В России наступил период, когда объективно необходимы институциональные преобразования в вопросах государственной молодёжной политики (ГМП). Они предполагают формирование и развитие стройной системы органов по делам молодёжи, обеспечивающей координацию усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по реализации ГМП. Проблема заключается в том, что Россия уже более 30 лет находится в поиске интегративной модели управления в данной сфере, продолжаются дискуссии о межведомственном и отраслевом характере ГМП, её сущности и типологии. В настоящей статье акцент делается на вопросе об органе управления в сфере ГМП, призванном обеспечить интеграцию деятельности всех её социальных субъектов. По мнению автора, его необходимо создать в ранге федерального министерства. Для обоснования используются диалектический и системный подходы, исторический, логический, формально-правовой, сравнительный и структурно-функциональный методы исследования. Даётся краткая история создания и функционирования федеральных и региональных органов по делам молодёжи, обращается внимание на их нынешний состав и тенденции развития. Делаются выводы о фактическом приближении к самостоятельности статуса органа исполнительной власти, отвечающего за выработку и реализацию ГМП, её нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации, а также предлагаются меры по совершенствованию интеграционных процессов в управлении рассматриваемой сферой.
Идентификаторы и классификаторы
Государственная молодёжная политика (ГМП) отличается направленностью и многосубъектностью. Главными её субъектами являются государственные органы. Вместе с тем в её выработке и реализации допускается участие институтов гражданского общества.
Список литературы
1. Закон СССР от 16 апреля 1991 года № 2114-1 “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР” // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 19. Ст. 533. Law of the USSR of April 16, 1991 No. 2114-1 “On the general principles of state youth policy in the USSR”. Vedomosti of the Congress of People’s Deputies of the USSR and the Supreme Soviet of the USSR. 1991;(19):533. (In Russ.).
2. Чупров В. И. История разработки закона о молодежи; интервьюер И. Горбунов // Наша молодежь. 2011. № 4. С. 8-9. Chuprov V. I. History of the development of the law on youth. Interviewed by I. Gorbunov. Nasha molodezh’. 2011;(4):8-9. (In Russ.).
3. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. Белгород: Эпицентр, 2021. 500 с. ISBN: 978-5-6045221-7-2 EDN: SUHSWJ Zubok Yu. A., Bezrukova O. N., Vishnevsky Yu. R. [et al.]. Self-regulation of youth life: methodology and social practices. Belgorod: Epicenter; 2021. 500 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-6045221-7-2 EDN: SUHSWJ
4. Социология: Учебник для вузов / А. В. Воронцов, И. А. Громов, С. Н. Малявин [и др.]. СПб.: Союз, 2003. 463 с. ISBN: 5-94033-172-6 EDN: RSWUQB Gromov I. A., Vorontsov A. V., Malyavin S. N. [et al.]. Sociology. St. Petersburg: Soyuz; 2003. 302 p.. (In Russ.). ISBN: 5-94033-172-6 EDN: RSWUQB
5. Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ “О молодежной политике в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 28. Federal Law No. 489-FZ of December 30, 2020 “On Youth policy in the Russian Federation”. Coll. of Legislation of the Russian Federation. 2021;1(Part I):28. (In Russ.).
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р “Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года” // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7185. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2403-r dated November 29, 2014 “On approval of the Foundations of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025”. Coll. of Legislation of the Russian Federation. 2014;(50):7185. (In Russ.).
7. Социология молодежи: Учебник / Н. М. Боенко [и др.]; отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 460 с. ISBN: 5-288-01660-7 EDN: YHYTZP Boenko N. M. [et al.]. Sociology of youth: Textbook. St. Petersburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta; 1996. 457 p. (In Russ.). ISBN: 5-288-01660-7
8. Постановление Верховного Совета СССР от 1 апреля 1991 года 2074-1 “О введении в действие Закона СССР “О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР” // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 15. Ст. 420. Resolution of the Supreme Soviet of the USSR of April 1, 1991 No. 2074-1 “On the enactment of the Law of the USSR “On the list of Ministries and other central bodies of State Administration of the USSR”. Vedomosti of the Congress of People’s Deputies of the USSR and the Supreme Soviet of the USSR. 1991;(15):420. (In Russ.).
9. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года № 1617-1 “О внесении изменений в перечень республиканских министерств и государственных комитетов РСФСР” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1062. Resolution of the Presidium of the Supreme Of the RSFSR Council of July 30, 1991 No. 1617-1 “On amendments to the list of Republican ministries and State Committees of the RSFSR”. Vedomosti of the Congress of People’s Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991;(31):1062. (In Russ.).
