Научный архив: статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ (2025)

Данная статья посвящена исследованию и разработке автоматизированной информационной системы (АИС) управления проектами. Целью исследования является создание системы, позволяющей эффективно управлять проектами, контролировать сроки, бюджет и ресурсы. В рамках работы были проанализированы существующие методы управления проектами, определены функциональные и нефункциональные требования к системе, разработана архитектура АИС с использованием современных технологий и проведено тестирование ее функциональности и производительности. Результатом исследования стала разработанная и протестированная АИС, демонстрирующая повышение эффективности управления проектами за счет автоматизации ключевых процессов, таких как планирование, контроль исполнения и анализ результатов. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанной системы для управления проектами различной сложности и масштаба, способствуя повышению эффективности работы организаций.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 5 (2025)
Автор(ы): Заудинова Фариза Магомедовна, Гастамирова Раяна Ахмедовна
Сохранить в закладках
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ (2015)

В статье раскрывается сущность внутрифирменного планирования на промышленном предприятии, дано определение понятия «инструменты планирования». Представлены количественные инструменты планирования деятельности предприятия и их особенности.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 5 (280) (2015)
Автор(ы): Власова Мария Александровна
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (2015)

В статье автор определяет основные задачи планирования затрат на производство, рассматривает процесс организации планирования и контроля посредством постановки системы бюджетирования затрат на производство сельскохозяйственного предприятия. Кроме того, автором рассмотрена классификация бюджетов предприятия и по отчетным данным сельскохозяйственного предприятия представлена методика составления генерального бюджета

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (277) (2015)
Автор(ы): Попова Людмила Владимировна, Сороколетова Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)

Промышленность составляет базу материального производства и экономики в целом. Многочисленные дискуссии о необходимости новой индустриализации заставляют вновь обратиться к анализу состояния индустриального потенциала и результатов промышленного развития в России. Статья направлена на подведение аналитических итогов по релевантным и агрегированным показателям промышленности России, характеризующим ее функционирование, для дальнейшей формулировки перспективных задач развития. Методологической основой исследования является теория индустриального развития. Использовались методы планирования и отраслевого анализа. Информационную базу составляют данные Росстата и ЕМИСС за 2012–2022 гг. В результате выявлено, что развитие российской промышленности можно характеризовать как «суженное». На темп роста валовой добавленной стоимости оказывает более сильное влияние динамика основного капитала, нежели труда. Величина фактора труда вносила большой вклад в создание новой стоимости, что говорит о преобладании трудоинтенсивных технологий либо устаревающих капиталоинтенсивных технологий. Эмпирически подтверждается факт, что в некоторых периодах наблюдался «парадокс быстрой индустриалиазции», то есть значительно меньший темп роста экономики при более высоком росте промышленности и наращении/обновлении ее фондов. При проведении промышленной политики необходимо воздействовать на факторы труда и капитала в обрабатывающих секторах. Индустриализация экономики России должна быть направлена на технологическое замещение посредством создания новой базы основных средств, а также требуется компенсация потерь сильно сократившегося трудового потенциала. Перспективной задачей выступает организация аналитического планирования для государственной промышленности и индикативной формы планирования для частных производств в совокупности с принятием закона о государственном секторе

Издание: JOURNAL OF NEW ECONOMY
Выпуск: Т. 25 № 1 (2024)
Автор(ы): Сухарев Олег Сергеевич
Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ (2025)

В статье рассматриваются различные классификации стратегий в системе стратегического управления с акцентом на применение в сельскохозяйственном производстве. Анализируются подходы известных исследователей, которые предлагают многоуровневую и многофакторную структуру стратегий, включающую корпоративные, конкурентные и функциональные уровни. В статье особое внимание уделяется специфике аграрного сектора, учитывающей природные условия и сезонность. Представлены классификации стратегий по различным признакам: уровню, направлению, срокам, типу ресурсов и целям, а также с учетом современных экономических, технологических и инновационных возможностей (инновационность, диверсификация, географический охват и степень интеграции). Подчеркивается необходимость комплексного анализа внутренней и внешней среды предприятия для выбора оптимальных стратегий с учетом отраслевой специфики и финансовой устойчивости. Сделан вывод, что предложенные классификации способствуют формированию системного подхода к стратегическому планированию в сельском хозяйстве и повышению эффективности управления аграрными предприятиями в условиях динамично меняющейся экономической среды.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 7 (2025)
Автор(ы): Остаев Гамлет Яковлевич, Байсултанова Альбина Аликовна, Темиржанов Хадис Ильясович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ (2025)

