Статья посвящена проблеме конструирования коллективной памяти о неудобном прошлом современными элитами России на примере событий революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны. Рассмотрены конфликтные аспекты коммеморации (установка памятников и мемориальных знаков) в процессе конструирования официального исторического нарратива. Прослеживаются изменения в официальном историческом нарративе в отношении трудного прошлого в разные периоды времени.
Сохранение исторической памяти во многом зависит от политических задач актуальной государственной власти, которая не только поддерживает коллективную память с помощью различных коммеморативных практик, но и конструирует современный исторический нарратив. Этот нарратив не предполагает реставрации советской историографии; он совмещает самые разные интерпретации событий революции и Гражданской войны в контексте выстраивания исторического континуитета российской государственности. Поэтому образы некоторых советских деятелей соседствуют с фигурами их противников, формируя у массовой аудитории представления о патриотическом служении государству российскому, невзирая на идеологические и политические взгляды.
Утраченная память не восстанавливается; нынешние поколения россиян не восприняли политический опыт сторонников демократического социализма, которые отвергли большевизм и не поддержали белое движение в Гражданской войне. Отношение к проигравшим в борьбе с большевиками сегодня- негативно, как к слабым и неспособным политикам. Рассматривая историческую память как составную часть коллективной памяти, делается вывод о том, что в структуру коллективного сознания интегрируются только те события прошлого, которые воспринимаются обществом как чрезвычайно полезные для современных поколений. Кроме того, инерция общественного сознания влияет на отбор событийного материала. По этой причине за весь постсоветский период не удалось полностью заместить прежние советские идеологические штампы и клише новым историческим нарративом.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире активно развивается относительно новая отрасль социо-гуманитарного знания — memory studies В нашей стране данное направление исследований стало формироваться только в 90-е годы, преимущественно в среде историков.
Список литературы
1. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 346 с. ISBN: 978-5-98379-088-9 EDN: QXSOXF Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mémoire. Moscow: Novoye izdatelstvo; 2007. (In Russ.). ISBN: 978-5-98379-088-9
2. Олик Д. Фигурации памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11, № 1. С. 40-74. EDN: OZNZWZ Olik J. Figurations of memory: a process-relational methodology illustrated on the German case. Russian Sociological Review. 2012;11(1):40-74. (In Russ.). EDN: OZNZWZ
3. Olick J. K. The sins of the fathers: Germany, memory, method. Chicago: University of Chicago Press, 2016. 496 p. ISBN: 978-0-226-38649-2
4. Irwin-Zarecka I. Frames of remembrance: the dynamics of collective memory. New York: Routledge, 2017. 214 p. DOI: 10.4324/9780203791592
5. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. ISBN: 5-94457-176-4 EDN: QOVTZJ Assman J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury; 2004. (In Russ.). ISBN: 5-94457-176-4
6. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с. ISBN: 978-5-4448-0146-8 Assman A. Der lange Schatten der Vergangenheit. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2014. (In Russ.). ISBN: 978-5-4448-0146-8
7. Ассман А. Забвение истории - одержимость историей. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 552 с. ISBN: 978-5-4448-1151-1 Assman A. Geschichtsvergessenheit - Geschichtsversessenheit. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2019. (In Russ.). ISBN: 978-5-4448-1151-1
8. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 232 с. ISBN: 978-5-4448-1959-3 Assman A. Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2023. (In Russ.). ISBN: 978-5-4448-1959-3
9. Историческая политика в XXI веке: сб. ст. / Под ред. А. Миллера и М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 648 с. ISBN: 978-5-86793-968-7 EDN: PWAOQH Miller A., Lipman M. (eds). Historical politics in the 21st century. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2012. (In Russ.). ISBN: 978-5-86793-968-7
10. Методологические вопросы изучения политики памяти: сб. ст. / Под ред. А. И. Миллера и Д. В. Ефременко. М.: Нестор-История, 2018. 224 с. ISBN: 978-5-4469-1459-3 EDN: YMWXMT Miller A. I., Efremenko D. V. (eds). Methodological issues of studying memory policy. Moscow: Nestor-Istoriya; 2018. (In Russ.). ISBN: 978-5-4469-1459-3
11. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / Д. А. Аникин, Е. А. Бабкина, С. И. Белов [и др.]. СПб: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2020. 632 с. ISBN: 978-5-94380-289-8 EDN: PRNXGI Anikin D. A., Babkina E. A., Belov S. I. [et al.]. The politics of memory in contemporary Russia and in countries of Eastern Europe. St. Petersburg: Evropeiskii universitet v Sankt-Peterburge; 2020. (In Russ.). ISBN: 978-5-94380-289-8 EDN: PRNXGI
12. Наумов Д. И. Социальная память в контексте процессов реляционной методологии исследования // Теология. Философия. Право. 2018. № 2(6). С. 49-59. EDN: XVZKYX Naumov D. I. Social memory in the context of a process-relational methodology of research. Theology. Philosophy. Law. 2018;(2):49-58. (In Russ.).
13. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис, 2013. 640 c. ISBN: 978-5-901574-96-6 Alexander J. The Meanings of social life: A cultural sociology. Moscow: Praxis; 2013. (In Russ.). ISBN: 978-5-901574-96-6
14. Айерман Р. Культурная травма и коллективная память // Новое литературное обозрение. 2016. № 5(141). С. 40-67. EDN: ZCJHSD Eyerman R. Cultural trauma and collective memory. Novoe literaturnoe obozrenie. 2016;(6):5-47. (In Russ.).
15. Giesen B. Triumph and trauma. New York: Routledge, 2004. 206 p. DOI: 10.4324/9781315631455
16. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 186-224. Levada Yu. A. Historical consciousness and scientific method. In: Philosophical problems of historical science. Moscow: Nauka; 1969. P. 186-224. (In Russ.).
17. Васильев А. А., Соловьев В. Ю. О некоторых моментах современного исторического воспитания и формирования русской самоидентичности // Власть. 2011. № 1. С. 85-88. EDN: NCNAUL Vasilyev A. A., Solovyev V. Yu. On some aspects of modern historical education and the formation of Russian self-identity. Vlast’. 2011;(1):85-88. (In Russ.). EDN: NCNAUL
18. Растимешина Т. В. Культурное наследие церкви в презентации великодержавной модели истории и образа “народной монархии” в современной России // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2012. № 5(17). С. 76-84. EDN: PMBKID Rastimeshina T. V. The cultural heritage of the Church in the presentation of the Great-power model of history and the image of the “people’s monarchy” in modern Russia. Vestnik Moskovskoi gosudarstvennoi akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Filosofskie, sotsial’nye i estestvennye nauki. 2012;(5):76-84. (In Russ.).
19. Ахременко Д. А. Украинский институт национальной памяти: против национальной памяти? // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2015. № 1(1). С. 3-9. EDN: ZRMYWJ Ahremenko D. A. Ukrainian Institute of National Memory: against national memory? Novye istoricheskie perspektivy: ot Baltiki do Tikhogo okeana. 2015;(1):3-8. (In Russ.).
20. Кирчанов М. В. “Институты памяти” Чехии и Словакии и формирование образов Второй мировой войны // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 2. С. 17-26. DOI: 10.18287/2542-0445-2022-28-2-17-26 EDN: RWMEKD Kirchanov M. V. “Institutions of memory” in the Czech Republic and Slovakia and the formation of the Second World War images. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2022;28(2):17-26. (In Russ.). DOI: 10.18287/2542-0445-2022-28-2-17-26 EDN: RWMEKD
21. Дмитриева О. О. Историческая память и механизмы её формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6(361). С. 132-137. EDN: UGVVVF Dmitrieva O. O. Historical memory and mechanisms of its formation: analysis of historiographical concepts in domestic science. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015;(6):132-137. (In Russ.). EDN: UGVVVF
22. Баранов А. В. Память о Гражданской войне в коллективных представлениях российского общества // Перспективы. 2022. № 2(29). С. 109-115. DOI: 10.32726/2411-3417-2022-2-109-115 EDN: WQHHVO Baranov A. V. The Russian civil war in the collective memory of Russian society. Perspectives. 2022;(2):109-115. (In Russ.). DOI: 10.32726/2411-3417-2022-2-109-115.
