В статье анализируется функционирование наречных конкретизаторов (структурно факультативных, но семантически релевантных) русских предлогов. В первой части работы продемонстрированы возможные пути грамматикализации простых предлогов, начавших в свое время употребляться с наречными конкретизаторами. Вторая часть статьи посвящена определению наиболее частотных конкретизаторов предлогов рядом с и около : с помощью данных Национального корпуса русского языка и Google Books Ngram Viewer выявлены различные наборы конкретизаторов для данных предлогов и обнаружена зависимость типа конкретизатора от значения предлога.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-212-179-192
- eLIBRARY ID
- 69160730
В лингвистической науке значительное количество работ посвящено изучению наречий степени, предлагается целый ряд терминов, охватывающих различные группы подобных единиц: показатели степени, градуаторы, аппроксиматоры, проксиматоры, маркеры хеджирования и т. д.: (Апресян 1974; Арутюнова 1988; Баранов, Плунгян, Рахилина 1993; Кубрякова 2004; Ермакова 2005; Кустова 2005; Панков 2008; Васильева 2009; Колесникова 2010 и мн. др.), см. также (Слесарева 2011; Мельчук, Жолковский 2016); особенно популярно изучение интенсификаторов, ср. работы последних лет (Герасимов 2016; Bordet 2017; Núñez-Pertejo, Palacios-Martínez 2018; Wagner 2019; CalleMartín 2019; Stratton 2020; Коряковцева, Рацибурская, Сандакова 2021; Aijmer 2021 и др.). В данной статье изучается поведение конкретизаторов при предлогах, что редко становится объектом специального исследования. М. В. Всеволодова предложила объединить различные типы компонентов, конкретизирующих те или иные параметры предложно-падежной синтаксемы (совсем рядом с домом, почти около вокзала, примерно в два раза, в тесных рамках протокола, в полном соответствии с законом) общим понятием «конкретизаторы» (Всеволодова 2010) (по аналогии с конкретизаторами союзов в (Шведова 1980)).
Список литературы
1. Национальный корпус русского языка. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения 10.04.2024).
2. Апресян, Ю. Д. (ред.). (2003) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Третий выпуск. М.: Языки славянской культуры, 1417 с.
3. Кузнецов, С. А. (ред.). (2014) Большой толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: www.gramota.ru (дата обращения 10.04.2024).
4. Мельчук, И. А., Жолковский, А. К. (2016) Толково-комбинаторный словарь русского языка: опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. 2-е изд. М.: Языки славянской культуры, 544 с.
5. Слесарева, И. П. (ред.). (2011) Словарь-справочник по русскому языку. М.: Русский язык. Курсы, 592 с.
6. Апресян, Ю. Д. (1974) Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М.: Наука, 367 с. EDN: PWFJRV
7. Арутюнова, Н. Д. (1988) Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 341 с.
8. Баранов, А. Н., Плунгян, В. А., Рахилина, Е. В. (1993) Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М.: Помовский и партнеры, 207 с. EDN: PVZSPF
9. Васильева, Л. В. (2009) Категория аппроксимации и языковые способы ее реализации в новостном дискурсе. Вестник Челябинского государственного университета, № 39 (177), с. 29-32.
10. Виноградова, Е. Н. (2021) История вплоть до современности: об одном пути грамматикализации. В кн.: Е. С. Шереметьева, Е. А. Стародумова, А. А. Анисова, И. Н. Токарчук (ред.). Русский синтаксис: от конструкций к функционированию. Сборник материалов конференции, посвященной 95-летию доктора филологических наук, профессора А. Ф. Прияткиной. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, с. 36-41.
11. Виноградова, Е. Н. (2023) Грамматикализация, лексикализация и прагматикализация (на материале конструкций, включающих предлог ПО). Вопросы языкознания, № 1, с. 54-87. DOI: 10.31857/0373-658X.2023.1.54-87 EDN: KTZKTP
12. Всеволодова, М. В. (2010) Грамматические аспекты русских предложных единиц: Типология, структура, синтагматика и синтаксические модификации. Вопросы языкознания, № 4, с. 3-26. EDN: MSWUQB
13. Всеволодова, М. В., Кукушкина, О. В., Поликарпов, А. А. (2014) Русские предлоги и средства предложного типа. Материалы к функционально-грамматическому описанию реального употребления: Введение в объективную грамматику и лексикографию русских предложных единиц. Кн. 1. М.: URSS, 304 с.
14. Всеволодова, М. В., Виноградова, Е. Н., Чаплыгина, Т. Е. (2018) Русские предлоги и средства предложного типа. Материалы к функционально-грамматическому описанию реального употребления: Реестр русских предложных единиц. Кн. 2: А-В (объективная грамматика). М.: URSS, 800 с.
15. Герасимов, Д. В. (2016) Интенсификатор до ужаса в русском языке на пути грамматикализации. Acta Linguistica Рetropolitana. Труды института лингвистических исследований, т. 12, № 1, с. 336-363. EDN: XWKPCH
16. Ермакова, О. П. (2005) Переход качества в количество. В кн.: Н. Д. Арутюнова (ред.). Логический анализ языка. Квантификативный аспект языка. М.: Индрик, с. 272-279.
17. Колесникова, С. М. (2010) Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М.: Высшая школа, 281 с. EDN: QUPQOD
18. Коряковцева, Е. И., Рацибурская, Л. В. Сандакова, М. В. (2021) Динамика оценочных интенсификаторов в русском языке XXI века: Словообразовательный и семантический аспекты. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание, т 20, № 5, с. 6-19. DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.5.1 EDN: SYHOMP
19. Косорезова, М. А. (2012) Функции прилагательных в морфосинтаксической структуре предложных единиц (фрагмент лингводидактической модели русской грамматики). Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, № 1, с. 128-136. EDN: OUICYL
20. Косорезова, М. А. (2013) Самостоятельные части речи в роли конкретизаторов предложных единиц. Мир русского слова, № 4, с. 21-25. EDN: SDKZMV
21. Кубрякова, Е. С. (2004) Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянских культур, 560 с. EDN: SUQHIP
22. Кустова, Г. И. (2005) Количественные значения качественных слов. В кн.: Н. Д. Арутюнова (ред.). Логический анализ языка. Квантификативный аспект языка. М.: Индрик, с. 295-305. EDN: QZDDHF
23. Панков, Ф. И. (2008) Опыт функционально-коммуникативного анализа русского наречия: на материале категории адвербиальной темпоральности. М.: МАКС Пресс, 448 с.
24. Панков, Ф. И., Патаракина, Е. О. (2020) Русская наречно-предложная бифункциональность в “зеркале” словацкого языка (фрагмент лингводидактической модели грамматики). Мир русского слова, № 1, с. 24-28. DOI: 10.24411/1811-1629-2020-11024 EDN: ZDBZVJ
25. Рыжкович, А. Ч. (2021) Аппроксиматоры и проксиматоры в структуре предложных единиц белорусского языка. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Теория и практика современной науки. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 1. Пенза: Наука и просвещение, с. 101-103. EDN: NIIHDA
26. Черкасова, Е. Т. (1967) Переход полнозначных слов в предлоги. М.: Наука, 280 с.
27. Шведова, Н. Ю. (ред.). (1980) Русская грамматика. Т. 1. М.: Наука, 783 с.
28. Bordet, L. (2017) From vogue words to lexicalized intensifying words: Тhe renewal and recycling of in-tensifers in English. A case-study of very, really, so and totally. Lexis, vol. 10. [Online]. Available at: 10.4000/lexis.1125 (accessed 10.04.2024). DOI: 10.4000/lexis.1125(accessed10.04.2024)
29. Núñez-Pertejo, P., Palacios-Martínez, I. (2018) Intensifiers in MLE: New trends and developments. Nordic Journal of English Studies, vol. 17, no 2, pp. 116-155. DOI: 10.35360/njes.436
30. Wagner, S. (2019) Why very good in India might be pretty good in North America: Amplifier-аdjective 2-grams in Global Englishes. International Journal of Corpus Linguistics, vol. 24, no 4, pp. 445-489. DOI: 10.1075/ijcl.17063.wag
31. Calle-Martín, J. (2019) No cat could be that hungry! This/That as intensifiers in American English. Australian Journal of Linguistics, vol. 39, no 2, pp. 151-173. DOI: 10.1080/07268602.2019.1566886
32. Stratton, J. (2020) “That’s proper cool”: The emerging intensifier proper in British English. English Today, vol. 37, no 4, pp. 206-213. DOI: 10.1017/S0266078420000036
33. Aijmer, K. (2021) “That’s well good”: A re-emergent intensifier in current British English. Journal of English Linguistics, vol. 49, № 1, pp. 18-38. DOI: 10.1177/0075424220979143 EDN: WKZGNU
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается функционирование вводных конструкций в структуре англоязычного художественного текста. Актуальность темы обусловлена малой изученностью особенностей использования вводных конструкций в структуре англоязычного текста в аспекте современных лингвистических теорий. В данной работе категория «вводноcть» описывается через призму диктемной теории текста М. Я. Блоха. В ходе исследования обнаруживается, что вводность подразделяется на подсистему интродукторов как конструкций, вводящих содержание диктемы с выражением модально-оценочного значения, и подсистему девиатов как конструкций, конкретизирующих основное содержание диктемы. Результатом исследования является доказательство способности вводных конструкций выступать в роли строевых элементов диктемы, выполняющих структурно-организующую и ситуативно-смысловую функции. Исследование позволяет сделать вывод, что конвергенция вводных конструкций разного типа в составе диктемы превращает их в важное средство реализации текстовой связности.
Данная статья посвящена определению критериев построения трехъязычного учебного терминологического словаря в области биомедицинской инженерии. В исследовании выделено 35 терминов, составляющих основу тематической группы «Биосенсорные и биоэлектронные системы» как фрагмента терминосистемы биомедицинской инженерии. Исследование предоставляет следующие выводы: среди всех принципов, которые важно соблюдать при разработке учебного трехъязычного терминологического словаря, ориентирование на пользователя является важнейшим; подобный словарь должен включать в себя систематизированные схемы для обеспечения понимания внутренней структуры терминосистемы. Словарная статья нашего словаря включает этимологическую справку, энциклопедические сведения, дефиниции на трех языках, фонетическую транскрипцию для китайских терминов, индексацию терминов в соответствующих терминосистемах.
Актуальность исследования обусловлена усложнением профессиональной языковой картины мира и увеличением словарного фонда профессиональной речи. Материал исследования - новые языковые единицы узкоспециального значения, кодифицированные в «Русском орфографическом словаре» на цифровом научно-информационном академическом ресурсе «Академос» Института русского языка РАН. Авторами статьи обозначено шесть тенденций: гнездование терминов, кодификация прилагательных с узкоспециальным значением, кодификация номенклатуры, устранение формальной вариантности терминов, фиксация несвободных словосочетаний ограниченного употребления, рост количества сложных терминов и аббревиатур.
Обследовано 120 младших школьников, из них 40 с СДВГ. Установлены достоверные различия продолжительности индивидуальной минуты (39,70 и 53,75 сек. соответственно; р < 0,05) с тенденцией к последовательному нарастанию у нормотипичных детей (от 46,45 до 62,0 сек.). При СДВГ показатель возрастает с 1-го по 3-й классы (от 34,25 до 45,16 сек.), в 4-м фиксируется снижение до 39,16 сек., что может быть в наибольшей степени связано с ранними проявлениями пубертатного периода. Тенденция к уменьшению выраженности тахихронии в исследуемых группах объясняется адаптацией к условиям обучения и закреплением интрапсихической репрезентации времени с трансформацией субъективного таймфрейма. Более выраженная тахихрония у детей с СДВГ может быть связана с особенностями патогенеза и локализацией мозговой дисфункции.
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования эмоционального компонента гражданской идентичности молодежи и их ценностных ориентаций. Выделены уровни эмоционального компонента гражданской идентичности, описаны эмоциональное отношение и удовлетворенность фактом принадлежности к российской гражданской общности, рассмотрены различия между уровнями сформированности эмоционального компонента гражданской идентичности среди юношей и девушек. Раскрыты ценностные ориентации молодежи: приоритетность основных жизненных ценностей по критериям их «ценности» и «доступности» в гражданской общности. Установлено, что для представителей молодежи каждого уровня сформированности эмоционального компонента гражданской идентичности характерна определенная система ценностных ориентаций.
Влияние интернет-среды на психическое развитие человека является одной из актуальных проблем современной психологии. Мы предположили, что это влияние носит неоднозначный характер в подростковом возрасте: интернет-среда может становиться как источником, провоцирующим психологические проблемы, так и ресурсом для совладания с ними. Результаты исследования говорят о том, что интернет-среда становится источником проблемных переживаний не для всех подростков: 17,3 % имеют низкий показатель, 15,7 % испытывают высокую проблемную озабоченность в связи с интернет-средой, а у большинства (67 %) - средний уровень переживаний. Подтвердилась и гипотеза о том, что подростки используют Интернет как ресурс для совладания с проблемами независимо от уровня проблемных переживаний.
В работе подробно отражается жизненный путь выдающего психолога Алексея Александровича Бодалёва, его становление как личности и профессионала. Статья приурочена к знаменательному поводу - 100-летнему юбилею ученого. Алексей Александрович Бодалёв - лидер отечественной психологии, создавший свою научную школу и прошедший путь от ассистента до академика. Рассматриваются разные периоды жизни талантливого ученого - сарапульский, ленинградский, московский. Отмечается вклад ученого в развитие отечественной психологии, в организацию вузовской науки, научные достижения, обсуждается их значение для психологии. Особое внимание уделяется личности ученого, его отношению к людям, подрастающему поколению, молодой научной смене.
Статья представляет результаты локального исследования на определение степени вовлеченности обучающихся и преподавателей в процесс применения нейронных сетей при выполнении и составлении учебных заданий. Исследование проведено на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании представлены результаты анкетирования 221 респондента из числа профессорско-преподавательского состава и обучающихся четырех факультетов гуманитарной, естественно-научной и технической направленности. На основе результатов анкетирования выделены проблемы и потенциальные угрозы качеству учебно-образовательного процесса в условиях развития и внедрения в массовую практику инструментов искусственного интеллекта. Предложен четырехступенчатый алгоритм решения выявленных проблем и предотвращения потенциальных угроз.
В статье исследуется актуальная проблема профессионального развития педагогических работников как специфичной взрослой аудитории слушателей. Методологической основой исследования выступают антропологический и деятельностный подходы, теоретические и эмпирические методы исследования. Показано, что при выборе форматов обучения необходимо учитывать профессиональные особенности и возможности слушателей программ повышения квалификации и межкурсовых мероприятий. Цифровой тренажер по развитию профессиональных компетенций педагогов представлен как инструмент, позволяющий организовать интерактивное обучение на основе личностно-деятельностного подхода, сформировать познавательную мотивацию, индивидуализировать обучение.
В статье рассматривается актуальная тема использования интеллектуальных рекомендательных систем в сфере высшего образования. Выявлена сущность рекомендательных систем, рассмотрены их характеристики и функциональные модели. Особое внимание уделено описанию различных направлений применения рекомендательных систем в образовательной сфере. Выявлены возможности и ограничения их реализации для различных субъектов образовательного процесса. Описан опыт проектирования и внедрения авторской рекомендательной системы прогнозирования успешности обучения студентов в электронной информационно-образовательной среде вуза, который подтверждает основные теоретические посылы авторов.
В данном исследовании рассматриваются преимущества применения цифровой образовательной среды и цифровых инструментов в учебно-тренировочном процессе баскетболисток с нарушением слуха, поскольку они дают возможность визуализации и наглядного представления учебного материала. Известно, что баскетбол является очень динамичным видом спорта, где ключевыми факторами являются грамотное понимание стратегии игры и владение технико-тактическими приемами. Цифровая образовательная среда позволяет более наглядно демонстрировать аспекты игры, что, в свою очередь, помогает баскетболисткам осваивать тактику, развивает их логическое мышление, помогает анализировать игровые ситуации, принимать быстрые решения, выполняя атакующие либо защитные действия.
Статья содержит результаты теоретического анализа более тридцати источников по теме проектирования инклюзивной образовательной среды в высшем образовании на основе принципов универсального дизайна. Поиск осуществлялся на платформах SpringerLink, ResearchGate, Google Академия, eLibrary по ключевым словам. По результатам исследования выделены основные характеристики инклюзивной образовательной среды на основе универсального дизайна, подходы к ее проектированию: системный, экосистемный, универсальный.
Цель исследования - определить тенденции моделирования статьи учебного словаря по языку специальности для иностранных студентов, а также спроектировать особую структуру статьи учебного словаря интегрированного типа по экономической дисциплине. В качестве методов применялся контент-анализ научных исследований и проектов учебных словарей специальной лексики. В структуру словарной статьи в прикладной части исследования входит новый тип зоны - зона активного речепорождения. Сделан вывод о том, что лингвистический, речевой и энциклопедический блоки словарной статьи активизируют обучающую функцию словаря с точки зрения когнитивно значимого содержания понятия как элемента структурно-системного поля специальной лексики.
В содержании статьи представлены алгоритмы методического анализа минималистической композиции американского композитора Ф. Гласса «Truman Sleeps», где обнаружение времени измерительных квантов и выявление принципов их регламентации в ее развертывании предоставляет возможность визуализировать и осознать синтагматические связи структурирующих элементов. Последние, реализуя континуальные и дискретные процессы, формируют рационально-логический остов музыкальной композиции и определяют ее музыкальное формообразование, что позволяет раскрыть стратегический потенциал минималистических опусов для музыкальной педагогики, который аккумулирован в репетитивных технологиях, создающих в процессах восприятия прецедент множественности слуховых интерпретаций, столь репрезентативных для исполнительской практики.
Статья посвящена особенностям профессионально ориентированного чтения как объекта овладения специалистами-международниками. С учетом отечественных исследований в данной области в статье раскрываются цели и задачи обучения чтению в профессиональных целях. Особое внимание уделяется умениям, обеспечивающим эффективное профессионально ориентированное чтение с учетом характеристик рассматриваемой специальности. Наряду с общепрофессиональными умениями, обеспечивающими критический анализ и творческую интерпретацию прочитанного, автором формулируются специальные умения, к которым отнесены: умение предвосхищать содержание с опорой на профессиональные термины; умение оценивать надежность информации, представленной в материале; умение давать экспертную оценку прочитанному.
Важность дошкольного образования возрастает во всем мире. Многие страны, особенно страны Америки и Европы, вкладывают значительные средства в дошкольное образование и стремятся к его развитию. Турция является одной из этих стран. Целью данного исследования является изучение системы дошкольного образования в Турции. В рамках этой работы был проведен обзор литературы, проанализированы данные об истории дошкольного образования в Турции, формы дошкольного образования, численность дошкольных учреждений, учителей, учащихся и уровень охвата дошкольным образованием по годам, учебные планы дошкольного образования и подготовка преподавателей дошкольного образования. Выводы показали, что история дошкольного образования в Турции восходит к Османской империи. Количество дошкольных учреждений, учителей, учащихся и уровень охвата дошкольным образованием ежегодно увеличивались. Кроме того, полученные данные объяснили основное содержание учебных программ и процесс подготовки учителей дошкольного образования на протяжении многих лет.
В статье поднимается вопрос значения педагогических идей Якова Григорьевича и Якова Яковлевича Гуревичей в дореволюционный, советский и современный периоды развития образования. Авторы показывают эволюцию теории «Gymnasial - Pädagogik» в конце XIX - начале XX века на примере учебного заведения Гуревича. Рассматривается педагогический стиль учителей гимназии и реального училища Гуревича В. В. Мусселиусуа, С. Л. Пташицкого, А. А. Страубе, Н. И. Вульфа, И. Т. Конюченко, Д. П. Цинзерлинга. Анализируется роль педагогического совета школы Гуревича в проектировании и управлении педагогическим процессом.
Авторы статьи используют аргументы постнеклассической методологии науки для характеристики актуальных направлений развития систем оценки качества внутри образовательной организации (ВСОКО). Рассмотрены три ключевых аспекта: роль коллективно-распределенного субъекта ВСОКО, фактор внешнего контекста оценочной деятельности и необходимость интеграции оценки в содержание образования. Указанные аспекты соотнесены с постнеклассическими феноменами наблюдателя, синергии сложных систем и конвергентности методов познания. Теоретические обобщения подтверждены экспертным анализом сайтов органов исполнительной власти (85 субъектов), а также результатами анкетирования управленческих команд общеобразовательных организаций (352 школы).
В статье раскрываются особенности оценки управления развитием образования в условиях интенсивных изменений в обществе, сопровождаемых неопределенностью и размытостью управленческих задач. Дан краткий анализ трансформационных изменений в российской системе образования, выделены особенности управления образованием в условиях трансформации. Показано, как изменяется оценка управления трансформационными процессами в образовании - расширяется масштаб и разнообразие используемых методов, их вариативность и адаптируемость к контекстным факторам; используются инструменты сопоставительного анализа изменений в различных образовательных организациях; фиксируется рост участия в экспертизе непосредственных участников преобразований и представителей заинтересованных сторон.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477