Автор представляет собирательный образ директоров гимназий и реальных училищ конца XIX - начала XX века, который составлен им на основе опубликованных и архивных материалах, связанных с личностью руководителей и работой учебных заведений. Во многом успешное развитие уральской средней школы зависело от профессионализма и личных качеств директорского корпуса гимназий и реальных училищ. Приводятся сведения об особенностях работы директоров организаций данного типа в уральском регионе на рубеже веков. Охарактеризовано материальное положение (расходы на квартплату, питание и т. д.) руководителей средних учебных заведений. Показана роль и значение деятельности директоров в развитии образования на Урале. Выделены основные формы их работы. Представлены сведения о возрастном составе, об их семейном положении, вероисповедании, образовании. Анализируются основные проблемы учебных заведений в начале XX века и описывается деятельность директорского корпуса. В статье делается акцент на значении деятельности директоров и их влиянии на общественность в деле развития образования на Урале. Автором сделан вывод о том, что представителей директорского корпуса средних учебных заведений можно было считать образцом культурности и образованности.
Идентификаторы и классификаторы
Начиная с 70-х годов XIX в., в связи с буржуазными реформами резко возросла потребность в знаниях более прикладного характера. В связи с этим в Перми, Екатеринбурге, Оренбурге, Нижнем Тагиле, Красноуфимске открываются реальные училища. Высшим этапом мужского среднего образования в Российский империи в конце XIX – начале ХХ веков оставался гимназический аттестат зрелости, открывавший доступ в университет. На следующей ступени стояли реальные училища: окончившие 7-й класс реального училища получали доступ в технические и коммерческие вузы.
Список литературы
1. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: изд. иждивением Учен. ком. М-ва гос. имуществ, 1859. 472 с.
2. Зверев А. В. Старейшее учебное заведение Перми. К столетию Пермской мужской гимназии (1808-1908). Пермь: электротипография В. А. Чердынцева, 1908. 229 с.
3. Народное образование в Оренбургском учебном округе // Русская школа. 1897. № 4. С. 256-274.
4. Гаврилов Д. В., Буранов Ю. А., Черныш М. И. и др. История Урала в период капитализма / отв. ред. Д. В. Гаврилов; АН СССР, Урал. отд-ние, Ин-т истории и археологии. М.: Наука, 1990. 500 с.
5. Памятная книга Оренбургского учебного округа на 1915 год. Уфа: Электр. тип-лит О. Г. Соловьева, 1915. 661 с.
6. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). СПб.: изд. О. Богдановой, 1912. 346 с.
7. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. 840 с.
8. Фальборк Г., Чарнолуский В. И. Народное образование в России. СПб.: изд. О. Н. Поповой, 1900. 263 с.
9. Народное образование в России с шестидесятых годов XIX века / сост. Н. В. Чехов. М.: “Польза” В. Антик и К°, 1912. 224 с.
10. Ганелин Ш. И. Очерки истории средней школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Учпедгиз, 1954. 304 с.
11. Днепров Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1918-1977). М.: НИИОП, 1981. 90 с.
12. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. М.: Учпедгиз, 1949. 247 с.
13. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976. 599 с.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начала ХХ вв. М.: Педагогика, 1991. 445 с.
15. Богуславский М. В. ХХ век российского образования. М.: Профиздат, 2002. 319 с. EDN: RVXUGR
16. Егоров А. Д. Гимназическое образование в России. Исторический очерк. Иваново: [б. и.], 1990. 96 с.
17. Егорова М. В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX - начале ХХ в. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 215 с. EDN: QWPTGB
18. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. М.: Новый хронограф, 2010. 511 с.
19. Сучков И. В. Учительство в России в конце XIX - начале ХХ вв. М.: МГОПУ, 1998. 125 с.
20. Шаркова Г. А. Директорский корпус московских мужских гимназий и реальных училищ в 1913 г. // Вопросы отечественной истории. М., 2005. Вып. 8. С. 128-134.
21. Флит Н. В. Школа в России в конце XIX - начале XX вв.: Гос. и част. гимназии, прогимназии, домаш. обучение, экстернат: метод. пособие. Ленинград: [Б. и.], 1991. 96 с.
22. Галенин Б. Г. Царская школа. Государь Николай II и Имперское русское образование. М.: Культурно-просветительский русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. 595 с.
23. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров: Возвращение забытого имени. Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с. EDN: XBTTXJ
24. Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее (Краткий историко-педагогический очерк). Пермь: Электротип. губ. земства, 1913. 204 с.
25. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. 1880. №1-2. 67 с.
26. Иван Федорович Грацинский, Тайный советник, Почетный гражданин города Перми и Почетный попечитель Пермской гимназии. Пермь, [б. и.] 1887. 54 с.
27. Ахмерова Ф. Приготовительное заведение // Судеб связующая нить. Уфа: Китап, 2006. С. 108-111.
28. Вестник Оренбургского учебного округа. 1915. № 6-7. 280 с.
29. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. 1888. № 8. 292 с.
30. Троицкий городской округ: Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2013. 432 с.
31. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 75. Оп. 1. Д. 20, Л. 1-2.
32. Отчет о состоянии Троицкой мужской гимназии за 1898-1899 учебный год. Троицк, 1900. 54 с.
33. Двадцатипятилетие Троицкой гимназии (1873-1898 гг.): истор. записка / сост. А. К. Зеленецким, О. И. Пушновым и В. А. Лавровским. Троицк: Тип И. О. Лесковской, 1900. 145 с. 34. Аблина Н. А. Тихомиров Иван Александрович - директор мужской классической гимназии в Троицке с 1888 по 1906 гг. // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала: материалы IV Региональной научной конференции, посвященной 80- и 70-летию образования Уральской и Челябинской областей, 15-16 января 2004 г. / сост. Н. А. Ваганова Челябинск: Челябинский обл. краеведческий музей, Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2004. С. 102-111.
35. Несколько слов об Императорском Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. СПб.: тип В.Д. Смирнова, 1909. 21 с.
36. Тихомиров Иван Александрович //Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 65. СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1901. С. 292.
37. Оренбургская ученая архивная комиссия: ее “Труды” и авторы. Оренбург: Оренбургское кн. Изд-во им. Г.П. Донковцева, 2020. 383 с.
38. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 125. Л. 6 об.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена идентификации и описанию семантических компонентов (сем) французских процессуальных фразеологизмов с референцией порицания. Интерес к феномену фразеологизма связан с потребностью исследовать это языковое явление в его тесной связи с особенностями менталитета, когниции и восприятия окружающего мира этносом. Актуальность исследования определяется не только необходимостью выявления семантического объема фразеологизмов с процессуальной составляющей, но и описания таких экспрессивных языковых единиц вторичной номинации с референцией порицания. Система ценностных установок говорящего субъекта в процессе ситуации порицания реализует отрицательное отношение к неблаговидным действиям, поступкам или нравственно недопустимому поведению объекта высказывания в виде прагматической формулы «знай/считай, что это плохо». Новизна работы состоит в обращении авторов к референции порицания как одной из негативных оценок со стороны порицающего субъекта, и аналитической интерпретации идентифицированных сем, интегрирующих структуру французских процессуальных фразеологизмов референции порицания. Методами компонентного анализа и аппликации, семантического анализа глаголов идентифицированы семантические признаки в структуре процессуальных фразеологизмов с референцией порицания как лингвокультурологического феномена в французском языке. Конкретизируются полученные методом аналитической интерпретации эмпирического материала перечень семантических компонентов - сем, актуализируемых в структуре процессуальных фразеологизмов с референцией порицания. Предлагаются примеры описания и сравнительного сопоставления семантических компонентов в структуре процессуальных фразеологизмов французского языка. В ходе исследования подтвердилась идея о том, что выбор субъектом речевого акта процессуальных фразеологизмов с референцией порицания находится в прямой зависимости от его коммуникативной стратегии экспрессивного выражения отрицательной оценки действий и поведения адресата. Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшем сопоставительном анализе семантической структуры процессуальных фразеологизмов с референцией порицания на материале разных языков. Это позволило бы выявить как универсальные, так и отличительные черты анализируемой референции порицания и фразеологической картины мира в целом.
Перед авторами стояла трудно достижимая цель - проанализировать семантику и грамматические свойства слов, обозначающих признаки предметов в бесписьменном языке одного из малых коренных народов Южного Урала. Материалом для исследования послужили записи живой разговорной речи нагайбаков. Новизна работы состоит в том, что она представляет собой один из этапов на пути создания первой нагайбакской грамматики. Нагайбаков, свободно владеющих языком своих предков, осталось немного. Не случайно социологи признали и сам нагайбакский этнос, и его язык находящимися «в зоне риска», то есть на грани исчезновения. В таких условиях наиболее эффективными оказались полевая методика сбора языкового материала, его семантическая, грамматическая, сопоставительная обработка с использованием приtмов описательного и лингвокультурологического методов анализа. Результаты наблюдения над лексемами, обозначающими признаки предметов или явлений в нагайбакском языке, свидетельствуют, с одной стороны, о богатстве данного класса слов, с другой - о резком его отличии от аналогичного разряда русских прилагательных с точки зрения проявления грамматических категорий. Наиболее ярко это проявляется в отсутствии у нагайбакских прилагательных способности изменяться по родам, числам и падежам. Потому нагайбакские прилагательные не могут согласовываться с определяемыми существительными и лишь примыкают к ним. Данное исследование является актуальным: оно будет способствовать созданию базы для внедрения нагайбакской письменности, а значит, у малого этноса появится шанс избежать растворения среди других, более многочисленных народов.
В настоящей статье рассматриваются проблемы социокультурного развития первых закрытых поселений уральских атомщиков. На основе рассекреченных архивных документов и других материалов показано, что на этот процесс оказывали влияние первичные представления об «атомных» населенных пунктах как о небольших рабочих поселках, а также вторичность решения социальных проблем по сравнению с научно-производственными вопросами и необходимостью обеспечения секретности. В силу этого на первом этапе создания ядерного комплекса Урала атомщикам пришлось испытать немало трудностей социально-бытового характера. Серьезно отставали от потребностей быстрорастущего населения поселков сфера торговли, общественное питание и бытовое обслуживание. Крайне медленно велись работы по благоустройству вокруг строящихся и сданных в эксплуатацию жилых зданий. В дальнейшем по мере строительства и ввода в эксплуатацию новых более мощных ядерных объектов, руководство страны и атомное ведомство стали направлять огромные финансовые и материальные ресурсы на решение жилищных и социокультурных проблем в закрытых поселениях. В статье отмечается, что важную роль по формированию материальной базы культуры, духовной и интеллектуальной жизни сыграл научный руководитель атомного проекта академик И. В. Курчатов. Подчеркивается уникальность созданной в течение 35-40 лет социокультурной среды закрытых уральских атомных городов, которая отличается от других поселений России многими своими высокими показателями.
В годы войны на базе эвакуированных предприятий начала развиваться оборонная промышленность Казахской ССР. Данный процесс был затруднен из-за отсутствия опыта производства боеприпасов, так как на территории КазССР до войны не было предприятий по их производству. Основными видами производимого воооружения в республике были минно-тральное оружие, торпеды, артиллерийские снаряды, мины, авиабомбы, порох, полевые радиостанции, рентген-аппаратура и изоляционные материалы. Никакие трудности не смогли задержать выпуск оборонной продукции, и эвакуированные предприятия в скором времени наладили бесперебойный выпуск остро необходимых на фронте орудий. В статье дается анализ изменений количественного и качественного состава работников оборонных предприятий СССР в годы войны на примере Казахской ССР. Кроме того, рассмотрены особенности формирования трудовых коллективов на основе гендерных различий, национальных особенностей и миграционных факторов.
