В статье представлен опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков исследователями западных и восточных стран: США, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Китая и др. Это позволило представить более обширную географию стран, которые в своей психиатрической практике и психологической науке применяют диагностическую парадигму, опираясь на трансдиагностическую модель классификации психических расстройств. Автором предпринята попытка рассмотреть различные подходы к изучению вопросов, связанных с интернализированными расстройствами зарубежными исследователями. В статье представлены понятие «интернализированные расстройства», его противопоставление понятию «экстернализированные расстройства». Особое внимание уделено симптомам, диагностике, интервенции интернализированных расстройств именно в детском и подростковом возрасте. Представлены данные об эпидемиологии и этиологии интернализированных расстройств у детей и подростков. Проведен анализ превалентности интернализированных расстройств среди детей и подростков, который варьируется в зависимости от возрастной группы, пола и региона проживания. Описываются некоторые исследования, касающиеся коморбидности интернализированных расстройств у детей и подростков. Материалы статьи позволяют получить более полное представление о сути феномена «интернализированные расстройства» и его ключевых характеристиках. Данные, представленные в статье, могут быть использованы для разработки эффективных подходов к стратегиям диагностики интернализированных расстройств и эффективных способов вмешательств в детском и подростковом возрасте в отечественной науке и практике.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130209
- eLIBRARY ID
- 68520286
Социальные факторы риска интернализированных расстройств у детей и подростков исследователи делят на микросоциальные и макросоциальные. К микросоциальным относится непосредственнное окружение человека: его семья, друзья, коллеги. К макросоциальным факторам относятся социально-экономический статус, культуральные особенности, геополитическая обстановка и др. К социальным факторам относятся неблагоприятные жизненные события, такие как буллинг и психотравма.
Список литературы
1. Касьянов Е.Д., Мазо Г.Э., Кибитов А.О. В поисках “наследственных” форм депрессии: клинические, генетические и биологические подходы [Электронный ресурс] // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Том 28. № 1. С. 74-82. URL: item.asp?id=35411959 (дата обращения: 27.06.2024). EDN: XVYILJ
2. A trait-like propensity to experience internalizing symptoms is associated with problem alcohol involvement across adulthood, but not adolescence / K. King, M. Feil, M. Halvorson, R. Kosterman, J. Bailey, J. Hawkins // Psychology of addictive behaviors: journal of the Society of Psychologists in Addictive Behaviors. 2020. Vol. 34. № 7. P. 756-771. DOI: 10.1037/adb0000589 EDN: WMGAKH
3. Achenbach T.M. Manual for the Child Behavior Checklist/4-18 and 1991 Profile. Vermont: University of Vermont, Department of Psychiatry, 1991. 288 p.
4. Affective Dynamics Across Internalizing and Externalizing Dimensions of Psychopathology / L. Scott, S. Victor, E. Kaufman, J. Beeney, A. Byrd, V. Vine, P. Pilkonis, S. Stepp // Clinical Psychological Science. 2020. Vol. 8. № 3. P. 412-427. DOI: 10.1177/2167702619898802 EDN: UNWIRQ
5. Alcohol consumption and internalising disorders in young adults of ALSPAC: a population-based study / G.S. Fernandes, G. Lewis, G. Hammerton, K. Abeysekera, L. Mahedy, A. Edwards, G. Lewis, M. Hickman, J. Heron // Journal of Epidemiology and Community Health. 2020. Vol. 74. № 12. P. 1023-1027. DOI: 10.1136/jech-2020-213922 EDN: TMCWCA
6. Andrews G. Internalizing disorders: The whole is greater than the sum of the parts // World Psychiatry. 2018. Vol. 17. № 3. P. 302-303. DOI: 10.1002/wps.20564
7. Colmsee I.-S. O., Hank P., Bošnjak M. Low self-esteem as a risk factor for eating disorders: A meta-analysis // Zeitschrift für Psychologie. 2021. Vol. 229. № 1. P. 48-69. DOI: 10.1027/2151-2604/a000433 EDN: OFMEPB
8. Common and disorder-specific cortical thickness alterations in internalizing, externalizing and thought disorders during early adolescence: an Adolescent Brain and Cognitive Development study / G. Yu, Z. Liu, X. Wu [et al.] // Journal of Psychiatry & Neuroscience. 2023. Vol. 48. № 5. P. E345-E356. DOI: 10.1503/jpn.220202 EDN: HVNEUF
9. Community violence and internalizing mental health symptoms in adolescents: A systematic review / C.R. Miliauskas, D.P. Faus, V.L. da Cruz, J.G.R. do Nascimento Vallaperde, W. Junger, C.S. Lopes // BMC Psychiatry. 2022. Vol. 22. Article ID 253. 23 p. DOI: 10.1186/s12888-022-03873-8 EDN: MYPUTH
10. Dol M., Reed M., Ferro M. Internalizing-Externalizing Comorbidity and Impaired Functioning in Children // Children. 2022. Vol. 9(10). Article ID 1547. 9 p. DOI: 10.3390/children9101547 EDN: EGTRFU
11. Generalized anxiety disorder in China: prevalence, sociodemographic correlates, comorbidity, and suicide attempts / X. Ma, Y.-T. Xiang, Z.-J. Cai [et al.] // Perspectives in Psychiatric Care. 2009. Vol. 45. № 2. P. 119-127. DOI: 10.1111/j.1744-6163.2009.00212.x
12. Genetic and environmental contributions to the relationship between internalizing disorders and sick leave granted for mental and somatic disorders / F.A. Torvik, L.C. Gjerde, E. Røysamb, K. Tambs, K.S. Kendler, N.O. Czajkowski, G.P. Knudsen, T. Reichborn-Kjennerud, R.E. Ørstavik // Twin Research and Human Genetics: The Official Journal of the International Society for Twin Studies. 2014. Vol. 17. № 4. P. 225-235. DOI: 10.1017/thg.2014.27
13. Genetic and environmental risk structure of internalizing psychopathology in youth / J. Hettema, J. Bourdon, C. Sawyers, B. Verhulst, M. Brotman, E. Leibenluft, D. Pine, R. Roberson-Nay // Depression and Anxiety. 2020. Vol. 37. № 6. P. 540-548. DOI: 10.1002/da.23024 EDN: QSWFOY
14. Hughes E.K., Gullone E. Internalizing symptoms and disorders in families of adolescents: a review of family systems literature // Clinical Psychology Review. 2008. Vol. 28. № 1. P. 92-117. DOI: 10.1016/j.cpr.2007.04.002
15. Internalizing and Externalizing Disorder Levels among Adolescents: Data from Poland / A. Babicka-Wirkus, P. Kozłowski, Ł. Wirkus, K. Stasiak // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. № 3. Article ID 2752. 17 p. DOI: 10.3390/ijerph20032752 EDN: ZCNYFJ
16. Internalizing and externalizing subtypes in female patients with co-occurring post-traumatic stress disorder and substance use disorders / N. Raj, U. Verthein, J. Grundmann [et al.] // Journal of substance abuse treatment. 2021. Vol. 121. Article ID 108198. 8 p. DOI: 10.1016/j.jsat.2020.108198 EDN: OXHHBP
17. Internalizing Mental Health Disorders and Emotion Regulation: A Comparative and Mediational Study of Older Adults With and Without a History of Complex Trauma Exposure / V. Pfluger, S. Rohner, C. Eising, A. Maercker, M. Thoma // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 820345. 13 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.820345 EDN: GRMPUS
18. Internalizing symptoms in adolescence are modestly affected by symptoms of anxiety, depression, and neurodevelopmental disorders in childhood / S. Doering, H. Larsson, L. Halldner, C. Gillberg, R. Kuja-Halkola, S. Lundström // BMC psychiatry. 2022. Vol. 22. Article ID 233. 8 p. DOI: 10.1186/s12888-022-03875-6 EDN: BVELDI
19. Kuhn M. Attachment and Internalizing and Externalizing Problems in Adolescence: Exploring the Mediating Role of Physiological Self-Regulation Capacity [Электронный ресурс]: Doctor philosophy dissertation. Seattle, 2019. 77 p. URL: https://digitalcommons.spu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1041&context=cpy_etd (дата обращения: 26.06.2024).
20. Lifetime prevalence of mental disorders in U.S. adolescents: results from the National Comorbidity Survey Replication-Adolescent Supplement (NCS-A) / K.R. Merikangas, J.-P. He, M. Burstein, S.A. Swanson, S. Avenevoli, L. Cui, C. Benjet, K. Georgiades, J. Swendsen // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2010. Vol. 49. № 10. P. 980-989. DOI: 10.1016/j.jaac.2010.05.017
21. McElroy E., Patalay P. In search of disorders: internalizing symptom networks in a large clinical sample // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. 2019. Vol. 60. № 8. P. 897-906. DOI: 10.1111/jcpp.13044
22. Mental health of adolescents [Электронный ресурс] // World Health Organization. 2021. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 25.06.2024).
23. Nemattavousi M. The mediating role of experiential avoidance in the relationship between Alexithymia and emotion regulation in patients with major depression disorder after traumatic brain injury // Shenakht Journal of Psychology and Psychiatry. 2020. Vol. 7. № 2. P. 140-152. DOI: 10.52547/shenakht.7.2.140 EDN: BTLYZB
24. Neurostructural Heterogeneity in Youths With Internalizing Symptoms / A. Kaczkurkin, A. Sotiras, E. Baller [et al.] // Biological Psychiatry. 2020. Vol. 87. № 5. P. 473-482. DOI: 10.1016/j.biopsych.2019.09.005 EDN: CGUZKO
25. Ogłodek E.A. Alexithymia and Emotional Deficits Related to Posttraumatic Stress Disorder: An Investigation of Content and Process Disturbances // Case Reports in Psychiatry. 2022. Vol. 2022. № 1. Article ID 7760988. 5 p. DOI: 10.1155/2022/7760988
26. Pasion R., Barbosa F. ERN as a transdiagnostic marker of the internalizing-externalizing spectrum: A dissociable meta-analytic effect // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2019. Vol. 103. P. 133-149. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2019.06.013
27. Perfectionism, worry, rumination, and distress: A meta-analysis of the evidence for the perfectionism cognition theory / Y. Xie, Y. Kong, J. Yang, F. Chen // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 139. P. 301-312. DOI: 10.1016/j.paid.2018.11.028
28. Pinquart M., Shen Y. Behavior problems in children and adolescents with chronic physical illness: a meta-analysis // Journal of Pediatric Psychology. 2011. Vol. 36. № 9. P. 1003-1016. DOI: 10.1093/jpepsy/jsr042
29. Prevalence of internalizing disorders, symptoms, and traits across age using advanced nonlinear models / H. Loo, L. Beijers, M. Wieling, T. Jong, R. Schoevers, K. Kendler // Psychological Medicine. 2021. Vol. 53. № 1. P. 78-87. DOI: 10.1017/S0033291721001148 EDN: ENKMZT
30. Research Review: Language and specific learning disorders in children and their co-occurrence with internalizing and externalizing problems: a systematic review and meta-analysis / E. Donolato, R. Cardillo, I. Mammarella, M. Melby-Lervåg // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2021. Vol. 63. № 5. P. 507-518. DOI: 10.1111/jcpp.13536 EDN: ODOKVP
31. Scale development and psychometric properties of internalizing symptoms: The interRAI Child and Youth Mental Health internalizing subscale / C. Lau, S. Stewart, D. Saklofske, J. Hirdes // Psychiatry Research. 2019. Vol. 278. P. 235-241. DOI: 10.1016/j.psychres.2019.06.013
32. School functioning and internalizing problems in young schoolchildren / M.L. Pedersen, S. Holen, S. Lydersen, K. Martinsen, S.P. Neumer, F. Adolfsen, A.M. Sund // BMC Psychology. 2019. Vol. 7. Article ID 88. 13 p. DOI: 10.1186/s40359-019-0365-1 EDN: KMMLEB
33. Teenagers’ mental health problems predict probable mental diagnosis 3 years later among girls, but what about the boys? / K. Carlen, S. Suominen, L. Augustine, M.M. Saarinen, M. Aromaa, P. Rautava, A. Sourander, M. Sillanpää // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2022. Vol. 16. Article ID 41. 10 p. DOI: 10.1186/s13034-022-00473-y
34. The Dimensional Structure of Internalizing Psychopathology: Relation to Diagnostic Categories / H. Snyder, R. Silton, B. Hankin, H. Smolker, R. Kaiser, M. Banich, G. Miller, W. Heller // Clinical Psychological Science. 2022. Vol. 11. № 6. P. 1044-1063. DOI: 10.1177/21677026221119483 EDN: ELFWDX
35. The relationship between bullying behaviours in childhood and physician-diagnosed internalizing disorders / J.C.H. Kontak, S.F.L. Kirk, L. Robinson, A. Ohinmaa, P.J. Veugelers // Canadian Journal of Public Health, Revue Canadienne De Sante Publique. 2019. Vol. 110. P. 497-505. DOI: 10.17269/s41997-019-00179-3 EDN: JMTUNP
36. The relationship between the genetic and environmental influences on common internalizing psychiatric disorders and mental well-being/ K.S. Kendler, J.M. Myers, H.H. Maes, C.L. Keyes // Behavior Genetics. 2011. Vol. 41. № 5. P. 641-650. DOI: 10.1007/s10519-011-9466-1 EDN: PFJZWW
37. Wergeland G., Riise E., Öst L. Cognitive behavior therapy for internalizing disorders in children and adolescents in routine clinical care: A systematic review and meta-analysis // Clinical psychology review. 2020. Vol. 83. Article ID 101918. 15 p. DOI: 10.1016/J.CPR.2020.101918 EDN: NGAZFR
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор ряда современных зарубежных исследований имплицитного понимания неверных мнений (implicit false beliefs) у детей раннего возраста при типичном развитии, нарушениях слуха, расстройствах аутистического спектра, а также у приматов. Проанализированы результаты исследований, выполненных с использованием разных методологических парадигм оценки раннего развития модели психического: «нарушение ожиданий» (violation of expectations) и «предвосхищающий взгляд» (anticipatory looking). Представлены результаты исследований поиска биологических основ истоков социального познания с применением ближней инфракрасной спектрометрии (functional near-infrared spectroscopy), а также результаты исследований взаимосвязи возможных предикторов модели психического (понимания целенаправленности действий другого, совместного внимания, имплицитного понимания неверных мнений) и успешности социального познания в дошкольном возрасте при типичном развитии. Описываются теоретические представления о двух системах модели психического: минимальной и собственно модели психического. Обозначены ближайшие перспективы будущих исследований, позволяющие разрешить существующие кризисы репликации и не допустить новых.
