ISSN 2413-2217
Языки: ru · en

Статья: ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ КАТЕГОРИИ АГРЕССИИ (2024)

Читать онлайн

Цель статьи состоит в определении и описании параметров формирования лингвокогнитивной категории агрессии в русском языке. Разнообразие форм проявления вербальной агрессии, ее большой воздействующий потенциал диктуют необходимость описания лингвокогнитивных параметров, лежащих в ее основе.

В статье формулируется тезис о том, что агрессия представляет собой лингвокогнитивную категорию, включающую пять параметров: целенаправленность, аффективность, персуазивность, антиаксиологичность и национально-культурную обусловленность. Совокупность данных параметров объединяется в сознании человека в такой «лингвокогнитивной ячейке», как агрессия, которая выражается с помощью разнообразных языковых средств.

Обосновано, что целенаправленность как лингвокогнитивный параметр агрессии заключается в нанесении вреда объекту (конкретному лицу, массовому адресату, самому адресанту); аффективность - в негативном эмоциональном состоянии субъекта при выражении агрессии; персуазивность - в прямом негативном воздействии на адресата, манипуляции его когнитивными установками; национально-культурная обусловленность отражает особенности русского языкового менталитета при экспликации агрессии; антиаксиологичность искажает ценности адресата или негативно влияет на них за счет средств вербальной агрессии.

В ходе исследования использовался общенаучный индуктивно-дедуктивный метод, метод компонентного анализа. Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования в образовательном процессе высшей школы.

Ключевые фразы: АДРЕСАТ, ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ, категоризация, КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, нанесение вреда, ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
Автор (ы): ФИРСОВА МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Журнал: ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
82. Художественная литература. Литературоведение
Префикс DOI
10.37724/RSU.2024.85.4.014
Для цитирования:
ФИРСОВА М. А. ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКОГНИТИВНОЙ КАТЕГОРИИ АГРЕССИИ // ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА. 2024. №4
Текстовый фрагмент статьи