Совокупность требований устойчивого развития создает сложную системную проблему, решение которой напрямую зависит от создания адекватного инструментария для анализа стратегических направлений устойчивого развития агропродовольственных систем различного уровня. Целью авторов настоящей статьи был анализ современных предложений российских исследователей по совершенствованию методов стратегического планирования устойчивого развития продовольственных систем и актуальных возможностей их дополнения и развития. В современных условиях влияние неопределенностей внешнего экономического окружения, межрегионального обмена продовольствием и изменения биоклиматического потенциала территорий необходимо рассматривать в рамках единой задачи перевода продовольственной системы нашей страны в режим безопасного и устойчивого развития. В этих условиях аппарат экономико-математического моделирования требует существенной доработки, обеспечивающей большую системность отражения действительности, что является актуальной научной проблемой. Модель АПК и информационно-аналитическая система Декарбон-СХ, представленные с различных сторон в настоящей работе, обладают параметрами, позволяющими их использовать в рамках созданной цифровой платформы стратегического планирования.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 6 (2025)
Автор(ы): Сиптиц Станислав Оттович, Романенко Ирина Анатольевна, Евдокимова Наталья Егоровна
Сохранить в закладках
РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ (2025)

В статье представлен анализ роли искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) в современных системах управления предприятиями, с акцентом на различия в их применении в регионах России и за рубежом. Исследование выявило существенное отставание российского ИТ-сектора от передовых стран в области внедрения и развития ИИ. Для оценки ситуации авторами проведен анализ ИТ-сектора РФ, рассмотрены особенности регионального распределения специалистов и инфраструктуры, а также подчеркнута необходимость создания устойчивой образовательной среды для подготовки ИИ-специалистов. Особое внимание уделяется важности обучения уже внедренных ИИ-систем и наращивания их функциональности в процессах планирования посредством машинного обучения новых поколений моделей. В статье подчеркнута критическая роль ИИ в цифровой трансформации бизнеса и необходимость активных действий для преодоления выявленных проблем в России.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 2 (182) (2025)
Автор(ы): Тахумова Оксана Викторовна, Аксакалидис Иоаннис Александрович, Додыханов Тимур Тагирович, Бондаренко Дмитрий Витальевич
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2024)

Охарактеризована система управленческой практики организации и обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан школьным питанием. Актуальность заявленной темы обоснована с акцентом на социально-гуманистическую роль школьного питания для развития человеческого капитала. В связи с этим предлагается выделить социальные практики питания, куда относится и школьное, в особый вид экономической деятельности, в основе которого, с одной стороны, лежит невысокий коммерческий интерес основных игроков, а с другой - серьезные возможности для развития региональных экономик при поддержке государства. Выявлено, что основу системы управления школьным питанием составляют три важных процесса: планирование, реализация и контроль. Заключительным этапом управленческого процесса является корректировка. На этапе планирования, в соответствии с требованиями законодательства, органы исполнительной власти в лице министерств и ведомств осуществляют разработку и утверждение вариантов республиканских школьных меню, в том числе специализированных. К реализации плана приступают непосредственно образовательные организации. Этот этап условно делится на производство, за которое отвечают общеобразовательные организации и комбинаты питания, и потребление, участниками которого являются школьники и их родители. Реализация школьного питания тесно связана с системой контроля данного процесса. В Республике Башкортостан оценка организации и качества питания представлена в форме государственного и общественного контроля. Государственный контроль заключается в проверке санитарных условий и соответствия качества пищи установленным нормам. Общественный осуществляют Общественный совет при Министерстве образования и науки РБ, куда входят представители педагогического сообщества, специалисты в области развития образования, а также бракеражные комиссии, состоящие из родителей школьников. Анализ системы школьного питания на этапах планирования, реализации и контроля позволяет выявить необходимость корректировки на всех этих этапах для совершенствования механизма управления данным процессом.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Латыпова Миляуша Халитовна, Мигунова Юлия Владимировна, Селиванова Светлана Сергеевна
Сохранить в закладках
КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: КЕЙС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (2023)

Актуальным и востребованным направлением социологических исследований в урбанистике является креативное развитие регионов. В последнее десятилетие в России также принимается ряд стратегических документов в сфере урбанистики, составляющих основу устойчивого развития городов и регионов. Целью данного исследования является проанализировать и выявить особенности креативного развития регионов в современных условиях на примере Республики Башкортостан. Методология исследования - основным методом выступили кабинетные исследования, кейс-стади. Для решения частных задач был использован контент-анализ российской и зарубежной литературы по креативному развитию регионов. В результате исследования была рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая деятельность развития регионов, выявлены характеристики и современные тренды креативного развития регионов, стратегические направления развития Республики Башкортостан, особенности развития современного города Уфы. Материалы исследования легли в основу Программы переподготовки по «Организации работы с молодежью», которые прошли на базе Уфимского университета науки и технологий

Издание: УФИМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ
Автор(ы): Шаяхметова Римма Рафаэлевна
Сохранить в закладках
Формирование временных представлений у дошкольников и младших школьников посредством робототехники (2025)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования методов формирования временных представлений у дошкольников и младших школьников, что играет фундаментальную роль в развитии когнитивных способностей, организации их повседневной деятельности. Современные образовательные технологии, в частности, робототехника, предоставляют дополнительные возможности для освоения временных категорий в наглядно-действенной форме. Авторами в данной статье уделяется особое внимание созданию систематизации вариантов применения робототехнических средств в ходе формирования временных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная систематизация была основана на анализе современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Целью эмпирической части исследования является выявление влияния занятий робототехникой на развитие временных представлений у дошкольников и младших школьников. Предмет исследования - процесс формирования временных представлений у дошкольников и младших школьников посредством робототехники. Методология основана на комплексном подходе, представленном теоретическим анализом психологических и педагогических концепций развития временного мышления, а также эмпирическими методами (наблюдение, экспериментальное моделирование). Новизна работы заключается в обосновании роли характеризуемой техники в качестве эффективного инструмента для формирования у детей базовых временных категорий, что расширяет представления о методах когнитивного развития в раннем возрасте. Полученные результаты эмпирического исследования показали, что проведение развивающих занятий на основе робототехники положительно влияет на развитие временных представлений и навыка поискового планирования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Использование исследуемых ресурсов содействует осознанию последовательности событий, причинно-следственных связей, длительности временных интервалов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение роботизированных технологий не только повышает результативность усвоения знаний, но и развивает когнитивные способности. Это делает характеризуемый метод очень значимым направлением в психолого-педагогической практике.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Маркова Надежда Григорьевна, Кудашева Александра Алексеевна
Сохранить в закладках
ПРАКТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2025)

Статья посвящена вопросам изучения проблемы формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников при обучении иностранному языку. Цель статьи - показать возможность и целесообразность использования практико-исследовательского проекта как одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении десятиклассников лексической стороне речи иностранного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников для оптимизации процесса усвоения иноязычной лексики. Учитывая потребность десятиклассников к планированию, рефлексии и самоанализу, показана необходимость использования практико-исследовательского проекта как педагогической технологии для формирования метакогнитивных стратегий. В статье описаны виды метакогнитивных стратегий, проанализировано их положительное влияние на усвоение лексики иностранного языка, а также предложен адаптированный вариант практико-исследовательского проекта. Предлагается включение в процесс обучения десятиклассников иностранному языку формирование метакогнитивных стратегий на основе практико-исследовательского проекта, направленного на рефлексию собственной деятельности по усвоению лексики английского языка. В статье проанализировано опытное обучение, проведенное в МБОУ «Гимназия № 64 имени В. А. Котельникова» города Липецка с учащимися десятого класса на основе практико-исследовательского проекта «Как применение метакогнитивных стратегий повлияет на мое усвоение лексики английского языка?»: представлена анкета, проанализированы результаты анкетирования, предложены 5 вариантов кейсов для проведения практико-исследовательского проекта, описаны организация и результаты опытного обучения. Анализ литературы по проблеме исследования и проведенное опытное обучение показали, что практико-исследовательский проект может являться одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении иностранному языку, так как обучающиеся не только получают знания о метакогнитивных стратегиях, но и могут проверить их эффективность на практике в процессе изучения иностранного языка. Практические материалы статьи представлены на русском языке, так как они носят универсальный характер и могут быть использованы при обучении любому иностранному языку.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Чеснокова Елена Викторовна, Торопцева Анастасия Викторовна
Сохранить в закладках
Строительная модель ресурсно-календарного планирования внутренних штукатурных работ с использованием ТИМ (2023)

В данной работе автор рассматривает важность учета различных факторов при ресурсно-календарном планировании, особенно в контексте строительных проектов. Основное внимание уделяется применению технологий информационного моделирования и программного обеспечения Synchro 4D для эффективного планирования внутренних отделочных работ в жилых зданиях. В работе описывается, как использование специализированного программного обеспечения позволяет составлять календарные графики, контролировать выполнение работ и вносить корректировки при необходимости, что в свою очередь позволяет назначать периоды проверки и контроля качества выполненных работ, для адаптации календарных графиков к реальным условиям производства работ. Авторы предлагают строительную модель в виде трех составляющих: календарный график, модель здания и сметная документация. Произведен расчет сроков и используемых ресурсов строительной модели в сравнении с аналогами планируемого строительства здания.

Автор(ы): Галлямов Лунис Зиннурович, Кашина Светлана Георгиевна
Сохранить в закладках