Введение. В статье рассматривается актуальная проблема формирования суверенной российской политологии, способной адекватно отражать исторический опыт и реалии страны. Особое внимание уделяется фундаментальным различиям между российской и западной политическими традициями, которые особенно ярко проявились в XX в.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания концептуальной базы, отражающей специфику российского политического развития.
Цель. Основной целью исследования является анализ роли государства и норм в политической системе России и Запада, а также выявление возможности применения западных политических концепций на российской почве. Дополнительной целью является исследование проблематики деколонизации сознания и формирования уникального российского политического дискурса.
Результаты. В ходе исследования были получены следующие ключевые результаты: 1) выявлено, что западная политология, реагируя на опыт фашизма, склоняется к антиэтатизму и критике нормотворчества; 2) установлено, что российский опыт демонстрирует прямую связь между силой государства и достижениями страны; 3) проанализированы различия между фашизмом и коммунизмом, а также последствия разрушения государства в России 1917 и 1991 гг.; 4) исследована проблема деколонизации сознания, осложненная западным происхождением терминологического аппарата; 5) подтверждена особая роль индоевропейской цивилизационной матрицы в формировании отвлеченного мышления, философии и науки.
Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) механический перенос западных политических концепций на российскую почву невозможен и методологически некорректен; 2) русская культура обладает уникальной способностью к синтезу западных и восточных традиций, что подтверждается исследованиями в области индоевропеистики; 3) для формирования основ российской государственности необходимо развивать собственные исследовательские направления, особенно в области фольклористики, палеогенетики и археологии; 4) особую значимость приобретает развитие отечественной школы индоевропеистики как инструмента формирования суверенного политического дискурса.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.26794/2226-7867-2024-14-6-39-44
Понятие «нормы» или «меры», как ее называли еще в Древней Греции, — базовое понятие для всей западноевропейской философии и западноевропейской культуры. Дискуссии о том, что есть «мера», кем она задается, велись еще в ранней греческой философии. Нет ни одного греческого мудреца, который бы не высказывался о пользе меры. Очень важным в плане иллюстрации этого понятия является платоновское указание на фармакон (pharmakon). «Фармакея (Φαρμάκειά) — это также имя нарицательное, означающее потчевание снадобьем (φάρμακον): лекарством и/или отравой», когда одна и та же трава или одно и то же зелье является лечебным и полезным в определенных дозах либо ядом в случае превышения дозы.
Список литературы
1. Агамова Н. С., Аллахвердян А. Г. Утечка умов из России: причины и масштабы. Российский химический журнал. 2003;50(3):108-115. URL: https://www.elibrary.ru/iamifv
2. Пипия Л. К., Чистякова В. Е. Проблема «утечки умов» на фоне миграционных процессов в России. Инновации. 2020;262(8):17-30. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.262.8.003
3. Кошелева Т. Н. Зарубежный опыт инновационной политики для малого предпринимательства. Общество. Среда. Развитие. 2010;15(2):14-18. https://terrahumana.ru/arhiv/10_02/10_02_03.pdf
4. Бекларян Л. А., Давыдов Д. В., Дементьев В. Е., Макаров В. Л., Винокурова Н. А., Гребенников В. Г., Козырев А. Н., Левин М. И., Паринов С. И., Солосина М. И., Сушко Е. Д., Устюжанина Е. В., Щепина И. Н. Наукометрия и ее влияние на развитие современной науки. Вопросы инновационной экономики. 2019;9(1):11-36. https://doi.org/10.18334/vinec.9.1.399575.
5. Беркут В. П. Идеология государственного служения. Россия: тенденции и перспективы развития. 2017;12(3):11-36.
6. Подорога В. А. Память и забвение (Т. В. Адорно и время «после Освенцима»). Новое литературное обозрение: теория и история литературы, критика и библиография. 2012;116(4):109-128. https://elibrary.ru/pfoqef
7. Деррида Ж. Фармация Платона. Платоновские исследования. 2017;6(1):113-254. https://elibrary.ru/zbhkfl
8. Магнитов С. Н., Матвейчев О. А. «Контрреволюционер» Сталин. По ту сторону марксизма-ленинизма. Москва: Книжный мир; 2023. 580 с.
