М. М. Сперанский был разносторонне образованным человеком, обладал знаниями в областях права, политики, философии, математики, физики, красноречия, даже Наполеон был под впечатлением от остроты ума российского деятеля. Чиновник ясно понимал потребности общества XIX в., осознавал, что и каким образом необходимо привнести в государственную систему Российской империи для ее совершенствования. Разумеется, детальный анализ конституционного проекта великого реформатора имеет огромное значение для истории нашей страны, поэтому исследование на данную тему остается актуальным и сейчас. М. М. Сперанский — ключевая фигура, оказавшаяся на стыке двух вечно противоборствующих движений социально-политической мысли — консерватизма и либерализма. Реформатор был приверженцем либеральных преобразований, однако для их успешной реализации нужно было иметь пусть и консервативное, но внутренне готовое к новым веяниям политики, государства и права общество. Почему же чиновнику с радикальными взглядами так и не удалось в полной мере осуществить свои амбициозные планы? Неужели его масштабные замыслы остались лишь призрачной иллюзией? В данной статье рассматриваются основные направления либеральной политики М. М. Сперанского в процессе создания и попыток воплощения конституционного проекта, анализируются объективные и субъективные социально-исторические факторы, оказавшие влияние на возможность фактического осуществления идей проницательного и мудрого государственно-правового деятеля. Также уделяется особое внимание значимости личности Михаила Михайловича — реформатора с радикальными взглядами — в истории нашей страны. Несомненно, М. М. Сперанский сформулировал большое количество либеральных постулатов, регламентирующих создание правового государства. Отголоски некоторых его идей находят отражение в современных концепциях и принципах, которые реализованы в действительности России.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17803/2542-2472.2024.31.3.020-024
- eLIBRARY ID
- 73231305
Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г., стремясь укрепить благо России на общепризнанных и основополагающих принципах. Император вполне обоснованно полагал, что такими принципами должны стать в первую очередь конституционный порядок и сила закона. Безусловно, для реализации своих идей Александру I нужны были ярые сподвижники, готовые прогрессивно мыслить, а главное, активно действовать. Взор монарха пал на М. М. Сперанского -одного из самых талантливых помощников Александра I, потому что взгляды самодержавного императора во многом совпадали с либеральными идеями М. М. Сперанского. Чтобы осуществить величайшие планы по кардинальной трансформации страны, Александр I поручил М. М. Сперанскому разработать план государственно-правового преобразования России. Верно указывает В. Г. Румянцева: «Государство обладает абсолютной монополией принуждения. Между тем такая монополия ограничивается правом. Ведь государство должно быть правовым, потому что оно должно быть справедливым». Со стороны М. М. Сперанского предлагалось превратить Российскую империю в правовое государство, где главенствует не произвол власти и начальства, а закон, действующий в качестве основы гражданской жизни. Так, в 1809 г. на свет появился конституционный проект М. М. Сперанского под названием «Введение к уложению государственных законов».
Список литературы
-
Иванов В. С. Проект конституционного преобразования М. М. Сперанского // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2010. - № 3. - С. 288-291.
-
Карамзин Н. М. Избранные сочинения. Т. 1 : Письма русского путешественника. Повести. - М. : Художественная литература, 1964. - 1484 с.
-
Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. - М. : Современник, 1982. - 351 с.
-
Карева А. В. Принцип разделения властей и права человека в концепции М. М. Сперанского // Человеческий капитал. - 2016. - № 6 (90). - С. 33-36.
-
Карева А. В. Традиции и новации в истории отечественной государственности: план государственных преобразований М. М. Сперанского // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2013. - № 1 (38). - С. 29-38.
-
Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. - М. : Статут, 2014. - 487 с.
-
Новаковский В. И. Биографические очерки. IV. Михаил Михайлович Сперанский. - СПб. : Общественная польза, 1868. - 106 с.
-
Румянцева В. Г. Власть должна быть ограничена правом во имя справедливости // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 6 (82). - С. 207-209.
-
Сперанский М. М. План государственного преобразования (Введение к уложению государственных законов 1809 г.). - М. : Русская мысль, 1905. - 359 с.
-
Сперанский М. М. Проекты и записки. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1961. - 244 с.
-
Фатхутдинов Р. Р. Конституционный проект М. М. Сперанского // Академическая публицистика. - 2017. - № 3. - С. 61-67.
-
Чибиряев С. А. Великий русский реформатор. - М. : Наука, 1989. - 213 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме международного сотрудничества между Советским Союзом и Японией в 1920-е гг. Автор использует метод историко-правового анализа в изучении конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией, которая была принята в 1925 г. Конвенция явилась одним из первых значимых исторических памятников XX в. в рамках развития российской дальневосточной политической программы. Автор рассматривает документ с исторической и правовой точки зрения с целью раскрыть его юридическую составляющую и углубить понимание его дипломатического значения и влияния на развитие международных отношений первой половины XX в. В статье представлен исторический материал о ключевых причинах и условиях, которые привели к подписанию конвенции. Особое внимание уделяется анализу ее содержания, ее основных принципов сотрудничества, которые заложили основы для регулирования отношений между Советским Союзом и Японией, а также изучению последствий, которые она имела для обеих стран, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В ходе исследования представляется авторская позиция о противоречивом характере конвенции от 1925 г., заключающемся в реализации сторонами своих внешнеполитических задач путем неравномерных уступок, в частности, для СССР. Подчеркивается вклад конвенции в формирование политических и экономических отношений Японии и СССР в последующие годы.
В статье дается краткий анализ причин и поводов для развязывания военных конфликтов и войн в прошлом, настоящем и делается прогноз на будущее. Давая оценку при сравнении идеологических разногласий и коммерческих целей, автор делает вывод о первичности экономических приоритетов, служащих причинами военных конфликтов и войн. Анализируя исторические примеры, автор показывает, что именно экономические приоритеты во все времена являлись основными причинами для развязывания военных действий. Основными задачами, которые решал агрессор, развязывая войну, являлись: расширение территории своего обитания; разграбление побежденных; превращение побежденного населения в рабов (дешевую рабочую силу). Именно данные приоритеты, по мнению автора, являются главными во всех войнах и вооруженных конфликтах, происходящих в истории. Аналогичные задачи решают в настоящее время промышленные и банковские олигархи США и объединенного Запада на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, Европе. Иные цели и задачи войн и вооруженных конфликтов являются второстепенными и могут быть реализованы в качестве дополнительных. В этой связи вопрос о первичности и вторичности коммерческой выгоды и идеологии решается в пользу коммерческой выгоды. В статье, на основе научных и исследовательских работ автора, делается вывод о том, что современная ситуация в мире имеет хорошо продуманную и тщательно просчитанную финансовыми олигархами США и объединенного Запада ситуацию, которая является коммерческим проектом, и ее реализация должна принести им существенные доходы, а населению планеты Земля разрушение, горе и страдание.
В статье представлена точка зрения автора относительно состояния духовной сферы русского общества, изменения в которой были вызваны кризисом, возникшим вследствие революционных событий февраля 1917 г., и связанным с ним опытом построения новой идеологии в условиях сложившейся в Российском государстве в марте - октябре 1917 г. переход- ной государственно-правовой системы. Автор на основе изучения широкого круга источников подверг критическому осмыслению данный опыт и сделал ряд выводов о том, что подобное строительство в условиях перманентного духовного кризиса было затруднено, а он сам был обусловлен совокупностью факторов: политических, социально-экономических, культурно-религиозных и др. Состояние государственно-правовой аномии, которое справедливо может считаться одним из характерных черт переходной государственно-правовой системы, стало следствием глубокого духовного, религиозного, идеологического, культурного конфликта, возникшего, начиная с первых дней становления «нового» Российского государства, и образовавшегося духовного вакуума и ситуации идеологической и религиозной неопределенности. Углублению духовного кризиса в русском постреволюционном обществе способствовала и меняющаяся в соответствии с политической ситуацией позиция Русской православной церкви по отношению к новой буржуазной власти и ее реформаторским замыслам. Подчеркнуто-равнодушная позиция русского духовенства по отношению к Временному правительству лишний раз показывала непопулярность его решений в глазах общества, лишала его проекты идеологической поддержки, тем самым способствуя утрате правительством авторитета у населения. В таких условиях все попытки центральной власти сформировать новую постреволюционную буржуазно-республиканскую идеологию оказались неудачными.
Статья содержит правовой анализ демографических процессов в России в ретроспективном аспекте в дореволюционный период. Решение демографических проблем в Российской Федерации на современном этапе представляется возможным только при учете историко-правового опыта государственно-правового регулирования общественных отношений в демографической сфере, в том числе в Российской империи, при учете положительных историко-правовых традиций. Следует учитывать, что демографические процессы оказывают влияние на возможность принятия и реализацию управленческих решений на национальном и региональном уровнях, а государственная правовая демографическая политика является составной частью правовой политики государства в целом. В данной статье исследуются этапы становления демографической политики в Российской империи, ее место и роль, цели. Дается определение демографических процессов, демографической политики, ее современное представление в нормах права. Соотношение социальной политики и демографической политики государства. Определяется значимость и важность развития и поддержки со стороны государства демографической политики в частности и социальной политики в целом. Проанализирован ряд законов Российской империи с XVIII по XX вв., выявлены особенности демографической и социальной политики. Учтены статистические данные переписи населения 1897 г., ставшей первой всеобщей переписью населения, определяющей количественный и качественный состав населения Российской империи. Исследуются основные реформы в сфере трудовых отношений, здравоохранения, пенсионной сфере.
Встатье представлен авторский анализ организационно-правовой основы приказной системы, которая оформилась в Русском государстве в конце XV - первой половине XVI в. В рассматриваемый период ранее существовавшая дворцово-вотчинная система органов, нацеленная на решение прикладных задач обеспечения управления княжеским двором, но предполагавшая наличие боярских вотчин, уже не могла эффективно отвечать вызовам, стоящим перед государством. Возникла необходимость в органах централизованного государственного контроля и управления. Такими органами стали приказы. Одновременно уровень развития права позволил придать как самой приказной системе, так и ее функционированию нормативные черты. В источниках того времени не просто упоминаются те или иные органы и должности, но и устанавливаются основы их правового статуса: место в системе органов власти и управления, права, обязанности, ответственность. Безусловно, такое закрепление, принципиально отличавшееся от прежнего подхода к данному вопросу, в конце XV - первой половине XVI в. не носило системный и всеобъемлющий характер. Но в то же время очевидно, что оно уже оформилось. Авторами рассмотрены признаки зарождения правового регулирования как организационной структуры приказов, так и порядка их функционирования. По результатам исследования делается вывод о том, что в конце XV - первой половине XVI в. организационно-правовая основа приказной системы Русского государства уже начала формироваться на базе ключевых нормативных актов того времени - Судебника 1497 г. и Судебника 1550 г. Действуя под контролем государя, приказная система выступала стержнем в управлении объединенным государством. Заложенные законодателем основы функционирования приказов обеспечили эффективное руководство и системный подход к решению внутригосударственных проблем.
В статье рассматривается вопрос соблюдения закрепленных Конституцией Российской Федерации трудовых и социальных прав граждан в отраслях экономики, частично или полностью переходящих на осуществление деятельности в рамках экономической модели, основанной на использовании цифровых платформ (платформенной экономики). Выявляются сильные и слабые стороны данного способа организации деятельности для занятых в рассматриваемых отраслях работников в рамках как трудовых, так и гражданско-правовых отношений, в том числе в статусе самозанятых. Основные возможные причины перехода экономических субъектов на деятельность в рамках платформенной экономики, в том числе со сменой характера правоотношений, обосновываются через совокупность объективных (экономических и социальных) и субъективных (связанных с образованием, способностями и мотивацией потенциального работника) причин. Производится мониторинг интернет-платформы Avito.ru в части поиска вакансий по специальностям, в рамках которых обеспечение надлежащего исполнения конституционных прав граждан оказывается возможным исключительно в рамках трудовых правоотношений. В ходе анализа предлагаемых фактическими работодателями условий занятости выявляются типичные потенциальные и фактические нарушения прав человека в отношении как непосредственно фактического работника, так и третьих лиц. По результатам анализа практики предлагается ряд мер, направленных на устранение выявленных предпосылок для нарушения конституционных прав граждан. В частности, обосновывается запрет на привлечение лиц в качестве самозанятых для выполнения работ либо оказания услуг, создающих угрозу нарушения их прав либо прав третьих лиц в случае осуществления данной деятельности вне рамок трудовых правоотношений, а также возможность признания гражданско-правовых отношений между фактическим работодателем и физическим лицом в статусе самозанятого фактическими трудовыми правоотношениями, при наличии признаков таковых.
В статье рассматриваются генезис и эволюция дореволюционного отечественного конституционализма. Предметом исследования являются истоки и теория конституционализма и политико-правовое воплощение практик русского конституционного движения периода XIX - начала XX в. Дореволюционный конституционализм возник в период правления Александра I, теоретически развивался весь XIX в. и достиг цели в начале XX в. Политико-правовым итогом развития отечественного конституционализма станет принятие в 1906 г. Основных государственных законов Российской империи. В результате принятия Основных государственных законов Российской империи произойдет правовое ограничение абсолютизма законодательными Государственной думой и Государственным советом. Для проведения историко-правового анализа теории и практик отечественного конституционализма в ходе исследования были использованы дореволюционные источники и нормативные правовые акты. Анализируемые исторические документы стали выражением конституционных идей XIX - начала XX в. В статье делается вывод о влиянии исторического процесса и особенностей российской государственности на формирование и развитие конституционализма. Основными причинами, которые вызвали ограничение абсолютной монархии в России, стали поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., эпоха «великих реформ» Александра II, народническое движение 1870-х - начала 1880-х гг. и первая русская революция 1905-1907 гг. Наибольшим проявлением конституционализма в Российской империи станет работа I и II созывов Государственной думы. Однако в результате «третьеиюньского переворота» 1907 г. был утрачен импульс поступательного движения в сторону правового государства, что станет одной из причин буржуазно-демократической Февральской революции 1917 г.
Внесение поправок в 2020 г. в Конституцию РФ 1993 г. стало решающим шагом на пути к укреплению суверенности на международной арене и рецепции в Российской Федерации исторических традиций и ценностных установок, характерных для России в любой исторической форме ее государственности. Единство государственной идеологии, находящейся под прямым запретом в главе «Основы конституционного строя» Основного закона России, стало предметом особого внимания разработчиков текста конституционных новелл ввиду невозможности внесения поправок в 1, 2 и 9 главы. Дополнения и изменения, внесенные в главы 3-8, позитивно повлияли и существенно смягчили ст. 13 (ч. 3), но не устранили полностью проблемы и противоречия между конституционными нормами и объективной необходимостью в восстановлении идеологической сферы в российском государстве, перед нарастающей агрессивной экспансией чужеродных ценностных установок, навязываемых рядом недружественных стран. Дискурс, проходящий в научном сообществе и на всех уровнях публичной власти в государстве по вопросу неизменности гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, приводит к мысли о целесообразности пересмотра действующего конституционного акта в будущем. На современном же этапе отмечаются позитивные перспективы в решении идеологических, социально-экономических, геополитических и иных проблем, а также выработке эффективной стратегии в сфере национальной безопасности Российской Федерации, чему немало способствует обновленная и усовершенствованная в 2020 г. Конституция РФ.
Статья посвящена исследованию роли литературного нарратива в конструировании и содержании отечественного правового дискурса. На основе коммуникативной методологии рассмотрены ценностные аспекты воздействия произведений художественной литературы на сознание и поведение субъектов права, а также конструирование правовой реальности. Анализ литературного нарратива как совокупности произведений художественной литературы, имеющих бытование в определенном пространственно-временно́м континууме, позволил сделать вывод, что литературный нарратив одновременно является специфичной формой познания правовой реальности и средством воздействия на сознание и поведение человека в процессе правовой социализации. Из всех социокультурных парадигм, опосредующих восприятие человеком сущности права не только в юридическом, но и в социальном смысле, именно художественная литература занимает наиболее значительное место. Выступая формой коллективного сознания, литературное произведение в процессе правовой коммуникации транслирует информацию о ценностных установках, реализация которых позволит придать правовому поведению адресата целенаправленный характер и обеспечит его идентификацию с сообществом, членом которого он является. Сформированные в отечественных художественных произведениях образы права и правовой реальности являются экспликацией правовых архетипов и транслируют примат ценностного компонента правовой реальности над нормативным.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru