В статье проведен краткий анализ нормативных правовых актов, определяющих стратегию воспитания современных школьников с акцентом на обучающихся, занимающихся самбо. Констатируется необходимость насыщения спортивной среды, в которой тренируются юные спортсмены, содержанием, направленным на формирование их мировоззрения. Обоснована важность использования потенциала дополнительного образования в решении задач формирования гражданского сознания школьников-спортсменов.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях новых геополитических реалий усиливается роль гражданской активности населения в жизни страны, все более ощутимым становится запрос общества на формирование у подрастающего поколения готовности нести ответственность за благополучие своего государства, в отношении которого чувство гражданского долга опосредовано осознаваемой признательностью за объективно существующие у своего государства достоинства, величие, авторитет и заслуги.
Список литературы
1. Во всех российских школах откроют спортивные клубы к 2024 году. URL: https://tass.ru/obschestvo/17262777 (дата обращения: 16.12.2023).
2. Абакумов А. Д. Становление гражданского сознания старшеклассников в образовательном пространстве школы: дис. … канд. пед. наук. Чита, 2007. 197 с. EDN: NOYUHB
3. Андресюк А. М. Формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 201 с. EDN: QFRLGJ
4. Арон Р. Измерения исторического сознания. М., 2010. 192 c. EDN: QOLMYR
5. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с. EDN: NNOBZD
6. Коблова Л. И. Становление и развитие гражданского сознания в современных условиях: дис. … канд. философ. наук. М., 1991. 390 с. EDN: ZJWMAB
7. Павлюченкова Ю. А. Процесс и технологии формирования гражданского сознания российской молодежи: политологический аспект: дис. … канд. полит. наук. М., 2011. 185 с. EDN: QFFAKD
8. Эрмэ Г. Культура и демократия. М., 1994. 190 с.
9. Горшков М. К. Гражданское общество и гражданское сознание в современной России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 12-22. EDN: RFRZDH
10. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М., 1999. 465 с.
11. Амвросьев Я. А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2003. 156 с. EDN: NMEZMX
12. Галкин С. В. Патриотическое воспитание молодежи в пространстве физической культуры: теория и опыт: моногр. Волгоград, 2004. 142 с. EDN: QTVESL
13. Масловский Е. А. Основы индивидуализации физического воспитания детей школьного возраста: метод. пособие. Минск, 1992. 137 с.
14. Портнягин И. И. Пути и условия повышения учебно-познавательной деятельности школьников-спортсменов: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 1996. 185 с. EDN: ZJOMSL
15. Голованов В. П. Современное дополнительное образование - пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 83-89. EDN: AQSTSL
16. Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей: моногр. Ярославль, 2013. 186 с.
17. Рожков М. И., Иванова И. В. Практика организации субъектно-ориентированной образовательной среды дополнительного образования детей // Методист. 2021. № 3. С. 24-29. EDN: RLTMHU
18. Болотова М. И. Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе событийно-интегративного подхода: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 453 с. EDN: OPISBQ
19. Логинова Л. Г. Точки отсчета изменения дополнительного образования детей в контексте современных вызовов // Воспитание школьников. 2020. № 1. С. 58-63. EDN: YMVOPK
20. Антопольская Т. А., Панов В. И., Силаков А. С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 43-50. EDN: PSTRUO
21. Гущина Т. Н. Роль образовательной среды в развитии субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей: опыт исследования // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. № 3. С. 86-90. EDN: NTUCTL
22. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. EDN: OXRYVF
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается феномен спорта в нашей стране, который требует философского осмысления. В сложных исторических реалиях XX в. отечественный спорт не только смог утвердиться, но и развился до такой степени, что советские спортсмены стали известны во всем мире, а интерес к физкультурно-спортивному движению стал массовой потребностью. Такой небывалый рост внимания к спорту не мог произойти без внутреннего толчка - ценностных установок и ориентиров, одним из которых стала особенность миропонимания соотечественников - героический характер, являющийся основой модального типа личности, социума. Ценностный ориентир на героизацию спорта, сложившийся в России, является залогом успеха современной спортивной деятельности
В статье автор вводит понятие «кризисное добровольчество» раскрывает признаки и формы волонтерских практик в современном российском обществе, столкнувшимся с социально-экономическими и политическими вызовами. За последние несколько лет факторами развития данного направления стали: распространение пандемии COVID-19, начало специальной военной операции, миграционные процессы. Потенциал кризисного добровольчества проявляется в сплочении граждан и повышении уровня социальной активности различных групп населения. Выявлены социальные эффекты актуализации кризисного добровольчества. Именно в условиях риска и неопределенности происходит понимание приоритета общественного блага над ценностями индивидуализма. Благодаря кризисному добровольчеству возрастает уровень ощущения национальной идентичности и личной ответственности перед обществом и государством. Социальная активность становится более конструктивной и важной, происходит положительная трансформация образа волонтера в глазах общественности
В статье анализируются специфические термины, введенные одним из представителей школы славянофилов Михаилом Фердинандовичем Таубе, для обозначения результатов процесса познания. Понятиям «мет», «явь» и «суть» даны определения, показана связь данного терминологического аппарата с мировоззрением Таубе. Для обоснования тезиса о содержательности новых понятий рассмотрена оппозиция феномена и ноумена в истории философии. Показано, что в европейском идеализме доминировали дуалистические модели бытия и познания (в полном соответствии с дуализмом в антропологии). Дуалистическая модель бытия и познания неоднократно порождала противоречия: между реальными вещами и идеями, между феноменами и ноуменами. Признание наличия в человеке трех познавательных способностей позволяет М. Ф. Таубе рассматривать познание как целостный процесс, а результат этого процесса - как систему взаимосвязанных мета, яви и сути
В статье осуществлен анализ патриотизма как особого феномена со своей структурой, специфическими способами проявления и развития. Патриотизм рассмотрен в единстве и взаимосвязи естественной, гражданской и духовной форм, как процесс интеграции естественной любви человека к родине как к определенному месту и времени, в которых он родился и вырос, через рефлексию, или духовное опосредствование, в гражданскую форму, реализующуюся в общественной солидарности и деятельной любви к Отечеству, и духовную форму, основанную на признании объективного достоинства и совершенства Родины и отождествлении своей судьбы с духовной судьбой своего народа. Выявлено значение патриотизма как онтологической основы формирования социального единства, показано, что для современной России осмысление патриотизма, ориентированное на классическую философскую традицию, является важным условием обоснования актуальных форм консолидации общества и разработки стратегий его позитивного развития
В статье на основе впервые вводимых в научный оборот источников рассматривается состояние тюрем в Красноярском крае в послевоенный период. Показано количество заключенных в шести тюрьмах края в различные временные промежутки, проанализированы причины превышения их лимита. В частности, из-за бюрократических проволочек осужденные долгое время не переводились из тюрем в лагеря и колонии, в результате чего спецконтингента в тюрьмах становилось слишком много, в нарушение закона заключенные оказывались в одних камерах с подследственными. Немалое количество узников содержалось в тюрьмах незаконно, вследствие ошибок милиционеров, прокуроров и судей. В разоренной войной стране заключенным не хватало пищи и постельных принадлежностей, наблюдался произвол охраны
Статья посвящена экономическим и внешнеполитическим аспектам финансирования российского бюджета на рубеже 20-30-х гг. XIX в. К этому времени Россия стала активным участником европейского рынка капиталов, регулярно совершая внешние займы и обслуживая свой государственный долг. Российское Министерство финансов умело использовало ситуацию, складывающуюся на европейских финансовых рынках с целью сокращения бюджетных расходов на выплату процентов и погашение внешнего долга. В данный период времени ключевыми событиями, повлиявшими на финансовое положение России в Европе, стали Адрианопольский мирный договор с Османской империей и революции во Франции и Бельгии. Царскому правительству удалось принять адекватные решения, в результате чего Россия сохранила устойчивое положение на европейских финансовых рынках.
В статье рассматривается проблема соотношения образа Я и Я-концепции, определяется роль образа Другого в формировании вышеперечисленных категорий, на основе теоретического анализа формулируется определение профессиональной Я-концепции. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение различий в структурах образа полицейского (профессиональная Я-концепция) и образа правонарушителя (образ Другого)
В статье представлен краткий обзор современных тенденций исследования карьерных и ценностных ориентаций, самоактуализационных характеристик, субъективного благополучия и личностных черт. Определяются различия карьерных и ценностных ориентаций и структур личности курсантов военного вуза и будущих специалистов железнодорожной отрасли. Получено 14 различий между показателями шкал исследования у респондентов. Выявлены факторы личностных черт курсантов и будущих специалистов железнодорожной отрасли с присвоением им названий, определяющих их основное содержание. Гипотезы исследования подтвердились
В статье рассматривается оценка качества жизни как показатель психологического благополучия. Качество жизни с психологической точки зрения подразумевает восприятие человеком своего положения в жизни через призму личностных структур: ценностные ориентации, потребности, чувства, мотивы деятельности. Отмечается, что на оценку качества жизни особое влияние оказывает трудовая деятельность, поскольку она занимает значительную часть жизни взрослого человека. Представлены результаты исследования оценки качества жизни сотрудниками различных подразделений исправительного учреждения. Установлено преобладание высоких и средних уровней выраженности по каждой шкале методики ВОЗКЖ-100, что позволяет судить о психологическом благополучии сотрудников исправительного учреждения.
Приоритетным направлением деятельности Вооруженных сил Российской Федерации является повышение уровня боевой и психологической подготовки военнослужащих. В статье раскрываются результаты изучения связи коммуникативных качеств и стрессоустойчивости курсантов военных вузов. Проанализирован характер связи коммуникативных и организаторских способностей со стрессоустойчивостью. Установлено, что военная служба лишает солдат многих привилегий, подавляя их привычки и врожденные потребности, в силу строгого распорядка дня, режима и значительных физических нагрузок, тем самым оказывая психологическое воздействие на их личность. Доказано, что ключевую роль в достижении успеха в профессиональной и служебно-боевой деятельности военного играет общение, которое является одновременно основным инструментом и фактором стресса. Поэтому для повышения профессиональной стрессоустойчивости военнослужащих также необходимо акцентировать внимание на развитии коммуникативных качеств
В статье рассматриваются результаты исследования по использованию технических средств при преподавании некоторых дисциплин ведомственной направленности и их влияние на формирование профессиональных компетенций. Отмечаются преимущества методики, соответствующей потребностям практики. Обосновывается необходимость проведения учебных занятий в предлагаемом авторами формате.
В статье раскрываются исторические аспекты появления QR-кода, а также возможности его применения в учебном процессе в классическом и ведомственном вузах. Авторы статьи исследуют дидактический потенциал QR-кода и показывают, что матричный код может являться эффективным инструментом для проектирования интерактивной образовательной среды современного вуза. Рассматриваются различные методические подходы и возможности использования QR-кодов в преподавании учебных дисциплин в классическом и ведомственном вузах.
В статье представлена модель формирования морально-волевых качеств у сотрудников отделов охраны исправительных учреждений ФСИН России. Новизна представленной модели заключается в том, что в ее основе определены этапы построения модели, разработан технологический инструментарий, определены критерии и показатели уровней сформированности морально-волевых качеств у сотрудников отделов охраны.
В статье рассматриваются проблемы оптимизации физического воспитания в средних профессиональных учреждениях. Отмечается, что физическая культура является частью учебного процесса и решает комплекс оздоровительных, развивающих, воспитательных задач. Для оптимизации процесса физического воспитания учащихся техникума разработана программа факультативных занятий легкой атлетикой. Программа направлена на повышение организованной двигательной активности юношей с учетом их индивидуальных морфофункциональных характеристик и физической подготовленности. Формирующий педагогический эксперимент показал, что использование средств легкой атлетики способствует функциональной адаптации организма занимающихся к физической нагрузке, интенсивному развитию координации, силы и выносливости. Интеграция учебных занятий физической культурой и факультативных занятий легкой атлетикой позволяет значительно повысить физическую подготовленность и функциональные возможности обучающихся.
Издательство
- Издательство
- ВИПЭ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
- Юр. адрес
- 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
- ФИО
- Некрасов Василий Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА)
- E-mail адрес
- vipe.vologda@mail.ru