Статья посвящена проблеме увеличения количества детей, имеющих особенности в развитии, и недостаточности сети специализированных учреждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу. Целью работы является на основе анализа состояния муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе коррекционной направленности, в г. Магнитогорске Челябинской области рассмотреть модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании представлены данные, полученные путем применения методов теоретического и эмпирического характера: теоретический анализ и изучение специальной литературы, статистические методы маркетинговых исследований, педагогический опыт дефектологической диагностики, наблюдение, методы опытно-экспериментальной работы. В качестве результата работы предлагается модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ, включая описание предлагаемых услуг, категории детей, специфику видов образовательной деятельности, разработку и представление элементов бизнес-плана, планируемые результаты. Область применения: система современных дошкольных образовательных организаций, включая частные учреждения коррекционной направленности. Значимость исследования заключается в актуализации и обосновании целесообразности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров как связующего звена в рамках традиционной системы коррекционного воспитания и образования детей с особенностями развития. Открытие таких центров поможет интенсивнее оказывать квалифицированную помощь детям на ранних этапах развития и способствовать решению данной проблемы.
Статья посвящена актуальной проблеме развития личностного самоопределения будущих педагогов-психологов. Цель работы - проанализировать теоретическое обоснование, особенности и факторы этого процесса в контексте профессионального становления специалистов данного профиля. В первой части статьи раскрываются понятие и структура личностного самоопределения, рассматриваются основные концепции и подходы к его изучению, описываются этапы и закономерности этого процесса. Во второй части идет речь о педагогическом анализе понятия личностного самоопределения. Третья часть посвящена анализу специфики деятельности педагога-психолога и обзору необходимых личностных качеств (эмпатии, толерантности, коммуникабельности и др.) и ценностных ориентаций для успешной реализации в этой профессии. В четвертой части обсуждается влияние различных факторов на развитие личностного самоопределения будущих педагогов-психологов - роль вузовского обучения, социокультурных условий, индивидуальных особенностей, а также внешние и внутренние барьеры этого процесса. Авторы подчеркивают значимость создания в вузе условий для личностного роста и рефлексии, важность практико-ориентированной подготовки и развития критического мышления студентов. В заключении обобщаются ключевые идеи статьи, намечаются перспективы дальнейших исследований данной проблемы. Подчеркивается, что успешное развитие личностного самоопределения является залогом профессиональной эффективности и психологического благополучия будущих педагогов-психологов. Статья будет полезна для студентов психолого-педагогических специальностей, начинающих педагогов-психологов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами профессионального и личностного развития.
В статье рассматривается: понятие «тренд» и его проявления в различных областях современного общественного развития; влияние трансформации экономики на формирование трендов, их встраивание в современное образование на примере Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета; мировые образовательные тренды (глобализация, совместное потребление образовательных услуг, скорость информации, цифровизация, развитие технологий для понимания тенденций современного профессионального образования); оценка степени влияния различных трендов (персонализация образования, STEAM-образование, социально-эмоциональное обучение, искусственный интеллект в образовании, непрерывное образование, цифровизация образования) на качество подготовки будущих строителей. Цель работы - оценка степени влияния современных образовательных трендов на качество подготовки конкурентоспособных будущих строителей. Анализируется вопрос: какие образовательные тренды имеют наибольшее влияние на подготовку будущих строителей относительно Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета? Исследование является актуальным: критически важно обеспечить качество образовательных программ и процессов подготовки специалистов, так как современный рынок труда в области строительства испытывает на себе влияние быстрых технологических изменений, повышения требований к качеству и безопасности. В процессе сбора информации, ее анализ и интерпретация использованы методы: теоретических (анализ, обобщение), эмпирические (анкетирование, тестирование), статистическая обработка данных (ранжирование). Полученные результаты показывают, что наиболее существенное влияние на качество подготовки будущих строителей оказывают цифровизация образования, непрерывное образование и персонализация образовательного процесса.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru