Понятие культуры информационной безопасности достаточно многогранное. Очевидные аспекты, влияющие на формирование культуры информационной безопасности, – это информационные технологии, и они широко обсуждаются в литературе наравне с психологическими и культурологическими аспектами. Информационная безопасность по своей природе имеет ряд проблем: технических, связанных с непрерывным развитием аппаратно-программных вычислительных систем и пропорциональным увеличением их уязвимостей; правовых,
обусловленных неустранимым отставанием нормативно-правового регулирования и противодействия от возникающих угроз; персонала, получающего возрастающую осведомленность без осознанных норм поведения и принятия решений, связанных с обеспечением безопасности. Культура информационной безопасности не может сформироваться на пустом месте, для ее формирования необходимо обучение персонала в области информационной безопасности, а для этого целесообразно иметь эффективное методическое обеспечение. В работе выделяются три элемента составляющие и формирующие культуру информационной безопасности: технологии, политики/правила и люди/компетентность. Проводится обсуждение рассматриваемых элементов и выделяется их значимость. Особое внимание отводится понятию осознания информационной безопасности. В работе рассматриваются этапы когнитивного процесса обучения культуре информационной безопасности.
Идентификаторы и классификаторы
Понятие культуры информационной безопасности (далее – ИБ) достаточно многогранное. Известно много работ, посвященных формулированию определения культуры ИБ (Астахова Л.В. [1, 2], Поляков [3]). Культурологический подход к формированию культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза рассматривается Кузиной Н.Н.[4]. В структуре культуры ИБ автор выделяет аксиологический, технологический и личностно-творческий компонент и проводит культурологическое исследование аксиологического подхода. Рефлексивный подход к освоению культуры безопасности у студентов рассматривается Погодаевой М.В. и Ушевой Т.Ф. [5] Рефлексия очень важна для саморазвивающейся личности и развития самообучения ИБ. В работе Кузиной Н.Н [6] заявительно приводятся другие три аспекта формирования культуры ИБ студентов педагогических вузов: технический, гуманитарно-рефлексивный и гуманитарно-педагогический. Однако их всесторонний анализ не приводится. Следующие работы (Ерина Ю.С. и Кокаева И.Ю. [7]) направлены на изучение формирование культуры ИБ у студентов педагогических учебных заведений. В работах проводится анализ программ обучения студентов и выделяется важность технической компоненты обеспечения информационной безопасности на протяжении всего обучения.
Список литературы
- Понятие культуры информационной безопасности/Астахова Л.В.//Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2014. № 2. С. 1-8.
- От культуры – к культурному капиталу информационной безопасности организации/Астахова Л.В.//Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 85-101.
- Развитие культуры информационной безопасности в вузе/Поляков В.П.//Акмеология. 2006. № 4 (20). С. 80-82.
- Культурологический подход и его методологическое значение в формировании культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза/Кузина Н.Н. //Kant. 2017. № 2 (23). С. 38-42.
- Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов на основе рефлексивного подхода/Погодаева М.В., Ушева Т.Ф.// Казанский педагогический журнал. Издательство: Институт педагогики, психологии и социальных проблем (Казань). ISSN: 1726-846X. Номер: 4 (105) Год: 2014 С.: 91-100
- Культура информационной безопасности личности учителя и процесс ее формирования у студентов педагогического вуза/Кузина Н.Н.//Kant. 2018. № 2 (27). С. 88-91.
- Формирование культуры информационной безопасности у студентов будущих учителей в процессе профессиональной подготовки/ Ерина Ю.С., Кокаева И.Ю.// Вестник Кем ГУКИ. 41/2017. ISSN 2078-1768. С. 168-176.
- Формирование информационной безопасности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки/ Ерина Ю.С., Ю. В. Саханский // Вестник северо-осетинского государственного университета имени к. Л. Хетагурова. Издательство: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ). ISSN: 1994-7720. № 2, 2017. С.: 84-87.
- Формирование культуры информационной безопасности общества/МАЛЮК А.А.// Педагогика. Изд-во: ООО “Педагогика” (Москва). ISSN: 0869-561X. №3 (2009).С.: 33-39.
- Правовая культура и информационная безопасность/Валитов О.К.//Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1-1. С. 580-585.
- Влияние компьютерных технологий на формирование культуры информационной безопасности/Шумилова Н.С.//Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 189-190.
- Информационная безопасность как элемент информационной культуры/Алиева М.Ф.//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4 (108). С. 97-102.
- К вопросу об актуальности формирования культуры информационной безопасности у курсантов военных вузов/Селиверстов А.С.//Вестник современных исследований. 2018. № 6.3 (21). С. 190-192.
- Technology // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016. Web. 08 янв. 2016.
- History of technology // Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2016. Web. 08 янв. 2016.
- Осведомленность о безопасности: 6 мешающих факторов. https://www.securitylab.ru/blog/personal/bezmaly/345865.php
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1844538
- Oxford learner’s dictionaries. https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/awareness?q=awareness
- Nate Kornell. A Stability Bias in Human Memory. Encyclopedia of the Sciences of Learning, 2012. p. 4-7. ISBN : 978-1-4419-1427-9
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена чувствительности к справедливости как регулятору социального поведения людей. Отмечается, что индивиды, движимые мотивами борьбы за справедливость, могут проявлять агрессию и жестокость по отношению к окружающим, становиться асоциальными и совершать преступления; что диапазон чувствительности к справедливости простирается от ее полного отсутствия до обостренного чувства. В ней также представлены результаты эмпирического исследования чувствительности к справедливости, проведенного на выборке научных сотрудников ФСИН, разделенной на две группы по фактору пола. В совокупной выборке констатируются умеренные с тенденцией к низкому уровню показатели чувствительности к справедливости с позиций: «Жертва», «Свидетель» и «Бенефициар». Обсуждены значимые межполовые различия: более высокий уровень чувствительности к справедливости у мужчин с позиций «Нарушитель» и «Свидетель», а у женщин – с позиции «Жертва».
Статья посвящена исследованию образа будущего осужденных женщин. Представлен анализ главных психобиографических показателей, вычисляемых на основании оценивания пятилетних интервалов жизни («ОПИ», А.А. Кроник, Е.И. Головаха). В результате эмпирического исследования было изучено эмоциональное отношение женщин, отбывающих наказание в условиях исправительного учреждения, к будущему времени («Семантический дифференциал времени», Л.И. Вассерман). Предстоящий период кажется им довольно оптимистичным, однако дисбаланс целевой насыщенности будущего, выявленный с помощью процедуры формирования списка событий каузометрического опроса, а так же концентрация планов на удовлетворении текущих потребностей доказывает необходимость психологической помощи по выстраиванию разнообразных и долгосрочных целей на будущее. Опора на детально построенный, реальный образ будущего будет способствовать построению законопослушного поведения в настоящий момент, создавая условия для условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы, а так же профилактике рецидивной преступности.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи между профессиональной деформацией и ценностными ориентациями личности сотрудника оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, анализируются ценностные ориентации, описываются признаки профессиональной деформации.
В статье рассматривается вопрос выявления детерминант организационного климата отдела караульной службы силового ведомства, влияющих на качество исполнения ими должностных обязанностей.
В статье рассматривается вопрос значимости воспитания патриотизма у молодых работников учреждений и подразделений уголовно-исполнительной системы. Актуализируется роль формирования гражданско-патриотических качеств в наши дни; обозначаются важные нормативные документы, регламентирующие данное направление работы; приводятся примеры воспитательных мероприятий, традиционных для системы и отмечается комплексный характер воспитательных воздействий на молодежь УИС. Кроме того, выделяется ряд проблем, требующих своевременного решения в сфере воспитания у молодежи патриотических чувств и гражданских ценностей.
Статья посвящена важному вопросу современности – управлению безопасностью базой данных в уголовно-исполнительной системе, элементам управления безопасностью, реализуемым для эффективного поддержания безопасности базы данных.
В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности и педагогического мастерства представителей командно-преподавательского состава ведомственных вузов, выделяются основные направления педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подчеркивается, что звенья работы преподавателя являются творческими, пронизанными эвристикой, решением педагогических задач и прогнозированием дальнейших педагогических действий. Описывается комплекс творческих действий, предпринимаемый преподавателями образовательных организаций ФСИН России при решении педагогических задач и воспитывающих ситуаций, возникающих в преподавательской деятельности, приводится его структурно-функциональная характеристика.
Статья посвящена важной семейной проблеме – воспитание детей подросткового возраста. Представлены характеристики благополучных и неблагополучных семей, описан неблагоприятный стиль воспитания. Автор делает вывод, что стиль воспитания способствует формированию противоправного поведения подростков. В связи с этим необходимо обратить внимание на данную проблему, оказать помощь несостоятельным в воспитательном вопросе семьям.
В статье рассматривается вопрос понимания образовательной системы, ее особенностей, ведущей идеи развития региональной образовательной системы, а также важнейшие составляющие непрерывного образования. Рассматриваемые элементы образовательной деятельности наиболее полно характеризуют систему профессионального образования в уголовно-исполнительной системе.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su