Идентификаторы и классификаторы
Доброе время, уважаемый читатель!
Наступил 2025 г. – год, от которого мы ожидаем многого, год с символическими характеристиками и, прежде всего, год 80-летия Великой Победы. Темой этой редакторской статьи стало не политическое событие или исторический рубеж социальной памяти, а важная составляющая жизни каждого человека – город. Эту бесконечно обширную тему естественным образом ограничивает политическая константа нашего журнала.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Отмечается, что вопрос идеологической истории суфизма о самостоятельности духа в отношении к телу, их противостоянии и взаимоотношении имел особое значение. Формула взаимодействия духа и тела помогает в раскрытии возникших рядов явлений и причин, связанных с различными проявлениями суфизма, допускает болезнь суфия, уединение в каком-то географическом пространстве, восприятие весенних праздников, путешествий и других событий. Анализируется один бейт персидского поэта Хафиза Ширази (ум. в 1389 г.), вставленный в лист мусульманского житийного произведения ( манакиб ) «Джодат-ул-ошикин» (Широкая дорога любящих взглядов), написанного в 1565-1566 гг. и посвященному известному кубравийскому шейху Камал ад-дину Хусейну Хорезми (ум. в 1551 г). Также были проанализированы и другие газели-поэты, которые идейно ввели нюансы в общую картину, дополнили итоговое определение и развили идею основного бейта, описывающего сложности постижения Истины.
Исследуется феномен женского пророчества в Ветхом Завете в рамках антропологической модели «ветхозаветные пророки - шаманы». Обсуждается вопрос о возможной связи между служением ветхозаветных пророчиц и шаманскими практиками различных культур. Опровергается гипотеза, согласно которой практики ветхозаветных пророчиц можно квалифицировать как шаманские. Сделан вывод, что сравнение с применением канонического подхода ветхозаветных пророчиц с шаманами не дает искомого результата - обнаружения«семейного сходства» (по Л. Витгенштейну), поскольку кроме роли посредника эти два феномена ничто не объединяет. Ключевую роль в статье занимают обозначенные проблемы, которые свидетельствуют, что на данном этапе развития религиоведения само сравнение невозможно: 1) характер источников (невозможно добиться объективных исторических данных о пророчицах из библейских текстов и сопоставить их с антропологическими данными о шаманах); 2) терминологическая проблема (среди антропологов отсутствует единое определение«шаманизма», что ведет к методологической коллизии - обоснованности выбора тех или иных групп религиозных специалистов); 3) методологический редукционизм (при сопоставлении двух феноменов опускаются важные элементы их служения). Однако отмечается, что перспектива у этого подхода есть - разработки когнитивного религиоведения.
В статье обсуждается место медицины и медицинских технологий в иудейской концепции Тиккун Олам (в переводе с иврита - исправление мира), которая предполагает необходимость совершенствования универсума, созданного Всевышним. Иудейские мыслители, интерпретируя описание процесса творения, изложенное в Торе, сходятся в том, что Бог, создавая мир, оставил в нем «пространство» для позитивных изменений и возложил эту задачу на человека. Традиционная точка зрения состоит в том, что «исправлению мира» способствует соблюдение воли Бога, изложенной в Торе в форме заповедей, но современный иудаизм также включает в сферу Тиккун Олам любые действия, способствующие улучшению жизни человеческого общества, в том числе медицинскую деятельность. Рассматриваются «рамки», ограничения, выдвигаемые иудеями против применения тех или иных методов медицины, за пределами которых они из средств улучшения мира, могут превратиться в причины его деградации. Отмечается, что при наличии широкого спектра суждений на этот счет мнение о возможности разумного использования современных медицинских технологий является преобладающим.
Исследуется то, как концепции faith-веры и belief-веры, предложенные отечественным философом, религиоведом и культурологом Д. В. Пивоваровым, находят свое отражение в трудах бенгальского философа и мыслителя Бхактивиноды Тхакура, выдающегося представителя индуизма. Приводится определение терминов «faith-вера» и «belief-вера», а также терминов «шастрия-шраддха» и «лаукика-шраддха». Представлен обзор основных смыслов, ассоциированных с этими понятиями. Выполнение этого обзора сопровождается сравнительным анализом как самих терминов, так и относящихся к ним философских идей и представлений. Подчеркивается сходство faith-веры и шастрия-шраддхи: оба понятия рассматриваются как необходимое условие для осуществления по-настоящему человеческого познания действительности. Обосновывается тезис о том, что faith-вера и шастрия-шраддха пронизаны духом свободы. Раскрывается представление о том, что faith-вера и шастрия-шраддха способствуют обретению человеком объективного знания, в то время как belief-вера и лаукика-шраддха выражают лишь субъективную часть истины. Отмечается приспособительный характер belief-веры и лаукика-шраддхи. Делается вывод о том, что рассматриваемые пары терминов близки по содержанию: они инициируют схожие способы познания окружающего мира и формы отношения к действительности.
Исследуется новооткрытая рукопись отечественной духовно-академической философии неизвестного автора под названием «Введение в богословие и религиозистику», которая некоторым образом иллюстрирует процесс отказа от использования в российских духовных учебных заведениях инославных пособий на латинском языке и процесс зарождения собственного богословия на русском языке, начавшийся в первой половине XIX в. Подчеркивается актуальность подобного рода исследований в связи с недостаточностью научных сведений о периоде зарождения современного отечественного богословия. Вышеозначенная рукопись анализируется содержательно и методологически, выявляются как ее положительные стороны, так и спорные неоднозначные решения автора данного труда, который иногда уклоняется от общей духовно-академической богословской традиции. Особенное внимание уделяется так называемой обратной перспективе в расстановке смысловых акцентов, не характерной для трудов представителей духовно-академической философии. Показывается, что обратная перспектива особенно ярко выражена в предлагаемом неизвестным автором рукописи определении понятия «богословие» и в порядке расположения основных составляющих частей данного труда. В заключение отмечается некоторая неоднозначность рукописного труда «Введение в богословие и религиозистику», которая во многом объясняется отсутствием в первой половине XIX в. готовых отечественных образцов богословских сочинений на русском языке. В связи с этим предлагается относиться к исследуемой рукописи как к одной из первых попыток, благодаря которым в итоге сформировалось современное богословие.
Поставлена задача выявления исторических предтеч современных процессов глобализации и деглобализации. Глобализация охарактеризована как экономический процесс с политическими последствиями, а деглобализация как политический процесс с экономическими последствиями. Предложено рассматривать два этих понятия исключительно в связке друг с другом. Проанализирована взаимная обусловленность экономической экспансии мирового капитализма и развития межгосударственной системы суверенных государств современного типа. Представлен общий обзор трех волн глобализации и деглобализации в мировой истории: рождение мирового капитализма в XVI в. и становление межгосударственной системы в XVII в.; интенсивное развитие капитализма в XIX в. и деглобализация, вызванная Первой мировой войной; глобализация и деглобализация современной эпохи. Охарактеризована специфика современной глобализации как единственной в мировой истории политической глобализации. Современная деглобализация рассматривается как процесс укрепления, а в отдельных случаях восстановления суверенитета наиболее активными участниками мировой политики. Проанализированы обстоятельства и вероятные исторические даты начала современной деглобализации. В заключение высказывается предположение, что в будущем человечество ожидает продолжение циклических движений от глобализации к деглобализации и обратно, сопоставимых с теми, что происходили начиная с XVI столетия.
Анализируется государственная политика РСФСР по формированию системы среднего профессионального образования в первые годы советской власти, а также ее реализация в Иркутской губернии. Содержание исследования предполагает изучение процесса создания советского аппарата управления образованием в масштабах государства в целом, а также территориальных органов власти, занимавшихся вопросами формирования и развития системы профессионального образования в Иркутской губернии; анализ состояния профессионально-технического образования в регионе на протяжение 1920-х гг.; характеристику основных типов профессионально-технических учебных заведений. На основе анализа архивных материалов выделены и охарактеризованы основные типы профессиональных учебных заведений, работавших в Иркутской губернии в 1920-е гг.: школы для рабочих-подростков, школы фабрично-заводского ученичества, техникумы; рассмотрены положения о работе техникумов; показана связь формируемой системы профессионально-технического образования с имевшейся в досоветский период в Иркутской губернии материально-технической базой профессионально-технических курсов, школ, училищ, семинарий; выделены проблемы, требовавшие решения для улучшения деятельности учебных заведений. Сделан вывод о том, что процесс формирования системы среднего профессионального образования в Иркутской губернии проходил в русле общегосударственной политики в этой сфере.