10. Указ Президента РСФСР от 10 ноября 1991 года № 186 “О Министерстве образования РСФСР” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1573. Decree of the President of the RSFSR of November 10, 1991 No. 186 “On the Ministry of Education of the RSFSR”. Vedomosti of the Congress of People’s Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991;(46):1573. (In Russ.).
11. Постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 80 “Вопросы Министерства труда и занятости населения РСФСР” // Консорциум “Кодекс”. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901604193 (дата обращения: 23.08.2023). Decree of the Government of the RSFSR of December 28, 1991 No. 80 “Issues of the Ministry of Labor and Employment of the Population RSFSR”. (In Russ.). Available at: https://docs.cntd.ru/document/901604193 (accessed: 23.08.2023).
12. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года № 546 “О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 23. Ст. 1278. Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 1992 No. 546 “On the structure of state administration of physical education and sports in the Russian Federation”. Vedomosti of the Congress of People’s Deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1992;(23):1278. (In Russ.).
13. Распоряжение Президента РФ от 29 января 1992 года № 39-рп “О полномочном представителе Правительства Российской Федерации по делам молодежи” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 6. Ст. 293. Decree of the President of the Russian Federation No. 39-rp dated January 29, 1992 “On the Plenipotentiary Representative of the Government of the Russian Federation for Youth Affairs”. Vedomosti of the Congress of People’s Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992:(6):293. (In Russ.).
14. Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 924. Decree of the President of the Russian Federation No. 1075 of September 16, 1992 “On priority measures in the field of state youth policy”. Coll. of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1992(12):924. (In Russ.).
15. Кочетков А. В. Государственная молодежная политика Российской Федерации: от Указа до Закона // 30 лет государственной молодежной политике Российской Федерации. М.: МИРЭА - Российский технологический университет, 2022. С. 7-48. EDN: EOKHDT Kochetkov A. V. State Youth Policy of the Russian Federation: from Decree to Law. In: 30 years of state youth policy of the Russian Federation. Moscow: MIREA - Russian Technological University; 2022. P. 7-48. (In Russ.).
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/constitution/ (дата обращения: 23.08.2023). The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020). (In Russ.). Available at: http://pravo.gov.ru/constitution/ (accessed: 23.08.2023).
17. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 года № 215 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” // Собрание законодательства РФ. 2018. № 21. Ст. 2981. Decree of the President of the Russian Federation No. 215 dated May 15, 2018 “On the structure of federal executive authorities”. Coll. of Legislation of the Russian Federation. 2018(21):2981. (In Russ.).
18. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 года № 682 (ред. от 23.08.2023) “Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2018. № 26. Ст. 3851. Resolution of the Government of the Russian Federation of June 15, 2018 No. 682 (ed. 08.23.2023) “On approval of the Regulations on the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Recognition of Certain Acts of the Government of the Russian Federation as invalid”. Coll. of Legislation of the Russian Federation. 2018(26):3851. (In Russ.). 19. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 409 (ред. от 16.12.2022) “О Федеральном агентстве по делам молодежи” // Собрание законодательства РФ. 2008. № 22. Ст. 2586. Resolution of the Government of the Russian Federation of May 29, 2008 No. 409 (ed. 12.16.2022) “On the Federal Agency for Youth Affairs”. Coll. of Legislation of the Russian Federation. 2008(22):2586. (In Russ.).
20. Изотова Г., Шилков Д., Зайцев Д. [и др.]. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия “Анализ реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2018-2020 годах, в том числе в части реализации жилищных программ для молодых семей”: Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 16 ноября 2021 года // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2021. № 12. 192 с. Izotova G., Shilkov D., Zaitsev D. [et al.]. Report on the results of the expert-analytical event “Analysis of the implementation of state youth policy in the subjects of the Russian Federation in 2018-2020, including the implementation of housing programs for young families”: Approved by the Board of the Accounting Chamber of the Russian Federation on November 16, 2021. Bulletin of the Accounting Chamber of the Russian Federation. 2021(12):192. (In Russ.).
21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 1202 с. EDN: RXPFZJ Ozhegov S. I., Shvedova N. Y. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Azbukovnik; 1997. 1202 p. (In Russ.).
22. Кочетков А. В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Кочетков Андрей Валентинович. СПб, 2010. 567 с. EDN: QEXELB Kochetkov A. V. Theory of legal regulation of state youth policy in Russia. Doctor Degree Thesis: St. Petersburg; 2010. 567 p. (In Russ.). EDN: QEXELB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются оценки и представления молодёжи Северного Кавказа о состоянии межэтнических отношений в регионе. Северокавказский регион отличается высоким уровнем значимости конфессиональных, этнических и групповых идентичностей, что создаёт риски конфликтности межэтнических отношений. Сохраняются значимые различия в степени выраженности этнического и конфессионального самосознания у русской и северокавказской молодёжи. Приобретают важное значение вопросы совместимости различных ценностных и социокультурных основ мировоззрения молодых людей, формирования объединяющих гражданских и культурно-цивилизационных основ общероссийской идентичности. Цель исследования состоит в определении конфликтогенного потенциала межэтнических отношений на Северном Кавказе в представлениях молодёжи. Задачами исследования являются выявление причин межнациональной напряжённости, определение этноконфессиональных факторов конфликтогенности межэтнических отношений среди молодёжи, степени готовности лично участвовать в этноконфессиональных конфликтах в интересах своей этнической и конфессиональной группы, значимости основных макроидентичностей: общероссийской, этнической и конфессиональной. При работе над методологией исследования особое внимание было уделено современным российским и зарубежным теоретико-методологическим подходам к межэтническим конфликтам, роли этнополитических и экономических факторов конфликтогенности и определению причин межэтнической напряжённости в полиэтничной среде. Эмпирические данные были получены методом опроса-анкетирования, проводившегося в феврале-марте 2023г. Опрошено 1400 респондентов- студентов ведущих вузов Северного Кавказа. Была проведена подвыборка по национальности и отношению к религии. Уровень межнациональной напряжённости на Северном Кавказе в представлениях респондентов оценивается как низкий. Различия в оценках между респондентами, представляющими русскую группу и группу народов Северного Кавказа, православными и мусульманами незначительны. При этом сохраняется потенциальная конфликтность и мобилизационный потенциал этничности, их зависимость от национальной принадлежности. Большинство опрошенных в качестве основных причин межнациональной напряжённости на Северном Кавказе выделяли социокультурные: неприятие культуры и ценностей других народов, враждебность и предубеждение к другим народам. Общероссийская идентичность сформирована и значима для всех групп респондентов. Этническая и конфессиональная идентичности также имеют большое значение для северокавказской молодёжи. На Северном Кавказе сохраняются латентные риски конфликтности межэтнических отношений в молодёжной среде, мобилизационный потенциал этнической и конфессиональной идентичности. Основные причины межнациональной напряжённости носят ценностно-мировоззренческий характер. В сознании молодых людей существует высокая значимость, наряду с общероссийской, этнической и конфессиональной идентичностями. Формируется тенденция к перетеканию «поля конфликтности» из этнополитической в социокультурную сферу. Эмоционально-психологические и социокультурные причины для молодёжи имеют большую значимость, чем социально-экономические и этнополитические.
Миграционные процессы в условиях расширения мирохозяйственных связей неизбежно затрагивают основные сферы жизнедеятельности всего мирового сообщества. Эмиграция наиболее активной части коренного населения России, преимущественно образованного и высокопрофессионального, является острейшей проблемой, так как неизбежно ведёт к рискам национальной и геополитической безопасности государства.
Возрастающий неконтролируемый миграционный процесс, направленный на отток мобильного коренного населения в условиях новой российской социальной реальности, актуализирует исследование мотивов эмигрантских настроений, социально-экономических, социально-политических ориентаций, социокультурных позиций, этноконфессиональных традиций и обычаев, духовно-нравственных ценностей молодёжи и, в первую очередь, высокообразованной части молодого поколения: студенчества.
В статье анализируются материалы социологического исследования, проведённого Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН в 2022 году среди студенческой молодёжи в трех субъектах РФ: Москве, Республике Тыва и Белгородской области. Фокус исследования направлен на выявление возможного воздействия религиозного и нерелигиозного мировоззрений на эмигрантские ориентации молодой части российского населения. Поставленная цель решалась при помощи социологических методов построения мировоззренческих групп («религиозные»/«нерелигиозные») и типологических групп («оседлые»/прожективные «эмигранты»). Социологический поиск строился на сравнительном анализе оценок и позиций представителей этих групп по отношению к религиозным, национальным, социально-экономическим и социально-политическим проблемам. Результаты социологического исследования показывают, что религиозные представления и напрямую связанные с ними традиции и духовно-нравственные ценности играют достаточно значимую роль в патриотической и гражданской позициях студенческой молодёжи в отношении российского общества и государства.
В рамках изучения социальных стратегий молодёжи важным аспектом становится определение тех факторов социализации, которые влияют на выбор таких стратегий и их последующую реализацию. Одним из таких факторов является экономическое положение семьи молодых людей. Данный фактор формирует разные условия социализации, создавая предпосылки для формирования определённых стратегических диспозиций, направлений и горизонта жизненного планирования. Цель статьи состоит в изучении связи между самооценкой материального положения и жизненными стратегиями молодёжи в соответствии с экономическими условиями социализации. В статье представлены результаты социологического мониторинга 2022 года «Социальные стратегии молодёжи», проведённого на территории Белгородской области. Ключевые социальные стратегии проанализированы на основании типологии молодёжи по субъективной оценке уровня материального положения (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего). Результаты исследования показывают наличие реальной связи между самооценкой материального положения и установками на определённые социальные стратегии. Выявлено противоречие между близостью стратегических установок низкодоходных и высокодоходных групп молодёжи.
В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН рассматривается динамика и специфика социального благополучия молодёжи сквозь призму сопоставления объективных показателей дохода и его субъективных оценок, а также особенностей восприятия молодёжью их социальной успешности в сочетании с мировоззренческими установками на самодостаточность. Показано, что для современной молодёжи значимо снизились шансы на достижение относительно высоких доходов на ранних жизненных этапах, но при этом не возросли риски скатывания молодёжных групп к границам бедности. Хотя с 2003 г. значимо снизилась численность наиболее обеспеченной части молодёжи, доля её наименее обеспеченной части оставалась стабильной. На этом фоне общие стандарты жизни для молодёжи повысились, а границы неблагополучия стали более размытыми. Представления о компонентах социального благополучия в молодёжной среде расширились, а роль доходов как одного из ключевых его маркеров снизилась. Тем не менее для российской молодёжи сохраняется относительно длинный цикл достижения условно предельного уровня социального благополучия. Продемонстрировано, что российская молодёжь отличается высокими ожиданиями в отношении собственных достижений в будущем и имеет при этом особое молодёжное видение критериев жизненного успеха, обусловленное во многом проблемами и ожиданиями, характерными для того или иного этапа жизненного цикла. Показано также, что степень самореализации как молодёжи, так и россиян в целом оказывается значимо связана с целым рядом объективных характеристик индивида. Чем выше занимаемое индивидом положение в различных статусных иерархиях, тем лучше он оценивает степень реализации собственных планов. В свою очередь ощущение социального аутсайдерства стимулирует формирование установок на крайний индивидуализм, готовность достигать желаемого любой ценой. Здоровая же социальная успешность коррелирует с установкой на приоритет моральных норм и ценностей.
В статье анализируются представления молодёжи о способности государственной системы здравоохранения и пенсионного страхования удовлетворять нынешние и будущие потребности в адекватной медицинской помощи и безбедной жизни и влияние, которое они могут оказать на судьбу этих институтов. Показано, что молодёжь не рассчитывает на государственную пенсию, что связано, прежде всего, с разочаровывающим молодых россиян опытом нынешних пенсионеров, а также с массовой включённостью молодёжи в неформальную занятость, не предполагающую уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Последнее респонденты оправдывают тем, что не ожидают какой-либо заботы от государства и в будущем рассчитывают только на себя. Со скепсисом молодёжь относится и к государственному здравоохранению. Проблемы со своевременным попаданием на приём к врачу и на диагностическое исследование в районных поликлиниках, неприветливость занятого в них медперсонала, сомнения в его профессиональных качествах выталкивают молодёжь в частную медицину, которая видится ей в гораздо более позитивном свете. Показательно, что в представлениях респондентов государственные медицинские учреждения опережают частные по совокупному индексу злоупотребления доверием, а его ключевыми формами выступают такие, которые призваны заставить пациентов прибегнуть к платным услугам. Готовность работников государственных медицинских учреждений к такому неблаговидному поведению респонденты объясняют, прежде всего, меркантильными соображениями, а также страхом перед начальством, требующим наращивания объёма платных услуг. Негативные представления молодёжи о работе государственного пенсионного обеспечения и системы здравоохранения ведут к их девальвации. Потеря опоры в становящихся большинством поколениях чревата для этих институтов дальнейшей деградацией и даже не встречающим особого сопротивления упразднением, что пагубно не только с точки зрения будущих социальных рисков в лишённом «страховочных сетей» обществе, но и в части дальнейшей дезинтеграции социума.
В смысловом пространстве молодёжи переосмысление отношения к сфере межличностных взаимодействий сопровождается складыванием образцов, ориентирующих молодых людей на разобщение, дезинтеграцию и самоутверждение на фоне собеседника. С точки зрения нормативного подхода данные отклонения следует рассматривать как противостоящие базовым смысловым основаниям норм социальных взаимодействий между молодыми людьми. Социокультурные девиации в социальной реальности представлены в форме смысловых характеристик целей и принципов жизнедеятельности, которые маркируются представителями общности как отклоняющиеся, поскольку не соответствуют базовым, коллективным интерпретациям нормального, допустимого и общепринятого в культуре конкретной общности. В статье природа социокультурных девиаций молодёжи рассматривается в контексте их отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание образцов социальных взаимодействий в рамках доминирующей культуры. Ориентации на социокультурные девиации представляется как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2021 году. Анализируются взаимосвязи между признаком доверия/недоверия к собеседнику и смысловыми отклонениями в молодёжной среде, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиаций молодёжи в сфере межличностных взаимодействий. Применение метода структурно-таксономического моделирования позволило изучить особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодёжи в её социальной реальности. Используемые алгоритмы автоматически выделили наиболее близкие друг к другу элементы по достаточно большому числу характеристик и сгруппировали эти элементы в естественные смысловые единства. Соответствующие элементам смыслы распределяются не хаотично, а выстраиваются в определённую иерархию, в соответствии со значениями выбранной меры близости. Так были изучены смысловые отклонения, которые сконцентрированы в ядре смыслового единства и на его периферии.
Коммуникативная компетентность молодёжи рассмотрена с позиций феноменологии, социальной реальности, когда интерсубъективные взаимодействия акторов определяют складывающуюся в сознании субъективную картину представлений об общении. Отмечена ключевая роль процессов смыслообразования в социальной коммуникации и коммуникативной компетентности. В становлении личностных и социокультурных смыслов коммуникации участвуют знания и ценности коммуникации, нормы общения, коммуникативные умения и способы поведения - определяющие структуру коммуникативной компетентности, направленной на поддержание социальности, социальных связей. Поскольку формирование социальной реальности отличается дифференциацией, и сама молодёжь как социальная группа дифференцирована, целью статьи явилось выявление связей между основными дифференцирующими признаками и проявлениями коммуникативной компетентности молодёжи. Рассмотрены дифференцирующие демографические показатели: гендер, тип поселения, уровень образования, регион проживания. Гендер рассмотрен как ведущий дифференцирующий признак. Измеряемые показатели коммуникативной компетентности: смыслы общения, нормы коммуникации, коммуникативные умения. Проведённый анализ показал наличие связей между дифференцирующими признаками и проявлениями коммуникативной компетентности: на фоне доминирования терминальных ценностей и соответствующих им умений в сочетании с ориентацией на изменение нормы коммуникации как основных характеристик в структуре коммуникативной компетентности опрошенной молодёжи, выявлено, что сельские юноши и девушки в большей степени, чем городские, привержены стабильности в норме взаимодействия; респонденты, имеющие полное общее среднее образование, а также девушки из федеральных центров, являются наиболее выраженными носителями терминальных ценностей коммуникации. Молодые мужчины и женщины Вологодского региона лидируют среди других регионов в ориентации на инструментальные ценности общения, мужчины этого региона - самая малочисленная по проявленности ряда коммуникативных умений, в том числе инструментальных. Данные связи отражают как расширение социальной реальности и коммуникативной компетентности опрошенной молодёжи за счёт её социокультурной дифференциации, так и указывают на наличие определённых проблем, как социокультурного, так и более широкого характера, что требует обсуждения.
В условиях цифровизации всех процессов и сфер жизнедеятельности существенно изменяется образ жизни современного человека. Большой трансформации подвержены коммуникативные практики, которые осуществляются в виртуальном пространстве. Коммуникативные практики формируют новые модели и паттерны поведения, придавая новый смысл и содержание механизмам взаимодействия. Виртуализация коммуникативного пространства наибольшее влияние оказывает на детей, подростков и молодёжь, поскольку выступает ключевым условием их социализации, конструируя смыслы, содержание, модели и практики взаимодействия.
Цель статьи - обоснование особенностей коммуникативных практик молодёжи в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникативные практики молодёжи сегодня представляют объект междисциплинарного изучения. Именно этот подход позволяет выявить мотивы и установки молодёжи о возможностях, функциях, целях коммуникативных практик в реальном и виртуальном пространстве. Сегодня прослеживается взаимодополнение функций коммуникативных практик, осуществляемых молодёжью в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникативные практики молодёжи следует рассматривать как один из ключевых компонентов саморегуляционных механизмов молодёжи, поскольку они направлены не только на передачу информации, но и на конструирование, производство и трансляцию смыслов. Особенности коммуникативных практик позволяют определить представления молодёжи о коммуникации, об их функциях и возможностях, о восприятии интернет-пространства.
Обосновано что повышение инструментальной компетенции, формирование навыков цифровой гигиены, развития коммуникативных навыков и трансмедиаграмотности в целом обеспечивают адекватность коммуникативных практик, снижают девиантные формы проявления в реальном и виртуальном пространствах. Полученные выводы позволят разработать программы по развитию коммуникативных навыков, и трансмедиаграмотности, обосновывать программы сопровождения интернет-социализации для детей, подростков и молодёжи.
В статье анализируются изменения мотивации волонтёрской деятельности российских старшеклассников и студентов. Теоретической основой представленного исследования выступает концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи, согласно которой мотивация рассматривается как социокультурный регулятор волонтерства. Анализ мотивации волонтёрской деятельности молодёжи в условиях её многолетней целенаправленной регуляции приобретает особую актуальность. Авторами анализируются результаты социологического опроса учащейся молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет (n- 996, выборка квотная, 2022). В исследовании выявлено, что мотивация волонтёрской деятельности учащейся молодёжи крупнейшего российского региона отражает тренды на конкретизацию волонтёрских усилий в молодёжном сознании и важность понимания прикладного результата от них как для общества, так и для себя лично, а также предпочтения добровольческих практик конструктивного гражданского поведения, позволяющих молодёжи самореализоваться. Волонтёрскую активность старшеклассников стимулируют альтруистическая мотивация и запросы на приобретение уверенности в себе и своих силах. Мотивация волонтёрской деятельности студентов за последние два года стала более прагматична и сопряжена в период обучения в колледже с выстраиванием социальных связей и расширением возможностей для трудоустройства, в период обучения в высшей школе - с потребностью в реализации профессиональной или общественно-политической карьеры. Результаты опроса доказывают, что внутренняя мотивация волонтёрской деятельности как показатель интериоризации ценностей волонтерства и принятие этой активности как своей не формируется внешней средой, где организуются молодёжные волонтёрские проекты - школой, колледжами, университетами, молодёжными организациями, а зависит от регулярности волонтёрского участия молодёжи и следствия этого вовлечения, то есть волонтёрской самоидентификации. Определённым свидетельством адаптации молодёжи к условиям популяризации волонтёрской деятельности и её принятия в свой жизненный мир поколением являются практики, в которых молодые люди и девушки приобретают как добровольцы опыт безвозмездной деятельности в формате онлайн. Именно эти практики напрямую связаны с внутренней мотивацией волонтёрской деятельности, которая детерминирует готовность молодых волонтёров продолжать эту активность.
В статье анализируется связь смыслов, формируемых в культурном пространстве молодёжи, с её представлениями о целях, «значимых для будущего страны» («доступное квалифицированное здравоохранение как залог высокого качества жизни», «семья, как основа уверенности и безопасности», «жизненное пространство как среда для комфортной жизни», «труд как источник материального благополучия», «баланс прав и обязанностей граждан как фактор консолидации общества», «образование как условие социального продвижения», активное гражданское общество как условие демократизации в стране», «власть, способная обеспечить достижение перечисленных целей как залог устойчивого развития страны»). Анализ показал, что полная идентификация молодёжи со смысловыми характеристиками базовой культуры вне зависимости от её типов коррелирует с максимальной степенью поддержки определённой цели, значимой для будущего страны. Данный факт рассматривается как свидетельство интегрированности носителей базовой культуры в российское общество, их социокультурной включенности в изменяющуюся реальность. Отрицание молодёжью принадлежности к базовой культуре через её определённый тип преимущественно ведёт к некоторому снижению степени поддержки целей, значимых для будущего. Обнаружено, что как принятие, так и отрицание субкультурных смыслов менее выражено регулируют поддержку названных целей. Авторы предполагают, что представления об общественно-значимых целях находятся в более тесной связи с широкими пластами культуры, освоенными в процессе социализации и меньше определяются социально-психологическими и социокультурными характеристиками, обусловленными возрастом.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru