Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_63
- eLIBRARY ID
- 75169411
Гармоника, скрипка, гитара, мандолина и ансамбли различного состава звучат в программах музыкально-литературных вечеров, в антрактах татарских спектаклей и в развлекательных программах увеселительных учреждений: в кабаках, ресторанах, на пароходах. Всё это разнообразие татарской инструментальной музыки нашло отражение в граммофонных записях начала XX века.
Список литературы
1. Граммофон һәм патефон татар көйләре пластинкаларының мөкәммәл каталогы. Т. Д. Бр. Каримовых, Борадәран Кәримовларның Оренбург шөгъбәсе. Уфа: Шәрык, 1914. 58 б.
Grammofon һәm patefon tatar kөjlәre plastinkalarynyң mөkәmmәl katalogy. T. D. Br. Karimovyh, Boradәran Kәrimovlarnyң Orenburg shөgbәse [Full catalogue of gramophone and gramophone records with Tatar melodies]. Ufa, Sheryk 1914, 58 p. (In Tatar).
2. Граммофонный мир. 1912. № 6. 15 марта.
Grammofonnyy mir [Gramophone World]. 1912, no 6. 15 March. (In Russ.).
3. Ключарёв А. С. Татар халык җырлары. Казан: Татар китап нәшриясе, 1986. 488 б.
Klyucharyov A. S. Tatar halyk җyrlary [Tatar folk songs]. Kazan, Tatar kitap nәshrijase, 1986, 488 p. (In Tatar).
4. Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья. Становление профессионализма. Казань: КГК, 2000. 311 с. EDN: TCAAFD
Maklygin A. L. Muzykal’nye kul’tury Srednego Povolzh’ya. Stanovlenie professionalizma [Musical Cultures of the Middle Volga Region. Becoming Professional]. Kazan, Kazanskaya konservatoriya, 2000, 311 p. (In Russ.).
5. Мирек А. М. Гармоника. Прошлое и настоящее: Научно-историческая и энциклопедическая книга. М.: Интерпракс, 1994. 534 с.
Mirek A. M. Garmonika. Proshloe i nastoyashchee: Nauchno-istoricheskaya i entsiklopedicheskaya kniga [Harmonica. Past and Present. Scientific-historical and encyclopaedic book]. Moscow, Interpraks, 1994, 534 p. (In Russ.).
6. Полный каталог общества “Экстрафон” по 1-го мая 1914 года. Киев: Экстрафон, 1914. 78 с.
Polnyy кatalog obshchestva “Ekstrafon” po 1-go maya 1914 goda [Full Catalogue of the society “Ekstrafon” on the 1st of May 1914]. Kiev, Ekstrafon, 1914, 78 p. (In Russ.).
7. Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. Казань: Татарское книжное издательство, 2007. 224 с. EDN: QRCCHZ
Saydasheva Z. N. Tatarskaya muzykal’naya etnografiya [Tatar Musical Ethnography]. Kazan, Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo, 2007, 224 p. (In Russ.).
8. Султан Габяши: Материалы и исследования / Сост., вступ. ст., коммент., публ., прилож. Г. Б. Губайдуллиной; ИЯЛИ АН РТ. Казань: Фикер, 2000. 239 с.
Sultan Gabyashi: Materialy i issledovaniya [Sultan Gabyashi: materials and researches]. Ed. G. B. Gubaidullina; IJaLI AN RT. Kazan’, Fiker, 2000, 239 p. (In Russ.).
9. Татар халык көйләре / Төзүчесе һәм җыючысы А. С. Ключарёв. Казан: Таткнигоизтат, 1955. 248 б.
Tatar halyk kөjlәre [Tatar folk songs]. Ed. A. S. Klyucharyov. Kazan, Tatknigoiztat, 1955, 248 p. (In Tatar).
10. Каталог “Фаворитъ Рекордъ” 1910 года. Режим доступа: https://www.russian-records.com/details.php?image_id=321 (Дата обращения: 05 июня 2023).
Katalog “Favorit Rekord” 1910 goda [Catalogue “Favorite Record” 1910]. Available at: www.russian-records.com/details.php?image_id=321 (Accessed: 05 June 2023). (In Russ.).
11. Hugo Strötbaum. Favorite Revisited: an update. Режим доступа: https://www.recordingpioneers.com/docs/FAVORITE_REVISITED.pdf. (Дата обращения: 15 октября 2023).
Hugo Strötbaum. Favorite Revisited: an update. Available at: https://www.recordingpioneers.com/docs/FAVORITE_REVISITED.pdf (Accessed: 15 October 2023). (In Engl.).
12. The Gramophone Company Limited Zonophone Records. The Orient Catalogue. CD format / Comp., ed. A. Kelly. 2000. March.
The Gramophone Company Limited Zonophone Records. The Orient Catalogue. CD format. Ed. A. Kelly. 2000. March. (In Engl.).
13. The Fred Gaisberg Diaries. P. 1. USA & Europe (1898-1902) / Ed. H. Stroutbaum. 2010. Режим доступа: www.recordingpioneers.com (Дата обращения: 05 июня 2022).
The Fred Gaisberg Diaries. P. 1. USA & Europe (1898-1902). Ed. H. Stroutbaum. 2010. Available at: www.recordingpioneers.com (Accessed: 05 June 2022). (In Engl.).
14. Working Files HWV The Russian Catalogue Amour CAT2. Draft Alan Kelli, Prepared 10 February, 2007 (Gramophone/Zonofone/Rebikov). CD format.
Working Files HWV The Russian Catalogue Amour CAT2. Draft Alan Kelli, Prepared 10 February, 2007 (Gramophone/Zonofone/Rebikov). CD format. (In Engl.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011