9. Матвейчев О. А. Суверенитет духа. Москва: Поколение; 2007. 512 с.
10. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Т. 26. Ленинград: Наука; 1984. 518 c.
11. Энтони Д. Лошадь, колесо и язык: как наездники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики; 2023. 672 с.
12. Петров С. Конь, колесо и колесница: как предки русских создали современный мир. Москва: Ridero; 2019. 560 с.
13. Sengupta S., Zhivotovsky L. A., King R., Mehdi S. Q., Edmonds C. A., Chow C. E., Lin A. A., Mitra M., Sil S. K., Ramesh A., Usha Rani M. V., Thakur Chitra M., Cavalli-Sforza L.L., Majumder P. P., Underhill P. A. Polarity and temporality of high-resolution Y-chromosome distributions in India identify both indigenous and exogenous expansions and reveal minor genetic influence of Central Asian pastoralists. American Journal of Human Genetics. 2006;78(2):202-221. https://doi.org/10.1086/499411
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор лучших практик реализации курса «Основы российской государственности», введенного в образовательный процесс университетов с сентября 2023 г. Опыт реализации учебного курса в российских вузах демонстрирует разнообразие методов, технологий и конкретных практик в преподавании дисциплины. При этом учитывается, что курс обладает мировоззренческим характером, поднимает важнейшие элементы ценностной проблематики и направлен на формирование патриотических установок студенческой молодежи, их вовлечение в актуальную общественно-политическую повестку. На основании информационных материалов веб-сайтов университетов выделяются наиболее успешные образовательные практики, используемые при организации аудиторной и внеаудиторной работы с обучающимися в рамках реализации курса. Эффекты приведенных образовательных форматов обосновываются с учетом результатов специализированных опросов студентов, завершивших освоение дисциплины. Авторы подчеркивают значимость интерактивных и проактивных форм обучения, направленных на формирование устойчивого интереса студентов к содержанию курса, а также мотивированию обучающихся к конкретной деятельности непосредственно в ходе освоения учебной дисциплины.
Реализация новой учебной программы в рамках курса «Основы российской государственности» осуществлялась в изначально негативной информационной и психологической среде, с целым рядом предустановок, характерных для студентов и их родителей, в связи с нежеланием выступать в роли объектов «идеологического» влияния, о чем свидетельствуют разнообразные социологические исследования и опросы. Этот вызов, заключающийся в изначальном антагонизме среды (обучающиеся и их родители) и действующего лица (педагога) является интеллектуальным вызовом для педагогов, которым доверено чтение курса «Основы российской государственности», наделенного очевидной идеологической и воспитательной миссией. Вместе с тем, профессиональные обязанности требуют от преподавателя рассматривать упомянутый вызов как педагогическую задачу, в связи с чем вопрос о выборе метода преподавания дисциплины является одним из ключевых и существенных в деле успешной реализации курса и, в конечном итоге, достижения государственной задачи — формирования патриотически настроенной активной личности студента, связывающего свое будущее с развитием страны. В течение двух лет этот метод использовался автором статьи как факультативная форма организации самостоятельной работы студентов; апробация метода позволила сформировать наблюдения относительно целесообразности, ограничений и перспектив его использования в образовательном процессе.
В статье представлены результаты эмпирических исследований, которые подтверждают, что одним из эффективных способов освоения образовательного модуля «Основы российской государственности» является использование различных видов мультимодального игрового моделирования на занятиях. Важно чередовать эти виды и направлять студентов на поиск решений, актуальных для них самих, их семей и нашей страны в целом. Согласно данным, без активного и целенаправленного содействия преподавателей многие современные студенты не способны эффективно использовать материалы образовательного модуля «Основы российской государственности». Многие из них не готовы воспринимать знания, содержащиеся в этом модуле, как руководство к действию или информацию о возможностях, которые у них есть. В статье описаны варианты применения мультимодального игрового моделирования, которые позволяют эффективно решать эту проблему. У студентов складывается ответственное отношение к своей судьбе и судьбе своей страны, понимание их неразрывной связи; формируется установка на самостоятельное и осмысленное определение приоритетов и увязка личных жизненных планов со стратегическими целями и задачами Отечества.
В статье исследуются культурные архетипы, которые легли в основу формирования духовных ценностей русского воинства. Автор выделяет три ключевых аспекта: образ Матери, образ Отца и религиозное понимание священного брака между ними, известного как иерогамия. В статье прослеживается эволюция этих трех начал на различных этапах развития страны и ее вооруженных сил. Автор выдвигает предположение, что состояние обороноспособности и уровень патриотических чувств воинов во многом зависели от гармоничного сочетания этих трех элементов. В заключение автор делает вывод о том, что современное духовное состояние Вооруженных сил Российской Федерации напрямую связано с их соответствием традиционным основам.
В статье приводится обзор новых практик регионального управления, а также выделяются методы управления культурным наследием в условиях усложнения институтов и возможной поляризации мнений внутри территориальных сообществ. С одной стороны, управленческие институты возникали, укреплялись и эволюционировали в условиях преодоления турбулентности девяностых — нулевых, а с другой — на данном этапе уже назрел запрос на адаптацию механизмов и «институций» под современную хипстерскую культуру, проникшую через выстроенные в последнее десятилетие креативные индустрии и попытки их интеграции с управленческими структурами. Возникает опасность нового разрыва между территориальным управлением, наукой и практикой на фоне процессов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности, помноженным на растущие демографические проблемы и депопуляцию сельской местности.
Cовременный мир характеризуется беспрецедентным уровнем цифровизации, что диалектическим образом трансформирует экономические и социальные процессы и саму политическую реальность. Новейшие информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) глубоко проникают во все сферы общественной жизни, изменяя способы производства, распространения и потребления информации, что, в свою очередь, неизбежно приводит к трансформации политических процессов, механизмов формирования власти и способов ее легитимации. Нарастающий поток информации, распространяемый через глобальную сеть Интернет, социальные медиа и другие цифровые платформы, оказывает все более значительное влияние на формирование политического сознания, мотивирует политическое поведение индивидов и коллективных акторов, создавая новые возможности для политической мобилизации и одновременно — для манипуляции общественным мнением. В условиях информационной перегрузки, когда граница между достоверной и недостоверной информацией становится все более размытой, роль политического лидера в отборе, интерпретации и трансляции информации приобретает критическое значение. Объектологическая проблема настоящего исследования заключается в инновационнно-когнитивном понимании природы политического лидерства в эпоху информационного общества.
Статья посвящена анализу многообразия типов культур в жизни современного человека и роли поли - ментального характера общества в этом процессе. Автор рассматривает феномен менталитета, его связь с историей, культурой и социумом, а также особенности русской ментальности и ее историческую роль. В статье рассматриваются особенности современного мира, которые обуславливают активное взаимодействие различных менталитетов: радикальная трансформация биполярного мира, доминирование идеологических, мировоззренческих, экономических и административных систем, а также рефлексия проблемы полиментального характера социума.
Цель статьи — анализ феномена менталитета, его связи с историей, культурой и социумом, а также описание характера ментальности конкретной исторической общности, русской ментальности, ее исторической роли и миссии в общемировом поле взаимодействия различных культурных практик.
Результаты. Автор рассматривает работы представителей французской исторической школы «Анналов», историков культуры, науки и искусства, а также труды российских философов и культурологов, посвященные описанию русской ментальности. Особое внимание уделяется вкладу Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, В. П. Воронцова и других ученых в традицию осмысления русской ментальности.
Выводы. Статья подчеркивает актуальность осмысления уроков столкновения различных менталитетов и картин мира в современном мире. Автор призывает к более глубокому пониманию специфики русской ментальности и ее роли в исторической судьбе России и Российской государственности. Это может способствовать укреплению межкультурного диалога и сотрудничества между различными странами и народами.
В статье исследуются причины, по которым современное научное и политическое сообщество обратилось к теориям солидаризма. Эти теории, разработанные в начале XX в., были направлены на противостояние либеральным и революционным идеям того времени. Своеобразным центром солидаризма являлась в эту эпоху Франция. Здесь оформляются разные его варианты, в том числе концепция «правового солидаризма». Одним из создателей последнего являлся Дюги, известный французский правовед и общественный деятель. Идеи, высказанные им, были использованы в последующие времена учеными и политиками, сформулировавшими концепцию «социально-ориентированного государства». В то время Франция стала настоящим центром движения солидаризма. Здесь зародились различные его проявления, в том числе концепция «правового солидаризма». Одним из основоположников этой идеи был известный французский правовед и общественный деятель Леон Дюги. Его идеи оказали влияние на ученых и политиков, которые впоследствии разработали концепцию «социально ориентированного государства».
Статья является постановочной и призвана найти теоретико-методологические основания для выявления и анализа унифицированных факторов, способствующих организации эффективного коммуникативного пространства управления в регионах России. В статье представлена систематизация подходов к пониманию социального агента в социологии. Приведены словарные толкования терминов «агент» и «актор», которые в научной литературе часто являются взаимозаменяемыми понятиями. С помощью теоретического анализа работ зарубежных ученых были выделены три унифицированные модели интерпретации социального агента (индивидуальный актор; коллективный актор (субъект); индивидуальный актор или коллективный субъект — промежуточный тип). Разработанная типология применяется для анализа современных агентов (практиков) управления, участвующих в разработке и реализации государственных стратегических программ (Стратегия научно-технологического развития, Национальные проекты и проч.). Описанные модели взаимодействия социальных агентов способствуют более глубокому пониманию механизмов формирования коммуникативного пространства управления, а также процессов унификации и разнообразия, лежащих в основе организации и формировании его структуры. Статья предлагает методологический подход к анализу свойств практиков современного поля управления. На основе качественного анализа официальных документов выявлены и унифицированы ключевые характеристики управленцев как социальных агентов, с помощью которых можно сделать предварительные выводы об их роли в процессах стратегического и пространственного развития России. Использованный методологический подход к анализу свойств социальных агентов позволит в дальнейшем оценить, в какую сторону будет направлен вектор региональной управленческой практики, будет ли он способствовать стандартизации управленческих стратегий на территории Российской Федерации. Авторы подчеркивают необходимость дальнейшего исследования региональных особенностей, в том числе социокультурных, для более полного понимания данной проблемы.
Цель. Основными целями написания работы явились изучение изменений, произошедших в деятельности современного гражданского общества после начала специальной военной операции (СВО) вооруженных сил Российской Федерации на Украине, характеристика деятельности и определение роли патриотически настроенных лидеров общественных мнений (Telegram-каналов, военкоров) в происходящих преобразовательных процессах.
Метод. В данном исследовании использовались метод анализа (изучение сущности и эффективности взаимодействия интернет площадок и структуры гражданского общества), исторические методы (исследование истории формирования российского гражданского общества), метод дедукции (признание Telegram-каналов как информирующих, стимулирующих и агитирующих, а также их посреднической роли между обществом и властью).
Выводы. В ходе исследования были выявлены основные процессы, происходящие в институтах гражданского общества, определена организационная роль информирования и деятельности популярных патриотических интернет площадок. В ходе анализа и сравнения общественных процессов, инициированных СВО, и характеристик просветительских, агитационных и организационных публикаций в Telegram-каналах, были выявлены общие черты этих социальных явлений. В результате был сделан вывод о взаимосвязи гражданского общества и деятельности ведущих патриотических Telegram-каналов и ЛОМов как на общегосударственном, так и на локальном уровне. Последние были признаны институтом гражданского общества. Автором выдвинуто предположение, что процесс формирования в России гражданского общества получил беспрецедентное стимулирование с началом проведения СВО, при этом он во многом направляется деятельностью лидеров мнений и патриотических Telegram-каналов, которые, в свою очередь, являются одновременно и результатом, и стимулом (локомотивом) развития российского гражданского общества. Практическое применение. В результате проведенного исследования произошло расширение теоретических сведений относительно институтов гражданского общества, доказано новое и перспективное направление в развитии и управлении деятельностью гражданского общества в России, что может быть использовано при дальнейшем его изучении. Исследование эффективности деятельности Telegram-каналов/ЛОМов не только в части информирования населения, но и в реализации функций стимулирования и организации общественной жизни и признание их частью гражданского общества констатирует значимость данного социального явления, что, в свою очередь, стимулирует внимание социума к данному виду деятельности и пролонгирует его всестороннее развитие.
Оригинальность. Представленная работа предназначена для научного сообщества, студентов гуманитарных факультетов и широкой общественности, интересующейся проблемами развития гражданского общества вообще и российского в частности.
В статье излагается процесс развития исследований образа России в Китае по российским и китайским источникам. В последней четверти XX в. советских людей стало особо интересовать отношение китайцев к СССР / России. Российские исследования образа своей страны в Китае в основном связываются с именами С. Л. Тихвинского, Ю. М. Галеновича, Н. В. Тен, М. Е. Паниной, О. Д. Тугуловой, И. В. Ставрова и др. В статье анализируются основные результаты проведенных этими авторами исследований. Отмечается, что, исследуя образ России в Китае по китайским литературным источникам, российские авторы в основном называют такие китайские имена, как Кэ Хуйсинь, Чжэн Чуньли, У Янь, Ли Суйань, У Хэ и др. Среди этих источников особое место принадлежит монографии «Образ России в Китае (1949–2009 гг.)», опубликованной Ли Суйанем в 2012 г., который первым выполнил всесторонний и системный анализ процесса формирования образа России в Китае. Все эти исследования передают драгоценный опыт изучения образа России, сформированного в Китае. Этот опыт опирается на всесторонний диахронический анализ, проводимый в рамках имагологического исследования.
Целью статьи является рассмотрение генезиса постулатов современной концепции развития молодежной политики в России, а также анализ их роли в формировании механизма реализации молодежной политики. В статье отмечается, что в Российской Федерации выстраивается механизм реализации молодежной политики, который представляет собой систему, способствующую эффективному сотрудничеству между общественными и государственными институтами. Автор рассматривает две основные точки зрения на интерпретацию постулатов концепции развития молодежной политики: доктринальную и нормативную. Особое внимание уделяется принципам государственной молодежной политики И. М. Ильинского, которые послужили основой для первого нормативного правового акта, определившего государственную молодежную политику в СССР. Также в статье анализируется распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. No 2403-р, в котором закреплены основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В подзаконном акте изложены 10 основополагающих принципов концепции молодежной политики. По результатам исследования автор работы высказывает доктринально и нормативно обоснованную точку зрения об отсутствии окончательно сформировавшегося перечня постулатов современной концепции развития молодежной политики и важности легального закрепления постулатов, обделенных вниманием законодателя. Статья может быть полезна для исследователей, занимающихся проблемами молодежной политики, а также для специалистов в области государственного управления и общественных институтов.
В данной статье рассматривается влияние фейков на формирование имиджа Российской Федерации, затрагивается целый ряд вопросов, начиная от повсеместной диджитализации и заканчивая эпохой постправды и возникновением журналистики мнений. Особое внимание уделяется цифровизации и тем изменениям, которые она повлекла за собой, также разграничены понятия новых и традиционных медиа, обозначены основные отличия в коммуникации между создателем контента и его потребителем, обозначено понятие фейк-ньюс. Целью данной работы является исследование нарративов о России в европейском медиапространстве, определение их в качестве фейков или мнений, а также понимание того, каким образом происходит формирование определенного имиджа страны в глазах общественности. Для проведения исследования автором был выбран метод контент-анализа, в ходе которого были отобраны публикации в западных СМИ, а также публикации блогеров с большими охватами. Было выявлено, что различные публикации с ярко выраженной окраской событий, а также публикации блогеров в аккаунтах с большой вовлеченностью влекут за собой формирование определенного нарратива, который начинает восприниматься общественностью как реальное положение дел.
Издательство
- Издательство
- ФИНУНИВЕРСИТЕТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- Юр. адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- ФИО
- Прокофьев Станислав Евгеньевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@fa.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 9439580