЛАС, 2019.
6. Формирование читательской грамотности учащихся основной школы / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова // Русский язык в школе. - 2017. - №1. - С. 3-12. EDN: XWWMOB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания в контексте подготовки обучающихся к выполнению соответствующих заданий ЕГЭ по данным предметам; приведены примеры работы с различными видами текстов, а также модели заданий, выполнение которых будет способствовать формированию читательской грамотности выпускников.
В статье исследуются вопросы участия российских подростков 15-летнего возраста в международном мониторинговом исследовании PISA, анализируются полученные результаты в области естественно-научной грамотности, сформулирован ряд выявленных проблем низких результатов российских школьников и предложены направления работы по совершенствованию преподавания предметов естественно-научного цикла, что составляет практическую значимость данной статьи.
В статье рассматриваются возможности развития читательской грамотности при работе с разными типами текстов на уроке иностранного языка на средней ступени обучения. Авторы анализируют задания, предлагаемые в школьных учебниках, дают методические рекомендации по повышению эффективности работы с текстом и предлагают подход к организации занятия, который предполагает реализацию лингвистического и коммуникативного потенциала письменного источника информации. Материалом для анализа послужили тексты из действующих школьных учебников, что делает исследование актуальным для работы практикующих учителей.
В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам общероссийского исследования «Оценка по модели PISA»; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.
В статье рассматриваются понятие и основные характеристики гибких навыков (soft skills) как универсальных компетенций будущего, определяется их роль в профессиональном самоопределении и успешности в будущей профессиональной деятельности современных школьников, раскрываются условия и способы их развития у детей в семье, в школе и в дополнительном образовании.
В статье представлены особенности работы школы полного дня как образовательного учреждения, позволяющего наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Модель школы полного дня, описанная в статье, позволяет педагогам-практикам выстроить свою деятельность по объединению в единый функциональный комплекс системы общего и дополнительного образования, образовательную и оздоровительную деятельность в школе.
Директора школ оказывают сильное влияние на обучение и успеваемость обучающихся благодаря своей способности влиять на организационные характеристики школы, необходимые для качественного преподавания и обучения. В статье актуализируется проблема оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций региона в рамках процесса аттестации руководителей общеобразовательных организаций; освещается процесс тестирования руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций.
Издательство
- Издательство
- ОГБУ ДПО РИРО
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390023, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2А
- Юр. адрес
- 390023, Рязанская обл, г Рязань, ул Урицкого, д 2А
- ФИО
- Кашаев Андрей Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- riro@ryazan.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (491) 2444979
- Сайт
- https://rirorzn.ru