В статье представлен обзор театральных практик, направленных на диагностику, профилактику и коррекцию поведения подростков, склонных к рискам, посредством развития эмоционального интеллекта, метапредметных компетенций, чувства ответственности и осознанности. Проанализированы различия и сходства в применении театральных практик за рубежом и на территории России в работе с трудными подростками. Обосновано применение театральных практик при учете возрастных потребностей подростков. Приведена характеристика наиболее востребованных театральных практик в мире - форум-тетра, плэйбэк-театра, популярного, социального театра. Обозначены различия между театральными практиками, нацеленными на процесс создания спектакля, и практиками, направленными на создание продукта - спектакля. Приведен анализ эмпирических исследований в контексте сопоставления видов театральных практик и достигаемых результатов в работе с подростками, склонными к риску или относящимися к группе риска. На примере «Мультимедиа-театра» обоснована актуальность разработки и применения инструментов театральной педагогики для решения проблем современных подростков (в том числе и методом ролевого экспериментирования).
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - широко распространенное расстройство развития, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. В то время как традиционные методы диагностики основаны на клинических интервью, тестах и поведенческих наблюдениях, методы машинного обучения (МО) дают возможность упростить процесс диагностики СДВГ и сделать его более точным. В данном обзоре предпринята попытка изучить опубликованную за последние несколько лет литературу, описывающую результаты применения алгоритмов машинного обучения к физиологическим и нейроанатомическим данным: снимкам и записям магнитно-резонансной томографии (МРТ), функциональной МРТ (фМРТ), инфракрасной спектроскопии (fNIRS), электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), электрокардиограммы (ЭКГ), движений глаз и физической активности, а также параметров зрачков для выявления диагностических биомаркеров СДВГ. Модели глубокого обучения и алгоритм опорных векторов (SVM) демонстрируют наиболее перспективные результаты для выявления СДВГ, как у детей, так и у взрослых. Однако, несмотря на то, что с помощью методов машинного обучения исследователям удается достичь высокого уровня специфичности и чувствительности при решении задачи диагностики СДВГ, их использование в клинической практике требует предварительной работы для проверки результатов на больших выборках.
В статье рассматривается феномен измерительной инвариантности психодиагностических инструментов. Проверка инвариантности помогает оценить, насколько измеряемый конструкт имеет сопоставимое значение для разных групп или точек измерения. Такая проверка требуется, чтобы убедиться, что сравнение этих групп или измерений между собой является адекватным. В статье приведен обзор современных и классических публикаций зарубежных исследователей, демонстрирующих различные содержательные и методологические аспекты проверки инвариантности. Особое внимание уделено имеющимся данным о проверке инвариантности для тестов когнитивных и языковых способностей, а также о значении инвариантности для оценки индивидуальных и межгрупповых различий. В завершение обсуждаются актуальные подходы к оценке инвариантности в рамках моделирования структурными уравнениями и современной теории тестирования. Данная работа может стать первым шагом для знакомства с понятием измерительной инвариантности и будет полезна для всех читателей, заинтересованных в улучшении качества измерительных инструментов для получения более надежных выводов о психологических феноменах.
Долгое время считалось, что владение несколькими языками способствует более эффективному развитию исполнительных функций. Данное положение эмпирически подтверждалось в исследованиях, где билингвы противопоставлялись монолингвам в заданиях на ингибиторный контроль, когнитивную гибкость, рабочую память, внимание. Однако опубликованные в последние годы систематические обзоры и мета-анализы ставят под сомнение существование подобного «билингвального преимущества». Предполагается, что источником неоднородности результатов могут являться не полученные данные, а, скорее, концептуальные методологические парадигмы, используемые научными группами при проведении исследований. Цель данного обзора заключается в анализе современных зарубежных работ на предмет актуальных подходов к операционализации билингвального опыта и исполнительных функций. В обзоре также критически рассматриваются теории «билингвального преимущества» и особенности инструментов оценки исполнительных функций. Основной вывод состоит в необходимости более тщательно разрабатывать дизайны будущих исследований с учетом индивидуальных особенностей билингвов, а также специфики заданий на оценку исполнительных функций. Также возникает необходимость в новых фальсифицируемых теориях, которые предлагали бы априорно проверяемые гипотезы. В заключение описываются ключе
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/