Усложнение современного мира происходит под влиянием многочисленных факторов, ведущее место среди которых занимают достижения науки и техники. Самоочевидно, что происходящие изменения также тесно связаны с бытием человека, приобретающем дополнительные свойства. Появление виртуальной и дополненной реальности конституирует целый ряд новых вопросов, сопряженных с проблемой человека, что формирует цифровую антропологию как целое исследовательское поле. Настоящая статья посвящена аналитике теоретического базиса цифровой антропологии и возможностям построения новых моделей человека. Однако, несмотря на некоторую общность воздействия на современный мир цифровизации, ее проявления всегда будут контекстуально определены, а новые версии человека порой будут реализовываться весьма контрастно, существенно отклоняясь друг от друга.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15643/libartrus-2023.1.2
- eLIBRARY ID
- 50500791
Формирование цифровои антропологии как новои области философского знания является важнои темои для обсуждения. В ряде научных публикации, начиная от неспециализированных, связанных с описанием технических средств, и заканчивая гуманитарными изданиями, в рамках которых происходит осмысление различных свойств человека, признается, что новый антропос приобретает уникальные черты, которые совершенно невозможно свести к физическим, биологическим или имеющимся социальным [6].
Список литературы
1. Баева Л. В. Эскапизм в цифровом социуме: от хикикомори до “группы смерти” // Ценности и смыслы. 2018. №2(54). С. 53-68. EDN: XQODNR
2. Войскунский А. Е., Солдатова Г. У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. №3. С. 22-43. EDN: GCHXNZ
3. Деннет Д. Условия личностного // История философии. 2000. №5. С. 199-223.
4. Дорофеева Д. В. “Бегство от свободы” как феномен современной социальной реальности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №7-4. С. 93-95. EDN: UDQUUF
5. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2000. 96 с. EDN: RQCRDJ
6. Ильин В. В. Теория познания. Критика инструментального разума. Speciosa Miracula. Тотальный мировейник. М.: Проспект, 2020. 160 с. EDN: MLNJMP
7. Лякина Я. С. Феномен хикикомори: обзор исследований // Reflexio. 2018. Т. 11. №1. С. 99-153. EDN: YOTEVF
8. Мирошниченко И. В. Сетевые механизмы формирования социальных и политических идентичностей современной молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. 2017. Т. 17. №1. С. 92-97. EDN: YIOOSV
9. Мирошниченко И. В., Морозова Е. В. Трансформация политических институтов в пространстве сетевого фронтира // PolitBook. 2016. №3. С. 36-49. EDN: YGKLNP
10. Соколовский С. В. Методология и принципы цифровой антропологии // Сибирские исторические исследования. 2021. №1. С. 200-214. EDN: TCCKSN
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с. EDN: OXCQVG
12. Шипунова О. Д., Поздеева Е. Г., Евсеева Л. И. Цифровые приложения и модели личности в контексте киберантропологии // Социология. 2021. №5. С. 234-239. EDN: NDOEWV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В завершающем материале о перипетиях судьбы насильно высланных из Отечества страстотерпцев с «философского парохода», а с ними - мытарствах национальной интеллигенции, сугубое внимание обращается на предпосылки обеспечения симфонии в ответственном социальном взаимодействии народа - власти - интеллигенции. Общественная сплоченность вовлечения, участия всех агентов гражданской интеракции усматривается на пути размыкания порочного круга недоверия, подозрительности восстановлением служения традиционным ценностям «русского пути», обеспечивающего солидарное действие.
В статье прослеживаются изменения, произошедшие в словарном составе английского языка с начала 2020 года в связи с появлением большого количества новых лексем. В качестве материала для исследования были отобраны новые слова, которые быстро вошли в широкое употребление, были внесены в известные словари, отмечены ведущими изданиями как модные слова или признаны символами года. В статье приводится широкое трактование понятия неологизм, рассматриваются основные факторы для определения новизны лексических единиц. Среди неологизмов выделяются неолексемы, неофраземы, неосемемы, аббревиатуры и акронимы. В результате исследования были выявлены актуальные тенденции в развитии лексической системы английского языка, названы типы дискурсов, в которых отмечено появление большого количества неологизмов, выделены некоторые словообразовательные модели. С точки зрения авторов отслеживание лингвистических процессов, в частности эволюционных тенденций в лексической системе, способствует лучшему пониманию ценностей, преобладающих в сознании и мышлении людей, и в целом осознанию современной истории.
Cтатья посвящена изучению специфики современной англоязычной публичной политической риторики в ситуации политического конфликта. Политический контекст подразумевает конфликтную ситуацию геополитического характера, в которую вовлечены Украина и Россия. Англоязычная риторика, рассмотренная в статье, отражает позицию одной стороны конфликта. Исследовательский интерес авторов направлен на выявление жанровых характеристик публичных выступлений политических лидеров, а также на прагмалингвистические особенности публичных выступлений: стратегию поведения в конфликте, стратегии и тактики манипулятивности. Авторы статьи приходят к выводу, что рассматриваемые выступления, которые могут быть отнесены к убеждающе-призывному жанру, содержат стратегии манипулятивного политического дискурса, которые определяют прагмалингвистические характеристики публичной речи.
Настоящая работа посвящена осмыслению положения личности в информационном обществе, в условиях трансформации, связанной с цифровыми технологиями. Основное внимание уделяется человеку и состоянию его субъектности и ответственности. При этом устанавливается, что одним из важнейших трендов модернизации общества является активное внедрение принципов устойчивого развития. Современная технологическая платформа и формирующаяся на ее основе цивилизация, автоматизация и роботизация, искусственный интеллект и другие функционирующие артефакты способствуют активному, системному симбиозу живого и неживого, природного, человеческого и механического начала. Развитие и нарастание влияния видеоконтента, переход рационального и эмоционального интеллекта человека в удаленный доступ, формирование из кусочков цифровой мозаики аватара человека в киберпространстве, с одной стороны, и вытеснение человека из занятости и новые формы получения дохода, монополизация права на использование цифрового следа человека и Hi-Tech в целом в руках отдельных мегакорпораций, тотальный брендинг и маркетизация, с другой стороны, предъявляют целый ряд требований к личности и ее ответственности за себя и происходящее в обществе. Результаты философских, социологических и нейрофизиологических исследований показывают, что самосознание человека происходит в результате социализации, сопровождающейся нарративной коммуникацией. Развивающаяся активность от первого лица, проходящая через воспитующий механизм свободы/ответственности, формирует сознательность и вменяемость человека, то есть личность, способную к социальной активности и рефлексии. Сегодня мы наблюдаем перманентную утрату способности человека к рассуждению и рефлексии, переход от нарративной к сигнальной коммуникации, редуцирование сложного человеческого и социального опыта к простым схемам. Растворение экзистенциальной сущности человека в цифровых кодах ведет к утрате востребованности личности как таковой в социальном мире. Таким образом, существующая ситуация уже сама по себе активизирует дискурс об актуализации человеческой идентичности и осознанной социальной свободы, с одной стороны, и институционализации на различных уровнях социо-гуманитарной экспертизы происходящих событий и процессов, с другой.
В настоящем исследовании делается попытка междисциплинарного - литературоведческого и музыковедческого - подхода к роману Рушди «Кишот» (2019), чем обусловлена его актуальность и научная новизна. В статье доказывается, что художественная рецепция протосюжета «Дон Кихота» Сервантеса в романе Рушди имеет характер темперации и в этом смысле может быть соотнесена с «Хорошо темперированным клавиром» Баха, принципы организации которого помогают при анализе романа, где темперируются идеи, темы, образы, структура романа Сервантеса. Сервантесовский претекст стал составной частью романного языка Рушди и выполнил те же функции, что протестантские хоралы в «Хорошо темперированном клавире» Баха, где отдельные хоральные мотивы приобретают качества устойчивых формул символического характера. Интерпретация и раскрытие их смыслового содержания дешифруют нотный текст и наполняют его духовной программой. Для современников Баха хоральные мелодии отражали содержание протестантских хоралов - конкретные эпизоды библейской истории, праздники, ритуальные действа. За четыре столетия с момента появления роман Сервантеса прочно вошел в литературно-культурный ареал всех эпох, стал важнейшим основанием миропонимания и миропознания. «Дон Кихот» порождает бесконечное множество смыслов и ассоциативных рядов символов, обретает качество знаковой системы, которая раскрывается при встрече с другими знаковыми системами. Рушди актуализировал именно эту особенность сервантесовского текста, используя приемы фугированной обработки исходного текста, остинато, импровизации на заданную тему, модуляции. При этом в сочинении Баха господствует барочная гармония, баховский «Хорошо темперированный клавир» свидетельствует о совершенстве и гармонии мира. В романе же Рушди основополагающей является постмодернистская дисгармония, что в конечном счете обусловлено общим для постмодернистов представлением об относительности истины, о «смерти» бога, автора, субъекта, о мире-тексте и человеке-тексте. Благодаря темперации идеи, темы, проблематики, системы героев, структуры романа Сервантеса в «Кишоте» Рушди раскрываются механизмы деконструкции традиционного сюжета с ее антирациональным философским дискурсом.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательство Социально-гуманитарное знание
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- просп. Бакунина, 7
- Юр. адрес
- просп. Бакунина, 7
- ФИО
- Шепелевич Игорь Станиславович (Руководитель)
- E-mail адрес
- mail@libartrus.com