23. Суслов А. Ю. Эсеры и меньшевики в историческом сознании российского общества: эволюция образа // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 3. С. 15-19. EDN: NBGIFL Suslov A. J. Social revolutionaries and mensheviks in the history consciousness of the Russian society: evolution of the image. Historical and Social-Educational Idea. 2010;(3):15-19. (In Russ.). EDN: NBGIFL
24. Туманов А. И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27, № 3. С. 35-49. DOI: 10.19181/nko.2021.27.3.4 EDN: AKUOVR Tumanov A. I. Role of national cinema in the formation of national identity. Science. Culture. Society. 2021;27(3):35-49. DOI: 10.19181/nko.2021.27.3.4 EDN: AKUOVR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу политической ситуации в Европейском Союзе, фокусируясь на изменениях в поддержке левых партий в контексте глобальных вызовов. Рассматриваются трансформации в электоральных предпочтениях граждан ЕС, вызванные экономическими и политическими потрясениями и международными конфликтами. Основное внимание уделяется потенциалу радикальных левых популистских партий. Анализ показывает, что традиционные левые партии теряют поддержку из-за недостаточно радикальных предложений, что приводит к фрагментации их электората. Радикализация политических настроений рассматривается как серьёзный вызов, поскольку радикальные движения менее предсказуемы и могут создать политическую нестабильность в регионе. В связи с этим перед аналитиками встаёт вопрос о возможных изменениях политического расклада, что особенно важно в условиях напряжённых международных отношений и санкционного давления на Россию. Автор подчёркивает необходимость понимания политических изменений и прогнозирования их последствий для разработки эффективных электоральных прогнозов. Рассмотрены основные итоги выборов в Европарламент 2024 года, их влияние на избирательные предпочтения и изменения в политическом ландшафте ЕС. Проанализированы теоретические подходы и эмпирические исследования ведущих отечественных и зарубежных учёных в области изучения партийных систем, что позволяет оценить текущие и будущие тренды в европейской политике. Работа также затрагивает вопросы объединения левых сил в противостоянии правым партиям, а также возможные сценарии развития политической ситуации в Европейском парламенте и её влияние на международные отношения и межгосударственное взаимодействие.
В статье представлена трансформация миграционной политики США и анализ её влияния на расклад сил в президентской кампании 2024 года. Избирательная кампания 2024 года в США характеризуется значительными различиями между основными партиями и их электоратом, а также акцентом на ключевых экономических и иммиграционных вопросах, которые разделили американское общество. Основным донором рабочей силы для США является Мексика, она же является воротами для нелегальной миграции из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Почти за всё время существования иммиграционная политика страны показывает, что миграция играет важную роль в развитии американского общества. Проблема нелегальной миграции существовала всегда и продолжает существенно влиять на социально-экономическое развитие страны. Современная стратегия США в области иммиграции сочетает преемственность с мерами ограничения, одновременно стремясь адаптировать миграционные потоки к экономическим нуждам страны. В статье даётся анализ влияния миграционной политики на политический ландшафт США во время предвыборной кампании 2024 года. Миграционная политика в США сегодня является инструментом ведения политической борьбы и «сведения счётов». Особое влияние на предстоящие выборы будут иметь нелегальные иммигранты из стран Латинской Америки, поэтому характерной чертой предвыборной кампании 2024 года является межпартийная борьба за латиноамериканский электорат вкупе с ужесточением миграционной политики. Авторы уделяют внимание причинам трансформации миграционной системы США и дают свой прогноз на исход выборов в стране при определённых условиях.
Статья посвящена выявлению специфики влияния «цифрового» фактора на динамику и трансформацию политической активности современной российской молодёжи. Автор уделяет особое внимание влиянию социальных сетей и цифровых медиа на политическое участие молодого поколения. Сегодня не только усиливается тенденция к появлению многообразных стратегий политической онлайн-деятельности российской молодёжи, но происходят существенные изменения в различиях ролевых моделей политического участия, дифференцирующих пассивно вовлечённых «зрителей» и деятельных активистов. Те молодые россияне, которые активно пользуются онлайн-ресурсами в своей общественно-политической деятельности, уже довольно эффективно используют цифровые технологии и способы привлечения новой аудитории, социальной мобилизации, поиска сторонников, координации совместных действий и т.д. Отмечается, что ключевой тенденцией последних лет становится «цифровизация политического участия» молодёжи и распространение феномена политического онлайн-участия. Автор приходит к выводу, что, несмотря на устойчивый рост численности молодых пользователей социальных сетей и потребителей цифровых медиа, возрастание роли этих онлайн-ресурсов как политических факторов, всё же не стоит преувеличивать их значение в процессе политической мобилизации. Трансформация социально-политического контекста и снижение общего уровня протестных настроений в обществе, «успокоение» стихийной мобилизации в «офлайне» непременно приводит и к снижению мобилизационного значения социальных сетей, и к сокращению численности протестно настроенной молодёжи.
Проблема национальной идентичности - одна из самых дискуссионных, не теряющих научной и социально-политической актуальности на протяжении многих веков. В основе национальной идентичности лежит система ценностных ориентиров, объединяющих индивидов в единую историко-культурную и социальную общность. Формирование национального самосознания происходит в процессе интернализации индивидом системы ценностей своей страны. При этом самоощущение принадлежности к определённой нации не предопределено формальным гражданством и не задано раз и навсегда, на протяжении жизни индивида существует возможность выбора, изменения национальной идентичности. Этот выбор неизбежен, когда меняются ценностные ориентиры страны. Современный период в российской истории - своеобразная точка бифуркации, ценности глобализирующегося мира, так называемые западные ценности приходят в противоречие с традиционными российскими ценностями. Для сохранения российской национальной идентичности особую значимость представляет выбор молодёжи. От того, какие ценностные ориентиры ложатся в основу национального самоопределения сегодняшней российской молодёжи, зависит будущее страны. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социально-политических ценностей и выбора национальной идентичности российских студентов. Студенчество определено в качестве объекта наблюдения не случайно. Как авангардная, наиболее образованная часть молодёжи с высокими амбициями и стремлением к социальной самостоятельности, студенчество наиболее восприимчиво к изменениям. Для анализа были использованы эмпирические данные исследования Центра политологии Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии». Методом факторного анализа по результатам эмпирического исследования было выявлено три базовых типа идентичности: «россиянин, человек своего города», «человек мира, Интернета», «азиат». Было доказано, что превалирующий тип идентичности студента тесно связан с его социально-политическими ценностями. Наиболее сильно по своим взглядам отличаются типы «россиянин, человек города» и «человек мира, Интернета». Для первого типа характерны выраженные позитивные оценки ситуации России на мировой арене, оптимистичные прогнозы развития как экономики, так и развития страны в целом через 10-15 лет. Основная национальная идея представителям данного типа видится в единении народов России в целях возрождения страны как великой державы. Представителям типа «человек мира, Интернета» характерны менее позитивные оценки настоящего и будущего России. Основная национальная идея для них заключается в создании правового и современного демократического государства, путь развития - свободная рыночная экономика. Среди ценностей более значимо представлены такие понятия как права человека, свобода и демократия. Но самым главным отличием второго типа являются ярко выраженные миграционные настроения.
В статье поднимаются проблемы, связанные с особенностями построения профессиональной карьеры выпускниками, получившими педагогическое образование. Несмотря на постоянную востребованность на рынке труда, образовательные организации находятся в ситуации хронической нехватки педагогических кадров. Цель статьи- анализ трудностей и вызовов, с которыми сталкиваются молодые педагоги не только при трудоустройстве, но и в период адаптации в образовательном учреждении. На основе большого массива статистических данных, а также социологических исследований, проведённых научными коллективами Института социологии ФНИСЦ РАН и РГГУ, показаны факторы риска и каналы ухода с рынка труда молодых педагогов-профессионалов. В статье поставлена, во-первых, проблема недостаточно осмысленного выбора и, как следствие, мотивации будущих педагогов в период их поступления в вуз, формирование «профессионального балласта» немотивированных на профессию педагога студентов. Во-вторых, проблема отсутствия необходимых вакансий, недостаточного размера заработной платы, некомфортных условий труда. В-третьих, проблема адаптации к работе в образовательном учреждении: недостаток стрессоустойчивости, профессионализма, коммуникативной компетентности, ответственности и инициативности. Сделан вывод, что для привлечения в школы молодых педагогов необходимы продуманные меры удержания в профессии мотивированных людей, начиная с вузовской ступени и заканчивая созданием благоприятных условий для их карьерного роста на рабочем месте.
Целью статьи является выявление новых трендов восприятия татуировок современным социумом с дополнительным фокусом анализа мотивов принятия решений об их нанесении, включая финансовый аспект затрат на данный вид самовыражения индивида. Объект исследования - доминантные причины/факторы татуирования в современных реалиях. Предмет - современные тренды восприятия татуировок различными категориями работающих россиян с акцентом на выявление противоречий между самореализацией посредством нанесения татуировок и возникающими препятствиями со стороны общества. Авторы используют аналитические подходы и статистические методы сравнения при анализе вторичных и получении первичных данных по изучаемой проблематике. В качестве первичной информации были использованы данные авторских исследований 2023 года. Также был применён метод контент-анализа высказываний в ходе тематической дискуссии на портале педагогического сообщества. Как показало исследование, внутри социума ситуация неоднозначна. Значительное число россиян заинтересованы в самовыражении через татуирование, но в обществе по-прежнему распространено традиционно настороженное отношение к обладателям татуировок, особенно к тем, кто трудоустроен в социальных отраслях. Для носителей «тату», вне зависимости от их профессиональных качеств, зачастую возникают существенные барьеры при трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице. Несмотря на это, данные исследования демонстрируют тренд роста числа обладателей татуировок. Те, кто ими уже «обзавёлся» ранее, готовы к дальнейшим финансовым затратам на обновление старых и нанесение новых татуировок. Объём средств, которые планируют, хотят и могут потратить респонденты на татуирование, несмотря на сложную экономическую обстановку, достигают 100тыс. руб. Результаты исследования могут быть практически значимы для учёных, специалистов, а также исследователей потребительского поведения россиян с т.зр. экономических аспектов принятия решений на новые виды товаров и услуг и специфики формирования трат на самовыражение.
Социальные взаимодействия в молодёжной среде регулируются на основании не только общепринятых образцов, но и на основании целей-принципов, формирующихся в среде самой молодёжи как ответ на изменение социальных и культурных условий жизнедеятельности. С точки зрения институционально одобряемой нормы, эти принципы являют собой социокультурные девиации. На уровне сознания они представлены в форме различных конфигураций смыслов-суждений, которые реализуются разными группам молодёжи в процессе взаимодействий. Одним из проявлений отклонения выступают регулятивные смыслы, ориентирующие на разобщение и самоутверждение за счёт окружающих. Анализируются данные, полученные в ходе всероссийского исследования, проведённого Центром социологии молодёжи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН в 2021 году. Рассматриваются связи труда, образования и межличностных взаимодействий с социокультурными девиациями молодёжи в социальной реальности. Встраивание социокультурных девиаций в процесс регуляции взаимодействий в молодёжной среде отражается в оправдании молодыми людьми практик травли, провокаций, злых розыгрышей и проявления неуважения к учителю как допустимых способов взаимодействий в значимых сферах жизнедеятельности. Их применение сопровождается наделением в молодёжных группах труда, общения и образования определёнными смысловыми характеристиками. В ходе анализа данных установлено, что суждения о буллинге и троллинге дифференцируют молодёжь по смыслу труда «ощущение своей полезности». Кроме того, суждение о буллинге дифференцирует молодёжь по смыслу «вынужденная необходимость». Выявлены связи одобрения респондентами суждений о буллинге, троллинге и учителе со смыслом общения «радость, счастье» и «внутренняя потребность». Также установлено, что суждения о пранке и учителе дифференцируют молодёжь по смыслам образования «возможность сделать карьеру» и «развитие способностей».
В статье рассматривается понятие героя применительно к концепту фронтира, который авторы статьи понимают как «контактное поле», рубеж, скорее соединяющее, а не разделяющее пространственно-временное поле сопряжения двух и более реальностей. Особое внимание уделяется разработке фронтира как точке сборки и личности героя и новой социальной нормальности. Обозначается необходимость проведения сравнительного анализа уже имеющихся в социологии понятий субъект, актор, герой. Предпринимается попытка развести эти понятия, даются основные признаки героя как тотального субъекта, указывается важность различия героя повседневного и «фронтирного». Обосновывается влияние фронтира как фактора в формировании образа героя на материалах эмпирического исследования, проведённого авторами статьи в восьми федеральных округах РФ в 2023 году (n=1350). Для этого анализируются данные по ряду открытых и полузакрытых вопросов в зависимости от места проживания респондентов, то есть территориального фактора. Авторы статьи приходят к выводам, что протяжённость России и различие её регионов, фронтирность некоторых из них дают соответствующие специфику и запрос на героя. Респонденты тех субъектов РФ, которые выступают в настоящее время сами как фронтир, гораздо чётче артикулируют своё представление о герое и героизме. Хрестоматийным же остаётся для россиян прежде всего военный герой. Значительная часть самостоятельно названных героев-это выдающиеся личности прежде всего советской эпохи, в основном, военачальники, политические деятели, дети-герои ВОВ. Работники повседневного служения и труда-врачи, медработники, волонтёры, спасатели, учителя, учёные и т.д., что было характерно для советской эпохи, в настоящее время в качестве героев самостоятельно респондентами не выделяются. Что приводит к выводу, что актор советского модерна, который соотносился с героизмом и был тесно связан с понятием героя (в частности, труда), сегодня в сознании россиян не актуализирован. Подобные трансформации связываются авторами с влиянием фактора ситуации, а так же со сменой соответствующих социальных онтологем.
Состояние и перспективы развития современной социологии рассматриваются в контексте чередования в её истории периодов фрагментации и интеграции. Первая интегративная волна в истории социологии была в 1920-1950-хгг., проявившись в создании «больших» теорий П.Сорокина, Т.Парсонса, Франкфуртской школы, которые связали разнородные идеи классиков в моделях общества как системы. После парадигмального кризиса 1960-70-хгг. и распространения постмодернистского дискурса возникла вторая интегративная волна, воплотившаяся в преодолевающих разрывы между концепциями детерминирующих структур и конструирующих действий теориях Ю.Хабермаса, Э.Гидденса, П.Бурдье и в метатеоретизировании Дж.Ритцера, П.Штомпки, Дж.Александера. Сегодняшняя фрагментация в социологии в условиях метапардигмального кризиса и постглобализации вызвана ростом влияния постколониального дискурса, попытками стигматизировать западную классику и создать теоретические альтернативы доминированию «глобального Севера» в производстве знания, а также распространением концепций, противопоставляющих классической социальности структур и действий социальную реальность сетей и потоков (Б.Латур, М.Кастельс, Дж.Урри, К.Кнорр-Цетина). В 2020-хгг. в социологии сложились условия для начала третьей интегративной волны, которая должна прийти на смену тенденциям дезинтеграции, дискриминации, возникновения разрывов и возведения барьеров. Актуальными становятся теории, создающие связную конфигурацию четырёх типов социальных структур: институтов, интеракций, сетей и потоков. Новый предмет теоретизирования конституируется их взаимосвязями в формах полей структураций, скейпов ассембляжей, коммуникаций, платформ, проектов и ивентов. Метафора дополненной реальности интегрирует представления о разных типах социальной реальности и преодолевает конститутивные для социологии конца прошлого столетия разделения на систему и жизненный мир, локальное и глобальное, приватное и публичное, материальное и символическое, реальное и виртуальное, физическое и цифровое и т.д.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru