Процесс цифровизации является драйвером развития абсолютного большинства сфер жизни человеческого общества. Цифровизация образования напрямую влияет на качество, актуальность и доступность получения образования, а в случае с образованием лиц с ОВЗ и инвалидностью в специальном или инклюзивном образовании вышеперечисленные факторы являются важнейшими. Благодаря цифровизации в образовании для лиц с ОВЗ появляются новые методы, возможности, методики, а именно: преподавателям становится проще не только обеспечивать учебный процесс, но и находить и получать необходимую информацию, оперативно осуществлять обмен опытом со своими коллегами. Огромные возможности предоставляет процесс цифровизации и самим обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. Преимуществ использования цифровых ресурсов огромное множество, но не стоит забывать о том, как трансформируются сферы жизни общества лиц с ОВЗ и какие риски несет эта трансформация для самих людей. Для педагога, ровно так же, как и для обучаемого с ОВЗ и инвалидностью, очень важно научиться грамотно пользоваться всеми доступными цифровыми технологиями для того, чтобы достичь необходимых результатов как в образовании, так и в других сферах жизнедеятельности. При изучении данного вопроса необходимо всегда помнить о том, что даже при бурном развитии технологий в центре нашего внимания должен оставаться человек с ограниченными возможностями здоровья, с его проблемами, трудностями и задачами. При внедрении цифровых технологий в образовательный процесс лиц с ОВЗ необходимо достичь максимального эффекта гибкости и оперативной реакции на возникающие потребности лиц с ОВЗ. В статье проанализированы и структурированы возможности и риски использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью на разных ступенях образования.
The digitalization process is a driver in development of the vast majority of human society spheres. Digitalization of education directly affects the quality, relevance and accessibility of education, and in the case of education of people with disabilities in special or inclusive education, the above factors are the most important. According to digitalization, new methods, opportunities appear for people with disabilities in education, namely: it becomes easier for teachers not only to ensure the educational process, but also to find and receive the necessary information, to quickly exchange experience with their colleagues. The digitalization process also provides huge opportunities for students with disabilities. There are many advantages in using digital resources, but do not forget about how the spheres of life of people with disabilities are transforming and what risks this transformation carries for the people themselves. For a teacher, just like for a student with disabilities, it is very important to learn how to use all available digital technologies competently in order to achieve the necessary results, both in education and in other areas of life. When studying this issue, it is always necessary to remember that even with the rapid development of technology, a people with disabilities, with his problems, difficulties and tasks should remain in the center of our attention. When introducing digital technologies into the educational process of people with disabilities, it is necessary to achieve the maximum effect of flexibility and prompt response to the needs of people with disabilities. The article analyzes and structures the opportunities and risks of using information, communication and digital technologies in the training of people with disabilities at different stages of education.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-2-4-69
- eLIBRARY ID
- 68589128