Современная гибридная лингвоментальная информационная война массированно использует продвижение деструкции в массмедиа как инструмент негативной «мягкой силы» в дискурсе цифровой дипломатии недружественных стран, направленном против Китая, Вьетнама и России, как ключевых игроков на геополитической арене Юго-Восточной Азии. Западные геополитические противники в своем дискурсе делают акцент на пениафобии (боязни нищеты). Пениафобия является одним из базовых страхов человека, поскольку связана с обеспечением эффективной жизнеспособности человека и человеческой цивилизации в целом. Авторы относят пениафобию к одной из общечеловеческих социальных стигм, влияющих на социально-политический уклад и культуру того или иного сообщества. Дискурс цифровой дипломатии нацелен на активное использование открытой публичной интернет-коммуникации для мягкого управления общественным сознанием. При этом муссирование тем финансовой несостоятельности, грядущих экономических кризисов, недостаточной продуктовой обеспеченности и неизбежного голода, негативных последствий международной трудовой миграции и плачевного состояния трудовых рынков достаточно быстро формирует протестные настроения в обществе, трансформируя социальные воззрения на культуру денег, продовольствия и потребления еды. Информационные вбросы тем пениафобии используют сценарное моделирование в усилении представления потенциально опасных тем в массмедиа России, Вьетнама и Китая. В статье оцениваются манипуляции общественным сознанием в ситуации пандемии, осложненной психолого-информационным противостоянием Востока и Запада, а также западными социально-экономическими и политическими санкциями в связи с российско-украинским конфликтом. Современная социальная культура актуализировала особенности представления информации с использованием цифрового формата и последующим декодированием, что повлияло на социальную динамику в целом.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.20323/2658-7866-2024-2-20-19
- eLIBRARY ID
- 68584910
Человеческая цивилизация стремится задать вектор кластеризации людей, предметов, объектов, явлений с точки зрения моральной и материальной выгоды, придавая формат стигматизации одних феноменов (как то, болезни, нищета, травмы, войны, старость, сиротство и т. п.) и формат желательности и приоритета других явлений (например, молодость, здоровье, богатство и т. д.), что так или иначе влияет на культуру в обществе.
Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей пениафобии (боязни нищеты) как деструктивного социокультурного феномена с определением её места в процессе культурогенеза в странах АТР, что формирует предпосылки для дальнейшей эволюции культурологической теории по выработке целостного представления о функционировании социокультурного регуляторного механизма «богатство – бедность» в общественном сознании с позиций цифровой дипломатии.
Список литературы
-
Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / перевод с англ. В. Г. Николаева; под ред. С. П. Баньковской. Москва: Кучково поле, 2016. 413 с.
-
Бергер П. Л. Социальное конструирование реальности: трактат по социологическим знаниям / П. Л. Бергер, Т. Лукман. Москва: Московский Философский фонд, 1995. 322 с.
-
Борисова Г. А. Социальная деструкция как универсальный феномен жизни общества (позиция Франкфуртской школы) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. №25. С. 12-17. EDN: KXNOVD
-
Бурдье П. Социология социального пространства / перевод с французского; общ. пер. Н. А. Шматко. Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. 288 с.
-
Галиева Р. Р. Лингвофилосовский аспект категории деструктивности / Р. Р. Галиева, Ф. Г. Фаткуллина // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №1. С. 185-189. EDN: PYVRXJ
-
Голев Н. Д. Лингвоконфликтология, или лингвистическая конфликтология / Н. Д. Голев, Н. В. Обелюнас // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под редакцией А. П. Сковородникова. Красноярск: Изд-во “Сибирский Федеральный университет”, 2014. С. 279-280. EDN: UQAFPN
-
Гончарова Т. М. Средства массовой информации, политика и политическая репрезентация в эпоху постмодерна: социально-философский анализ. Красноярск: Филиал Московского психолого-социального университета в Красноярске, 2016. 160 с.
-
Горина Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: учебно-методическое пособие. Москва: Флинта; Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2020. 63 с.
-
Демидова Т. А. Использование концепции С. Карпмана для исследования созависимых отношений / Т. А. Демидова, В. В. Сойко // Таврический журнал психиатрии. 2017. №1 (78). С. 33- 37. EDN: ZWJTYZ
-
Денисенко В. Н. Языковая личность как отражение социальной и этнической идентичности / В. Н. Денисенко, А. В. Денисенко, Е. Ю. Чеботарёва // Вопросы психолингвистики. 2016. №3 (29). С. 56-68. EDN: WWOREZ
-
Дускаева Л. Р. Современный русский язык. Языковые техники создания медиа текстов: практикум. 2-е издание, стереотипное. Москва: ФЛИНТА, 2017. 429 с.
-
Ефремова Д. Н. Нейропсихологическая дистанционная диагностика // Возрождение традиций: сборник статей по материалам научной конференции / Отв. редактор Н. В. Мазурова. Москва: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2023. С. 67-70. EDN: NNHPIG
-
Ибрагимова З. Ф. Социально-экономическое неравенство населения Вьетнама: состояние и пути преодоления / З. Ф. Ибрагимова, Нгуен Тхи Шао Ли // Новый университет. Серия "Экономика и право". 2015. № 5(51). С. 59-62. EDN: UBIPHN
-
Ибрагимова З. Ф. Неравенство и бедность населения Вьетнама: тенденции и основные черты / З. Ф. Ибрагимова, Нгуен Тхи Шао Ли // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3(25). С. 40-44. EDN: XGRRUB
-
Зарубина Н. Н. Деньги как социокультурный феномен. Москва: Анкил, 2011. 194 с. EDN: QOMLYR
-
Карабулатова И. С. Проблемы создания цифровой библиотеки для оценки потенциально опасных текстов (ПОТ) в современном новостном дискурсе // Вопросы современной лингвистики и изучения иностранных языков в эпоху искусственного интеллекта: сборник научных трудов Международного научного форума, посвященного Всемирному дню науки за мир и развитие. Москва: Изд-во РУДН, 2020. С. 3-12. EDN: HLJQFY
-
Карасик В. И. Языковая пластика общения. Москва: Гнозис, 2021. 533 с. EDN: AIOGMR
-
Кардашина С. В. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса - Р. Килманна ("Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument - tki-r") / С. В. Кардашина, Н. В. Шаньгина // Педагогическое образование в России. 2016. №11. С. 216-228. EDN: YGWCEL
-
Кольцова Н. В. Сопоставление концептуальных полей "Богатство / бедность" в китайской и русской лингвокультурах: анализ результатов ассоциативного эксперимента и социологического опроса / Н. В. Кольцова, Н. Л. Чулкина // Ценности и смыслы. 2018. №1. С. 17-33. EDN: YSMAWM
-
Кольцова Н. В. Сопоставление концептуальных полей "богатство/бедность" в китайской и русской лингвокультурах: анализ результатов ассоциативного эксперимента и социологического опроса / Н. В. Кольцова, Н. Л. Чулкина // Ценности и смыслы. 2017. № 1(53). С. 17-33. EDN: YSMAWM
-
Коровин В. М. Третья мировая сетевая война. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 352 с.
-
Копнина Г. А. Речевое сопротивление навешиванию политических ярлыков как способ защиты в информационно-психологической войне // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Том.13, Вып. 11. С. 248-253. EDN: CAOAZN
-
Копцева Н. П. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе: монография / Н. П. Копцева, Н. Н. Середкина. Красноярск: СФУ, 2013. 183 с. EDN: RWKGHR
-
Кошкарова Н. Н. На пути к правде, ведущем ко лжи: феномен постправды в современной политической коммуникации / Н. Н. Кошкарова, Н. Б. Руженцева // Политическая лингвистика. 2019. №1. С. 50-56. EDN: YZFLWP
-
Лагуткина М. Д. Эвфемизмы в современном манипулятивном дискурсе СМИ / М. Д. Лагуткина, И. С. Карабулатова // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т.15, № 4 (44). С. 454-463.
-
Лысак И. В. Альтернативность в социальном развитии и фактор противоречия // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 3. С. 123-125. EDN: EIJLNP
-
Магомедов Н. Г. Лингвистические маркеры экстремизма // Kant. 2020. №1 (34). С. 151-155. EDN: BAOYDB
-
Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социологос. Москва: Прогресс, 1991. С. 274-283.
-
Мэй Чункай Опыт Китая в искоренении бедности // Восточная Азия: факты и аналитика. 2021. №3. С. 19-25. DOI: 10.24412/2686-7702-2021-3-19-25 EDN: ICCRRX
-
Молодыченко Е. Н. Идентичность и дискурс: от социальной теории к практике лингвистического анализа // Общество. Коммуникация. Образование. 2017. №3. С. 122-133. EDN: ZWHIWF
-
Мысенко О. М. Русские пословицы и поговорки о труде, бедности и богатстве как опровержение мифов о русской лени и неумении работать // Вестник ОГУ. 2011. №17 (136). С. 157-162.
-
Подпятникова Н. М. Современные технологии "Черного PR" // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №5-1. С. 61-65. EDN: RSHABV
-
Попова О. В. "Политика постправды" и популизм. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2018. 216 с.
-
Просеков С. А. "Лицо" китайца: содержание понятия // Знание. Понимание. Умение. 2020. №3. С. 191-201. EDN: TDUBDA
-
Пугачев В. П. Деструктивная деятельность в государственном управлении: теоретико-методологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2014. №3. С. 3-22. EDN: SGLQCV
-
Репринцев А. В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1 (25). С. 26-39. EDN: PYQZPT
-
Рябченко Н. А. Модели и практики управления политическим контентом в online-пространстве современных государств в эпоху постправды / Н. А. Рябченко, В. В. Катермина, А. А. Гнедаш, О. П. Малышева. Москва: Флинта, 2021. 335 с. EDN: LYGGDV
-
Серто М. Изобретение повседневности / [пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной]. Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. 328 с.
-
Сковородников А. П. Лингвотоксичные явления в речи и языке / А. П. Сковородников, Г. А. Копнина // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 28-32. EDN: ZQQYBH
-
Сорокин Ю. А. Стилистика дискомфорта и дискомфортная стилистика // Переводоведение: статус переводчика и психогерменевтические процедуры. Москва: Гнозис, 2003. С. 141-151.
-
Сундиев И. Ю. Теория и технологии социальной деструкции: (на примере "цветных революций") / И. Ю. Сундиев, А. А. Смирнов. Москва: Русский биогр. ин-т: Ин-т экономических стратегий, 2016. 431 с.
-
Татарко А. Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. Москва: Ин-т психологии РАН, 2014, 384 с. EDN: TGGHYR
-
Тимченко А. С. Образ купца-предпринимателя в китайских и русских пословицах и поговорках // Известия АлтГУ. 2013. №2 (78). С. 249-251. EDN: RSEYNX
-
Тлепцок Р. А. "Цветные революции": теоретический концепт и политическая практика // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. №4 (249). С. 60-71. EDN: JGPPPA
-
Трошин А. А. Отбор ухудшающий // Прикладная культурология. Энциклопедия. Москва: Согласие, 2019. C. 356-361. EDN: OIYCZJ
-
Узакова С. А. Особенности культурной самоидентификации в этнических казахских семьях // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. №2. С. 57-60. EDN: SYLEJD
-
Ху Цзядун Официальный сайт Посольства Республики Беларусь в Китайской Народной Республике как эффективный информационный ресурс цифровой публичной дипломатии // Беларуская думка. 2020. №3. С. 74-79.
-
Хуонг Тхи Тху Чанг Деструктивный экономический медиадискурс: опыт анализа русских и зарубежных СМИ / Хуонг Тхи Тху Чанг, К. Е. Барабошкин, А. Б. Нургазина // Медиалингвистика. 2023. № 10 (4). С. 554-567. DOI: 10.21638/spbu22.2023.407
-
Чан Тхи Тху Хыонг Вьетнамские пословицы и поговорки и их русские аналоги // Sciences of Europe. 2021. 67. № 4. С. 36-47.
-
Цветкова Н. А. Феномен цифровой дипломатии в международных отношениях и методология его изучения // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. История. Междунар. отношения. 2020. № 2. С. 37-47.
-
Церцвадзе М. Г. Выражение когнитивной оппозиции паремиях концептов "жадность" и "щедрость" в русской и казахской паремиях // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3. 45. С. 31-33. EDN: YLDLTF
-
Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / Пер. с англ. Н. Козловский. Москва: Новое издательство, 2005. 84 с.
-
Шубаева В. Г. Экономическое поведение молодых россиян в современных условиях: эмпирическое исследование / В. Г. Шубаева, В. Н. Наумов // Финансы и бизнес. 2017. №1. С. 94-103. EDN: YKWEVN
-
Якунин В. И. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография / В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин. Москва: Научный эксперт, 2009. 422 с. EDN: RBBLXV
-
Alison P. Galvani, Chris T. Bauch, Madhur Anand, Burton H. Singer, Simon A. (2016). Human-environment interactions in population and ecosystem health. PHASE, 113, 51, 14502-14506. DOI: 10.1073/pnas.1618138113
-
Appadurai, A. (2021). How to kill a democracy. Social Anthropology, 29, 2, 303-310,. DOI: 10.1111/1469-8676.13041 EDN: HQFUUY
-
Chandrappa, R., Bhusan Das, D. (2021). Public Health, Environmental Health - Theory and Practice, (219-255), (2021). DOI: 10.1007/978-3-030-64480-2
-
Goldstein, A. (2021). Developing statizens: biometric technologies and digital identification, Social Anthropology, 13052, 29, 2, 349-352,. DOI: 10.1111/1469-8676
-
Karabulatova, I. S., Aipova, A. K., Butt, S. M., Amiridou, S. (2021). Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 14(10), 1517-1537. DOI: 10.17516/1997-1370-0836 EDN: ARTIIR
-
Vyselko, I. (2022). CULTURAL MEANINGS OF MEDIA SPACE: PHILOSOPHICAL ASPECTS. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2022 15 (4): 476-484. DOI: 10.17516/1997-1370-0033 EDN: FMGOAN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В творчестве ненецкого поэта, писателя, художника и драматурга Прокопия Явтысого создается особый мифопоэтический мир, в котором существуют люди и звери, а также боги, духи и явления природы. Наиболее значимые произведения художника объединены в антологии, послужившие материалом для анализа в настоящей статье: это сборник стихов «Няхар“ яндиро’ тале“ - Тайны трёх миров», сборник драматургических произведений «Пьесы» и альбом художественных работ «Ненэйхибяритамна космос - Человек и космос». В статье ставится цель выявить и репрезентовать этнокультурные аспекты мифопоэтического мира Прокопия Явтысого. Обосновывается мысль о том, что художник-поэт Прокопий Явтысый - национальный философ для ненцев Европейского Севера и далее, соответственно, всего ненецкого сообщества. Для достижения поставленной цели к анализу привлекаются факты творческой биографии Прокопия Явтысого, рецензии и литературоведческие статьи, посвященные творчеству поэта и являющиеся теоретической базой исследования. Изучение мифологии и религии ненцев составляет основу для выявления мировоззренческих аспектов творчества Прокопия Явтысого, для системного описания его художественного мира как целостного Космоса. Используются герменевтический метод анализа, в логике которого литературные тексты и живописные произведения осмысляются как диалог с традицией, включающий в себя несколько этнокультурных кодов. Также в масштабах изучения заявленной темы целесообразным стало использование дополнительных методов - антропологического и биографического - для более глубокого понимания творческой индивидуальности автора, духовных основ его личности и художественного творчества.
Статья посвящена исследованию семантики петроглифов храмово-пещерного комплекса Дацзу, в частности отдельных гротов гор Баодиншань, Мяогаошань, Фоаньцяо и Шичжуаньшань, произведен комплексный семантический и композиционный анализ наскальных рельефов Дацзу, исследование атрибутов и физических параметров антропоморфных изображений Дацзу, позволяющее получить представление о мировоззрении людей той эпохи, об их повседневной жизни и в целом о художественном своеобразии искусства Китая в данный период времени. Авторы демонстрируют, как с точки зрения выбора тем и художественных приемов, наскальные рельефы Дацзу стремятся быть тесно интегрированными со светской жизнью и общественными эстетическими вкусами, чтобы события, слышимые и наблюдаемые в повседневной жизни людей, могли быть отражены в искусстве резьбы по камню. На примере анализа многочисленных скульптур показано, что древние мастера и художники сознательно или неосознанно добавляли свои собственные эстетические эмоции в процесс создания скульптуры, используя буддийское искусство для выражения светских идей и концепций народности Хань, а скульптуры вымышленных божеств для изображения реальных людей: в наскальных рельефах Дацзу используется стиль скульптуры в виде серийных картинок, где изображения искусно сочетаются с текстами, идейно-тематическое содержание близко к бытовой жизни народа. Особое внимание уделяется тому, что резьба по камню Дацзу унаследовала нишевый стиль ранних китайских гротов и создала архитектурный стиль с открытой формой, который успешно адаптировался к светскому растолкованию религиозной мысли и новым формам искусства тех времен.
Цель исследования - представить базовые аспекты цифровизации культуры и искусства. При помощи методов контент-анализа публикаций отечественных и зарубежных исследователей, нормативной базы по вопросам цифровизации были отобраны основные публикации по теме и определены направления трансформации сетевой коммуникации и роль гуманитарной науки в цифровой среде. Авторы констатируют, что проблема цифровизации культуры и искусства носит междисциплинарный характер, в нормативных документах обозначены основные стратегические параметры развития цифровой культуры в России. Определено, что цифровизация культуры и искусства в России связана с созданием цифровых ресурсов культурного наследия на основе искусственного интеллекта, дополненной и/или виртуальной реальности; с развитием виртуальных музеев, галерей и выставочных пространств; с организацией и проведением онлайн-мероприятий; с развитием образовательных платформ и курсов, направленных на изучение истории культуры, искусства, литературы и других областей, связанных с культурным наследие; с созданием и поддержкой социальных сетей и медиаплатформ, посвящённых культуре и искусству; с разработкой и внедрением мобильных приложений и сервисов, позволяющих пользователям получать доступ к культурным ценностям и др. Обобщен опыт сохранения и продвижения наследия культуры вуза посредством использования различных цифровых сервисов (виртуальной/ дополненной реальности, искусственного интеллекта, аддитивных технологий и др.). Сделаны выводы о проблемах и перспективах использования цифровых сервисов для образовательной, научной и творческой деятельности в вузе.
В статье исследуются способы символизации женских образов, созданных М. М. Пришвиным в «Первом звене» романа «Кащеева цепь». Согласно нашей гипотезе, женские образы, характерные для первой части романа (матери Курымушки Алпатова Марии Ивановны и гостивших в их доме девушек Дунечки, Маши, Кати, Нади), возникают в процессе художественного синтеза реалистической, мифической и символической образности. Реалистическое изображение близких автору и герою женщин (бытовой и социальный контекст, усадебное мировосприятие, практический жизненный опыт, психологические мотивации, поведение, речь, интонации) представлены сквозь призму формирующегося сознания героя-ребенка. В его непосредственном восприятии и переживании женские персонажи и предметы, не утрачивая своей фактичности, превращаются в мифические образы с присущей им экзальтированной условностью. В свою очередь, мифические образы женщин соединяются с софийной мифопоэтической символикой «Вечной Женственности», эстетическая концепция которой была почерпнута в религиозно-философских исканиях Вл. Соловьева и творчестве поэтов-символистов. В соответствии с условием символизации, женские образы «Первого звена» объединяются в сказочно-символический образ «одной», «настоящей и единственной» Марьи Моревны, которая становится неизменной спутницей романных «превращений» главного героя из Курымушки Алпатова в маститого писателя Пришвина. Задачу объединения реалистических женских образов в единый символический образ Марьи Моревны выполняет автор-повествователь, который вбирает в себя все романные «лики» писателя и является смыслопорождающим центром повествования. Возведение Марьи Моревны в символический статус является для автора-повествователя не просто данью мифопоэтической традиции символистов, но и фундаментальным условием формирования его мировоззренческих и идейно-творческих установок.
Статья посвящена проблеме рецепции творчества С. Есенина в Китае. Автор рассматривает историю появления произведений Есенина и сведений о самом русском поэте в Китае, обобщает опыт переводов и исследований Есенина в Китае, проводит систематизацию общих характеристик различных этапов китайского есениноведения, излагает и комментирует основные исследовательские точки зрения; уделяет внимание изучению в Китае различных жанров поэзии С. А. Есенина, а также обновляет обзор переводов и исследований творчества поэта в Китае до 2024 года, что помогает составить представление о данной теме в Китае на сегодняшний день. Сопоставляя китайское есениноведение разных периодов, автор приходит к выводу, что если исследователи прошлого века были сосредоточены на конкретных темах и традиционных исследовательских парадигмах; то в последние годы исследователи жизненного и творческого пути С. А. Есенина в Китае постепенно демонстрируют диверсификацию исследовательских точек зрения и междисциплинарность. В статье дается обзор результатов исследования творчества Есенина китайскими литературоведами в различных теоретических парадигмах: исследование поэм Есенина с точки зрения нарратологии, сравнительный анализ произведений С. А. Есенина и таких китайских поэтов, как Цзан Кэцзя, Ай Цин, Дай Ваньшу, Пэн Яньцзяо, исследования поэзии С. А. Есенина с точки зрения лексикологии и прагматики: анализ лексико-семантических парадигм и их функций, анализ русских культурных коннотаций поэтических слов Есенина, выстраивание их прагматических контекстов, а также языковой и культурной картины мира, представленной в творчестве поэта, исследования с точки зрения лингвокультурологии и анализ концептосферы на разных уровнях, рассмотрение экологической концепции и экопоэтических особенностей поэзии Есенина и др.
В статье анализируются формы манипуляции в комплексных коммуникативных ситуациях с полиадресованностью, то есть отдельные выражения всегда обращены к разным адресатам и аудиториям. Показан феномен направленности коммуникативного действия на третьих лиц в инсценированной коммуникации и участие манипулируемого в манипуляции в интернет-коммуникации. Поскольку комплексные коммуникативные ситуации полиадресованы, они характеризуются наличием более двух участников, которые играют такие разные роли, как непосредственные собеседники, модераторы, наблюдатели коммуникации и т. п. Известные примеры полиадресованной коммуникации находятся в рекламе и популярном формате ток-шоу. В ток-шоу выступающие обращаются непосредственно к своим партнерам по диалогу, но их высказывания воспринимаются непосредственно зрителями в зале и телезрителями, что может вызвать манипулирующий эффект, поскольку зрители-наблюдатели не узнают, что именно они первые адресаты. Подобное можно наблюдать в рекламных роликах, в которых люди вроде бы объясняют преимущества определенного товара другим участникам инсценировки, но, как известно, на самом деле коммуникация направлена на зрителей. Во втором типе комплексной коммуникации адресаты сами принимают участие в масштабной манипуляции. Так, например, при комментариях в интернете участники дискутируют между собой, но чат читают и другие пользователи. Это можно использовать для создания и усиления, так называемых информационных пузырей, которые пользователи интернета распространяют посредством дезинформации, теории заговора, через государственную и негосударственную пропаганду и т. п. С точки зрения теории манипуляции возникают вопросы, например, какие эффекты может иметь наблюдение за коммуникацией (пассивное участие), в какой степени сам реципиент является частью манипуляции и какую ответственность несет получатель и участник коммуникации в коммуникативном событии.
Россия 1989-2019 гг. - поучительная эпоха, вобравшая в себя трагедию распада Советского Союза, неоднозначные социально-экономические преобразования и возрождение суверенитета страны-цивилизации. Эпоха турбулентная по всем критериям и сферам анализа (экономика, политика, идеология, культура, менталитет). Авторский поиск сосредоточен на выявлении опорных точек взаимодействия (со знаками плюс и минус) идей и власти в современной истории России. Выдвинута версия о том, что распад Советского Союза имел место из-за социально-политической аритмии (неадекватное целеполагание; конфликтное национальное самоопределение; реформаторский популизм; накопленная слабость государства, подрыв вертикали власти ). Последний фактор недостаточно изучен в общественной литературе, между тем он является, на наш взгляд, катастрофическим для судей Советского Союза и связан с а) предоставлением директорам государственных предприятий избыточных полномочий и б) реорганизацией, а то и ликвидацией общесоюзных министерств. Введен в научный оборот и аргументирован концепт «либеральный этатизм» для обобщения экономической политики президента России с начала XIX века. В статье прослежено влияние кризиса глобализации (с 2009 г.) на метаморфозы базовых понятий в политологии (конфронтационная конкуренция, инклюзивность экономики, отход от взаимозависимости к самодостаточности). Россия выходила из санкций, кризисов, потрясений, опираясь на потенциал стрессоустойчивости либерального этатизма, государственно-частного партнёрства. Названы уроки неординарного опыта России: прагматичность подхода к соотношению силы государства и силы рынка, способность к мобилизации и восстановительному росту, модернизации ОПК. Высказаны прогнозы относительно развития ситуации в мире после СВО России на Украине.
В статье поднимается актуальная проблема воспитания и становления молодых граждан России. По мнению автора, только развитие социального, политического и культурного пространства на основе традиционных российских ценностей обеспечит цивилизационный суверенитет страны. В информационный век особым фактором формирования гражданственности молодежи становится процесс самоидентификации, который во многом связан с поиском самих себя и становлением гражданского мировоззрения в системе социальных сетей. Последние нормативно-правовые документы, принятые на федеральном уровне, подчеркивают актуальность задачи воспитания подрастающего поколения на основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в которых отражена самобытность России: многовековая дружба народов, сохранение национальных культур и традиций. В статье подчеркивается, что гражданское мировоззрение личности проявляется в активной общественной и политической деятельности, в понимании и реализации своего долга Гражданина на благо Отечества. Но представляя «портрет современного молодежного лидера», то есть социально-активного молодого гражданина, автор видит стремление не к общественной пользе, а к собственному развитию и личной карьере. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что мотив общественной пользы у подрастающего поколения ослаблен. Представленные в статье результаты исследования РИСИ РАН по выявлению отношения молодежи к развитию России и готовности её к гражданской ответственности за свою страну подтверждают, что только более 50 % представителей опрошенной молодежи из 43 регионов понимают свой гражданский долг и ощущают личную ответственность за будущее страны. В заключении подчеркивается необходимость на основе уже принятых нормативно-правовых документов выстроить единую государственно-общественную систему становления и формирования самосознания и гражданственности молодежи России, определив конкретные задачи задействованных в этой работе государственных и общественных структур.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/