Анализируется деятельность по реализации методов непосредственной коммуникации с избирателями региональных отделений молодежных отделений парламентских политических партий в Иркутской области и Красноярском крае. Представлена авторская классификация методов коммуникации с избирателями в политической сфере. Утверждается, что политическая коммуникация партий делится: на традиционную политическую коммуникацию; коммуникацию посредством интернета; непосредственную (прямую) коммуникацию с избирателями. Приводятся данные о непосредственной коммуникации за период март 2023 - март 2024 г. Рассматриваются проведенные мероприятия, их количество и направленность. Содержание исследования предполагает анализ деятельности «Молодой Гвардии Единой России», «Ленинского коммунистического союза молодежи», «Молодежной организации ЛДПР» и «Молодежи Справедливой России». Помимо этого, приводится сравнительный анализ региональных отделений двух соседних сибирских регионов, что позволяет получить более точную картину исследования. Сделан вывод, что иркутские отделения молодежных «крыльев» партий значительно активнее, чем красноярские, однако структура активности в разных субъектах различается, как и итоговое «распределение мест». Результаты исследования актуальны в контексте анализа деятельности молодежных политических движений, молодежной политики в регионах, а также парламентских партий.
Системно и подробно изложена концепция политической социализации, сформулированы ее суть и сущность. Определены основные участники данного феномена и процесса - субъекты, объекты и агенты, описаны их роли цели и задачи. Описаны условия ее эффективности и достижения соответствующей направленности. Выявлена природа политсоциализации, среда ее реализации, заинтересованные стороны, непосредственные и опосредованные участники и организаторы. Показана роль в организации процесса социализации систем общего и специального образования и массовой коммуникации. Рассмотрены этапы политической социализации человека через распространенные исследовательские концепции, использующие различные основания для своей классификации. В круге внимания находятся уровни и модели политсоциализации. Отмечено, что в рассмотренных подходах исследователей ключевым элементом является их идеологическая позиция, зачастую обусловливающая выделение сомнительных и мнимых свойств, присущих описываемым ими моделям. Указана ключевая роль политических идеологий в процессе политической социализации как индивидов, так и социальных групп.
На основе имагологического подхода последовательно прослеживается становление западной цивилизации, влияние на нее географического детерминизма, трансформации западной цивилизации в гегемонистское, экспансионистское, рабовладельческое, колониальное государство с налетом расизма, нацизма и фашизма, что позволило в последующем историософам на основании вышесказанного дать определение этой цивилизации как «кладбищу народов». Дается емкая историография этому процессу, позволяющая на основе заключений ученых, анализирующих этот исторический процесс, убедиться в логике представлений автора о западной цивилизации. Делается вывод о русофобии как механизме решения задач, поставленных западной цивилизацией пять веков назад. Показано, что создаваемый Западом образ России основан на откровенной лжи, фальсификациях и фейках, особенно увеличившихся в период проведения Россией специальной военной операции, что свидетельствует об укоренившихся в западном обществе ложных идеологеммах и стереотипах восприятия в отношении России. Все это позволяет считать нынешнюю западную цивилизацию «империей лжи».
Поднимается проблема изучения государственного патернализма как социокультурного стержня российского общества. Проведен подробный анализ государственного патернализма в качестве социокультурной матрицы российской цивилизации. Рассматривается вопрос о сохранении комплексного ценностно-смыслового единства российского общества в рамках перманентных исторических потрясений и кризисов. Обосновывается значимость социокультурной доктрины российского государственного патернализма как фактора самоидентификации и выживаемости цивилизации. Резюмируется роль российских приживальцев (иждивенцев) в парадигме патерналистского диалога, акцентируется внимание, что нарушение баланса сил в патерналистском диалоге приводит к массовым волнениям, бунтам, восстаниям, смуте. Описывается трансформация государственного патернализма в российском культурно-историческом пространстве. Используются методы социокультурного подхода, транскоммуникативного подхода и архитектоники для установления причинно-следственных связей между государственным патернализмом и социокультурной матрицей российской цивилизации.
Анализируются государственно-конфессиональные отношения в рамках специальной военной операции, рассмотрены новые формы взаимодействия Церкви с государственными структурами, включая духовное окормление вооруженных сил, благотворительную деятельность и нравственное наставничество. Цель исследования - определить общественно-политическую позицию РПЦ в вопросах СВО. При этом исследовательский интерес вызывает не только декларируемая религиозными лидерами установка по милитаристским вопросам, но и действия религиозной организации в рамках социально-политического партнерства. В качестве основного научного подхода выбран исторический неоинституционализм, который позволяет анализировать институциональные изменения и их влияние на государственно-конфессиональные отношения. На основе примененной методологии и эмпирического материала сделаны выводы об активной интеграции РПЦ в систему социальной и гуманитарной поддержки участников вооруженного конфликта, ветеранов СВО и их семей. Выделены и проанализированы механизмы гуманитарной мобилизации, обеспечивающие оперативное реагирование и предоставление необходимой помощи через церковные институты.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru